О значениях слова «служба» в русском языке

0
2316
Время на чтение 3 минуты

От редакции. Предлагаем вниманию читателей небольшой текст председателя общества ревнителей истории г.Казани Василия Ордынского. Несмотря на то, что текст содержит спорные с богословской точки зрения моменты - отождествление государства, исполняющего катехоническую миссию, с Самим Катехоном, - в тексте просто и ясно изложены те прописные истины, о которых нельзя забывать всякому человеку, любящему Отечество.

 

В русском языке у слова «служба» 2 основных значения:

1) служба государству (прежде всего, военная служба);

2) богослужение.

 

Слово «служба» свидетельствует о том, что в сознании русских людей на протяжении веков работа на государственные структуры воспринималась как единое целое с причастностью Православной Церкви.

Здесь служба в армии, работа на государственные структуры («служить чиновником»), управление той или иной государственной структурой в рамках «службы царю» (армейским подразделением, ведомством, губернией) выступает в качестве единого целого с исповеданием (включающим в себя как религиозное мировоззрение, так и собственно исполнение религиозных ритуалов).

Эта многозначительность слова «служба» свидетельствует о том, что у русских людей было целостное христианское мировоззрение, несмотря на то что, якобы, «Русь была крещена, но не просвещена».

В христианской религии изначально с момента её возникновения религиозными ценностями была пронизана вся жизнь христиан, без разделения сфер светских и религиозных.

Слово «служба» напоминает нам о тех временах, когда русские православные христиане (как и ранние христиане) жили верой и не выделяли ее ни из частной, ни из публичной сферы своего бытия. (Включая политическую деятельность, выражавшуюся в государственной службе).

Пример синтеза политической деятельности (в современном понимании этого слова), воинского служения, и службы Богу - деятельность Минина и Пожарского по освобождению Отечества от иноземных захватчиков.

Известный правовед и византинист Алексей Величко в своей статье «Правовая (каноническая) природа Вселенских Соборов» [1] ссылается на мнение известного русского канониста и специалиста по церковному праву П.А. Лашкарёва, говоря о том, что неразделенность религии и нравов, политики и морали всегда являлись «визитной карточкой» для правосознания христиан.

И наконец, слово «служба» отсылает нас к идее Третьего Рима и принципу «симфонии властей». Неразрывный синтез духовного владычества и мирской власти был характерен для Византии, преемником которой стало Московское государство. Именно Россия переняла эстафету от Византии (Второго Рима) и стала Новой Римской Империей, Третьим Римом и Катехоном (державой, удерживающей мир от победы зла). Для сознания подданных обеих христианских империй была характерна сакрализация государства, которое служило высокой цели.

Принцип «симфонии властей» многократно нарушался и в Византии, и в России, тем не менее, так или иначе, эта высокая цель государства (катехоническая миссия) выполнялась.

Слово «служба» в сознании русских людей означало неразрывно связанные между собой служение государству и служение Богу, что неизбежно вело к сакрализации государства.

Это объясняет, почему у русских людей нашла отклик светская идеология этатизма (сакрализация светского государства и абсолютизация его роли в жизни людей).

В советский же период, на смену теоцентрическому строю мысли окончательно пришел «властецентричный строй мысли». Абсолютизация Божьего Промысла в жизни людей в была заменена на абсолютизацию роли государства в их жизни.

Тем не менее, как это ни парадоксально звучит, Россия выполняла роль Катехона и в период диктатуры атеизма - которая, как выяснилось позже, была явлением временным. В период временного господства этой идеологии отчетливо проявилась уникальная роль Московского Патриархата, который стал единственной реальной альтернативой тоталитарной безбожной идеологии, не будучи и зависимым от геополитических оппонентов России.

Зримым подтверждением сохранения у России функции Катехона является победа в Великой Отечественной войне, когда только Россия смогла остановить экспансию германского нацизма.

Нацизм был очевидным глобальным злом, угрожавшим существованию целых народов и утверждавшим античеловеческую, неоязыческую идеологию.

И получается, что даже атеисты, которые во время Великой Отечественной войны были убеждены в том, что они всего лишь служат государству, - на самом деле служили Богу, поскольку участвовали в выполнении государством высокой цели удержания мира от победы сил зла.

 

[1] http://vizantolog.ru/?p=85

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Весьма интересный по духовной мысли материал!

Вот подлинный пример, когда подтверждается истина: краткость — сестра таланта! К сожалению, этимология слова «служба» в наших словарях пока разработана неудовлетворительно. Например, в «Этимологическом словаре Русского Языка» Максимилиана Фасмера статьи «Служба» нет вовсе, а близкая по смыслу статья «Служить, Ближайшая этимология: Служу, см. Слуга. Страницы: т. 3, с. 677» относит нас к «слуге». Но и здесь есть интересный для размышления материал: «Слуга, Ближайшая этимология: Укр. Слуга, др.-русск. Слуга, ст.-слав. слоуга Шphrљthj, DiЈkonoj (Супр.), болг. Слуга, сербохорв. слуга, мн. слугЊ, словен. sluga, чеш. slouha "общинный пастух", польск. sљugа "слуга". Сюда же Служить, -Жу, укр. Служити, блр. Служыць, др.-русск., ст.-слав. служити, - ж† LatreЪw, Diakonљw, ЃerateЪw (Супр.), болг. Слуґжа "служу", сербохорв. слуґжити, служи м, словен. sluјiti, - im, чеш. slouјiti, слвц. sluјit', польск. sљuz†yc, в.-луж. sљuјic, н.-луж. sљuјys. Дальнейшая этимология: Родственно жем. slaugyti, slaugau~ "поддерживать, помогать", paslaugi°nti "заменять к.-л. на работе", slauga° "услужение; слуга", pa~slauga "помощь, услуга", далее ирл. sluag "отряд", tеg-lасh "домочадцы" (*tegoslougo-); см. Педерсен, Kelt. Gr. I, 84; Зубатый, AfslPh 15, 479; Траутман, ВSW 269; Буга, РФВ 66, 248 и сл.; 75, 145 и сл.; Фортунатов, ВВ 3, 58; Мейе, Eґt. 258 и сл.; Бецценбергер у Стокса 320 и сл.; Миккола, RS I, 17. О заимствовании слав. слов. из кельт., вопреки Шахматову (AfslPh 33, 92), Файсту (WuS 6, 45), Микколе (РФВ 48, 273), не может быть речи. Ввиду балт. и кельт. форм, которые указывают на наличие группы sl-, невозможно родство со Слыть (см.), первонач. якобы "крепостной" (ср. нем. HЈriger — то же), вопреки Террасу (ZfslPh 19, 123). Комментарии Трубачева: [Кельт. заимствование продолжает видеть в этом слове Лер-Сплавинский (RS, 18, 1956, стр. 6). Ондруш ("Sborniґk filoz. fakulty", 10, Братислава, 1958, стр. 79 и сл.) выдвигает новую этимологию: первонач. имя действия *slugа < и.-е. *sel- "двигаться, течь". — Т.] Страницы: т. 3, с. 676». Чрезвычайно интересно родственное слово в чешском языке: «чеш. slouha "общинный пастух"». Вспоминается классическое: «слуга Царю, отец солдатам…» Оно явно указывает на генетическую связь «слуги» и со словом «слух», и глаголом «слушать», «слушаться», а через это и с церковным «послушанием». В высшем смысле получается, что служить БОГУ — это слушаться ЕГО… Вообще о «слышании», об умении «слышать» в Евангелиях говорится в очень важных местах. Весьма благодарен автору за ссылку на очень интересную статью доктора юридически наук Алексея Михайловича Величко, обладающего поразительным чутьем по отношению к историческому правосознанию православных христиан.
Леонид Болотин / 31.01.2012, 11:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Витальевич Ордынский
Казань реабилитирует имя великого просветителя
О конференции, посвященной Н.И.Ильминскому
06.06.2012
В Казани вспоминали татар-черносотенцев
В столице Татарии прошла конференция «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи»
10.05.2012
В Казани вспоминали русского адмирала фон Эссена и «Лемносское сидение» Белой армии
В столице Татарии состоялась презентация книги директора РИСИ Леонида Решетникова «Русский Лемнос»
01.05.2012
Все статьи Василий Витальевич Ордынский
Последние комментарии
Большевизм без коммунизма
Новый комментарий от С. Югов
06.09.2025 21:33
Изгибы красной пропаганды
Новый комментарий от С. Югов
06.09.2025 21:29
Русский народ в долгу перед Иваном Грозным
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.09.2025 19:52
Россия на распутье
Новый комментарий от Русский танкист
06.09.2025 19:19
Проблема момента или вечности?
Новый комментарий от Александр Волков
06.09.2025 17:55
«Их цель – возведение Третьего храма»
Новый комментарий от Антон Головин
06.09.2025 17:52
Украину россияне не понимают до сих пор
Новый комментарий от Русский Иван
06.09.2025 17:05