itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Настоящий евангельский поступок

Беседа о подвиге сержанта Евгения Эпова с заместителем председателя военного отдела Санкт-Петербургской епархии

Герои России 
0
2066
Время на чтение 9 минут

Многие знают о подвиге комбата Сергея Солнечникова, совершенном 28 марта этого года на учениях в Приамурье. Закрыв своим телом гранату, нечаянно попавшую в бруствер окопа, офицер спас жизни многих солдат - ценой своей собственной. Но мало кто вспоминает теперь о 23-летнем сержанте Евгении Эпове, который двумя месяцами раньше совершил подобный поступок во время боя в Дагестане.

Родные героя живут далеко - в селе Мильгидун Забайкальского края. Раненые все еще лежат в госпитале под Москвой, другие бойцы 23-го отряда продолжают нести службу. Поэтому мы попросили рассказать о подвиге Евгения Эпова священника Димитрия Василенкова, заместителя председателя военного отдела Санкт-Петербургской епархии. Он был на Кавказе в то время, когда там геройски погиб Евгений.

Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, всё, что Вы знаете о подвиге сержанта Евгения Эпова. Общались ли Вы с ним лично?

Нет, лично мне с ним пообщаться не удалось... Бой был 27 января - как раз тогда, когда мы прибыли в Чеченскую республику. В бою участвовал 23 отряд спецназа внутренних войск из Челябинска. Насколько мне известно, столкновение произошло в Кизлярском районе Дагестана, в сельской местности. Наши подразделения выполняли задачи по поиску участников бандформирований. Но бандиты увидели наших ребят первыми, открыли огонь на поражение, и во время боя попытались прорваться и уйти. Это был их единственный шанс спастись. Бой был жестокий, банда была подготовленная, с хорошим опытом. В неё входили бывшие боевики, которые в своё время служили в наших силовых структурах - в армии, в МВД. Некоторые даже участвовали в чеченских войнах на нашей стороне. Но потом они встали на сторону боевиков и приняли их бесовские убеждения - по-другому это не назвать. Стали сторонниками экстремистской, вражеской идеологии.

Могильный крест сержанта Евгения Эпова

Во время боя патроны у боевиков были бронебойные, поэтому бронезащита не спасала. У нас сразу появились потери. Боевики тем временем пошли на прорыв и стали закидывать наших ребят гранатами. Одна граната упала в то место, где лежали наши раненые ребята. И тогда сержант Евгений Эпов грудью бросился на гранату и закрыл её своим телом. В результате подрыва гранаты он погиб, но благодаря ему, выжили раненые. Их вытащили, а пятерых боевиков уничтожили.

У нас погибли четверо ребят: воин Артемий, воин Дионисий, воин Евгений и сержант Евгений Эпов. И четверо раненых было. Молодцы ребята! С этой хорошо подготовленной бандой давно не могли справиться. Она давно свои чёрные дела делала, и была головной болью и наших правоохранительных органов, и местного населения. Бандиты могли бы ещё много дров наломать.

Вы встречались с кем-то из тех, кто служил вместе с Евгением?

Да, мы с диаконом Алексием Заворновым были у раненых в военном госпитале. Двое парнишек - мусульмане, один из них контужен сильно. Мы и с ними хорошо поговорили. И два парня - православные. Один из них, лет девятнадцати-двадцати, лежал весь в трубках. «Как, Андрей, дела?» - спрашиваю, а он только большой палец поднимает: хорошо, мол! После соборования снова спрашиваю: «Ну как?» И он еле слышно ответил: «Спасибо, батюшка, за молитвы».

У другого парнишки, Игоря, серьёзное ранение было, ногу ему ремонтировали. Врачи над ним колдовали, потом отошли, а он вроде без сознания был или спал. Я к нему подошёл, по головке его погладил, перекрестил. Он на какое-то мгновение глазки открыл - глаза мутные-мутные - и закрыл снова. Его, наверное, обезболивающими накачали - нужно было шину менять на ноге. Потом мне диакон Алексий из Москвы звонил: слава Богу, ребята хорошие, на поправку идут. Они лежат в центральном госпитале внутренних войск, в Реутове.

Уже после этого я крестил в 23-м отряде нескольких ребят. Человек шесть крестились: две девушки и четыре бойца. Дух у ребят хороший, боевой. К вере относятся с большим уважением. Мы должны радоваться, что у нас такие воины. Конечно, печально, что уходят лучшие...

А о родных Евгения Эпова Вы ничего не знаете?

У воина Евгения, насколько я знаю, остались и мама с папой, и девушка любимая. Нам-то дома в удобном креслице хорошо сидеть, говорить о том, как кто-то подвиг совершил. А ты попробуй, сделай этот выбор. Подумай: ведь домой вернуться уже не придётся. Может, увидеть-то и увидишь своих близких - Господь всесилен, а вот пообщаться, обнять маму с папой, любимую, детей уже не получится. Если бы каждый из нас непредвзято подумал - а способен ли он такой выбор сделать, может быть, и осознал бы, какой это подвиг. Это настоящий евангельский поступок: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13). Нужно переступить через своё человеческое естество, через страсти, желания, привязанности. Пожертвовать самым дорогим, что у тебя есть - жизнью. Броситься на гранату, сознавая, что ты не выживешь, погибнешь.

Когда это решается мгновенно, наверное, у воина должно быть какое-то особое вдохновение?

Мы не можем об этом судить, у нас нет личного опыта. Мы можем только говорить о том, что человек великий подвиг совершил, ребят спас и дал возможность врагов уничтожить. Это говорит о том, что у нас хорошая молодёжь. С ней работать нужно!

В том числе и военным священникам?

Да. Но военное духовенство у нас вводится через тернии и со скрипом великим. Складывается ощущение, что кому-то очень не хочется, чтобы в армии появились священники. Конечно, есть положительные изменения в этом вопросе, но они даются только с боем. Лично мне кажется, что священники необходимы не только в подразделениях министерства обороны, но и во внутренних войсках, которые ведут реальные боевые действия. Этот вопрос нужно обязательно довести до конца.

Ведь мы живем в предвоенное время, но не готовы ни к каким войнам. У многих военных есть сомнения в том, что с сегодняшней армией, состоящей из срочников-годичников, мы способны малой кровью решить хотя бы вопросы региональной войны. А уж к глобальной войне мы совсем не готовы, к сожалению! И не только с военной точки зрения, но и с точки зрения неготовности общества к испытаниям - ни моральным, ни духовным, ни нравственным.

Вспомним ситуацию перед Второй Мировой войной: общество было готово, люди были совершенно другие! А сейчас у нас происходит пацифизация мужского населения России. Армию превращают в армию барчуков. А ведь война - это потрясение на уровне всего человеческого естества. Это время, когда человек полностью перестраивается, когда ему нужно напрячь все силы - и души, и тела. Войти в эту экстремальную ситуацию совсем непросто, к ней нужно быть готовым.

В армии победы всегда есть три основополагающих принципа: суровейшая дисциплина, готовность к самопожертвованию и идеология. Но у нас в стране сейчас одна идеология: «Делай деньги». На сегодняшнюю молодёжь смотришь - и плакать хочется. Слава Богу, ещё из провинции, из деревень приходят нормальные ребята. А москвичи, питерцы... они и на мужиков-то непохожи. Есть, конечно, ребята хорошие, но в большинстве своем они очень изнежены.

Армия победы либо готовится, либо делается прямо во время войны, через кровь и мясо. Пока, к сожалению, мы больше относимся ко второму типу...

Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, чем Вы конкретно занимаетесь, когда приезжаете на Кавказ? Как, например, там Литургия совершается: в храмах или в полевых условиях?

Ну почему, в крупных городах есть храмы: в Грозном, в Ханкале. Там есть местные священники, которые Литургию служат. Но у меня-то, в основном, другие задачи. Я прямо в горах работаю, в воинских подразделениях - в отрядах спецназа, например. Там нет возможности Литургию совершить. Можно, конечно с собой запасные Дары взять и ребят причастить. Когда мы с диаконом Алексием Заворновым в последний раз были на Кавказе, у нас был очень своеобразный крестный ход по частям особого назначения и разведки внутренних войск. С собой у нас была святыня внутренних войск: мощевик с частичкой Пояса Пресвятой Богородицы, часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей многих великих святых. Диакон Алексей разработал наградные крестики для солдат и офицеров внутренних войск: красивые медальончики с драгоценными камнями. Все это, естественно, за народные деньги, мы же их и собирали.

Мы приезжали с мощевиком, служили молебны, награждали ребят крестиками. Приезжаешь в воинское подразделение - и ребята по сто, двести, триста человек выстраиваются, подходят к святыне, прикладываются, благословляются. В одном небольшом городе в Дагестане есть храм. Мы подошли к священнику, попросили у него запасные Дары и причастили около сорока человек. А на другой день принесли в этот храм мощевик. В Дагестане очень мало русских живёт, но тут весь храм был набит народом! Батюшка только свистнул - и со всей округи народ приехал: и духовенство, и миряне, которые еще живут в Дагестане. Мы отслужили молебен, и все подходили, прикладывались к мощевику... Для них это было маленькое чудо.

Мы объехали многие подразделения, и надо было видеть, как шли к святыне и молились солдаты, которых никто не гнал в храм пулемётами. Все они с благоговением относятся к вере православной. С ними работать постоянно надо, духовно их опекать.

То есть многие из них прямо там приходят к Богу?

Этого никто не может сказать, мы же не проводим опросы. Многие еще до армии уважительно относятся к вере, а значит, с ними можно работать, разговаривать. И в конце концов они приходят к более осознанной вере. Многие, например, не знают, что такое «причаститься», некоторые даже священника никогда не видели. Именно поэтому присутствие в силовых структурах духовенства крайне необходимо.

Но самое главное - должна измениться ситуация в обществе в целом. Если мы сейчас не выжжем каленым железом разврат и нравственное разложение, то страна будет разрушена. Почему сейчас начались такие нападки на Церковь? Совсем не потому, что кто-то подумал, что Церковь собирается стать государственной структурой и подчинить себе власть. Мы, священники, прекрасно понимаем, что это - миф. Сейчас с государством идет определенная конструктивная работа, но этой работа там еще непочатый край. Просто наши враги понимают, что нужно не дать Русской Православной Церкви успеть хоть что-то сделать. Им необходимо, чтобы у наших границ находились расслабленные, деградировавшие люди. Враги будут действовать всё активнее, если мы не будем давать им по зубам, если будем отступать, прикрываясь толстовскими пацифистскими настроениями.

В последнее время наше общество стало предельно антропоцентричным. Если кто-то совершил преступление против человека - убил, ограбил - это трагедия, великая трагедия. А если совершено преступление против Бога - «Бог простит». Но давайте-ка мы откроем Ветхий Завет и почитаем его. Что Бог делал с теми народами, которые нарушали Его Закон? Мы можем спроецировать это и на себя. Это личных врагов надо прощать, а врагов Божиих - гнушаться. Воевать-то за Отечество надо!

Батюшка, а у Вас есть сыновья?

Да, маленькие есть.

Как объяснить ребенку, воспитанному в Православии, что на войне нужно сражаться - то есть убивать врага?

У нас, к сожалению, потеряна традиция воспитания православных мужчин. Как правило, мальчики, когда подрастают, уходят из воскресных школ. Ведь мальчик - это мужчина, а в воскресной школе с ним занимаются бабушки и дедушки. Не дело это, что женщины воспитывают мужчин! Откуда у нас Суворов взялся? А святой Александр Невский? Как их так растили? Суворов был немощным, но он же себя воспитывал: ломал, заставлял! И всё для того, чтобы Отечество защищать.

Мальчика должен воспитывать мужчина, должна быть восстановлена система православного воспитания. Мы пытаемся что-то сделать в этом направлении, например, создавать патриотические клубы. Но все должно начинаться в семье, и в первую очередь - создание информационного пространства вокруг ребенка. Вот ваше дитя растет. Какие книжки он читает? Какие образы вокруг него присутствуют? Должны быть образы защитников Отечества, православных воинов: богатырей, святого Александра Невского... А если он в трансформеров играет и в прочую мерзость?..

Если ребёнок играет в солдатиков, то они обязательно должны быть русскими. Я своим детям стараюсь выискивать именно отечественных солдатиков. Есть очень удобные интернет- магазины, в которых можно купить русских солдатиков различных эпох. Для мальчика, для православного мужчины защита Отечества - это естественно. Мы же учим его не убивать, а защищать. Подрастая, он начнет понимать, что зло приходится пресекать - это условие существования в нашем падшем мире.

В основном дети сейчас воспитываются в принципах либерализма, в русле специальной программы, которая предназначена для того, чтобы уничтожить православную культуру. Если ребенок растет в этой зараженной системе координат, то это трагедия. И как ему тогда объяснить, что на войне надо сражаться? А как вы будете ребенку Ветхий Завет преподавать? «Давид убил Голиафа, ах, какое он зло сделал, как он плохо поступил!» А если ребенок растет и знает, что родину надо защищать, то он поймет, что Давид народ Божий защитил. И если бы он этого не сделал, то была бы очень большая беда.

Мы просто очень основательно заблудились. Мы забыли даже о том, как относились к Отечеству наши предки. Мы до сих пор не можем понять, что такое Россия! А они знали, что Россия - у подножия престола Божия, что Россия - третий Рим, а четвертому не быть. Сейчас еще во всем мире сохранились осколки христианской цивилизации. А скрепляет эту цивилизацию православная империя. Подрубите этот ствол - и все рухнет. Посмотрите на Россию: это - самая крупная в мире Православная Церковь, где восемьдесят процентов населения криво-косо, но считают себя верующими. А если не станет России, то что произойдет с другими Православными Церквями? Разобраться с Сербской, Антиохийской, Александрийской Церковью будет очень легко. Отряд не заметит потери бойца, мировая общественность даже не вспомнит об этом. Все зациклено на России, на этих восьмидесяти процентах. Обо всем этом я говорил в моей статье «О будущем с болью».

Россия держится на Церкви. Мы сами этого часто не понимаем, но наши враги - понимают. Потому и идет всплеск либерального мракобесия в отношении Церкви. Они знают, что во время испытаний народ потянется в Церковь, и изо всех сил пытаются нарушить связь между Церковью и народом. Мы должны не просто защищаться - мы должны наступать! Это бой, который мы сейчас ведем за наше Отечество. Другого пути у нас нет. Если мы не взойдём на крест, то и воскресения не будет.

От редакции РНЛ. Если кто-то из наших читателей может рассказать о сержанте Евгении Эпове, мы будем благодарны за любую информацию.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Женю знала лично!

сегодня присвоено звание Героя России!!! Посмертно... Женя был верующим человеком, настоящим Человеком! Слава Герою!!! Вечная память...
Аннушка / 04.05.2012, 15:07

2. про москвичей

А москвичи, питерцы... они и на мужиков-то непохожи. Есть, конечно, ребята хорошие, но в большинстве своем они очень изнежены.

С кого и надо начать прижигание каленым железом, так это с о. Димитрия. "Москвосрач" мы уже проходили. Рыба гниет с головы. Эти самые "многие военные" давно сидят на измене (как впрочем и перед Второй Мировой войной). Я служил в Анголе почти 2 года, до самого вывода и повидал достаточно плясок с бубнами и про Москву, и про глобальную войну. При таком раскладе, военный священник может стать еще одним нахлебником на бедные солдатские и матросские головы.
Серафим / 02.05.2012, 19:37

1. Спаси Бог!

Вечная память рабу Божиему Евгению и всем нашим солдатам и офицерам, отдавшим свои жизни за други своя. Очень много мудрых мыслей в статье. Спаси Господи авторов. Побольше бы таких статей.
Георгий / 28.04.2012, 17:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Василенков
Уходящий 2023 год для народа вразумительный
Народ начинает просыпаться от морока
30.12.2023
Ругань всячески героизируется
Пока не будет жёстко поставлен вопрос о недопустимости мата, будут у нас потери и поражения на войне
19.09.2023
«Пора прекращать этот пир чумы в тылу»
Иначе воинов, вкусивших кровь и видевших смерть товарищей, трудно будет остановить, когда они сами возьмутся за выкорчёвывание этого безумия
11.09.2023
«Мы немного недооцениваем военное духовенство»
Главный священник СВО о.Димитрий Василенков о духовном окормлении воинов на фронте
06.07.2023
Все статьи Протоиерей Димитрий Василенков
Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Герои России
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04