О значениях слова «служба» в русском языке

0
1890
Время на чтение 3 минуты

От редакции. Предлагаем вниманию читателей небольшой текст председателя общества ревнителей истории г.Казани Василия Ордынского. Несмотря на то, что текст содержит спорные с богословской точки зрения моменты - отождествление государства, исполняющего катехоническую миссию, с Самим Катехоном, - в тексте просто и ясно изложены те прописные истины, о которых нельзя забывать всякому человеку, любящему Отечество.

 

В русском языке у слова «служба» 2 основных значения:

1) служба государству (прежде всего, военная служба);

2) богослужение.

 

Слово «служба» свидетельствует о том, что в сознании русских людей на протяжении веков работа на государственные структуры воспринималась как единое целое с причастностью Православной Церкви.

Здесь служба в армии, работа на государственные структуры («служить чиновником»), управление той или иной государственной структурой в рамках «службы царю» (армейским подразделением, ведомством, губернией) выступает в качестве единого целого с исповеданием (включающим в себя как религиозное мировоззрение, так и собственно исполнение религиозных ритуалов).

Эта многозначительность слова «служба» свидетельствует о том, что у русских людей было целостное христианское мировоззрение, несмотря на то что, якобы, «Русь была крещена, но не просвещена».

В христианской религии изначально с момента её возникновения религиозными ценностями была пронизана вся жизнь христиан, без разделения сфер светских и религиозных.

Слово «служба» напоминает нам о тех временах, когда русские православные христиане (как и ранние христиане) жили верой и не выделяли ее ни из частной, ни из публичной сферы своего бытия. (Включая политическую деятельность, выражавшуюся в государственной службе).

Пример синтеза политической деятельности (в современном понимании этого слова), воинского служения, и службы Богу - деятельность Минина и Пожарского по освобождению Отечества от иноземных захватчиков.

Известный правовед и византинист Алексей Величко в своей статье «Правовая (каноническая) природа Вселенских Соборов» [1] ссылается на мнение известного русского канониста и специалиста по церковному праву П.А. Лашкарёва, говоря о том, что неразделенность религии и нравов, политики и морали всегда являлись «визитной карточкой» для правосознания христиан.

И наконец, слово «служба» отсылает нас к идее Третьего Рима и принципу «симфонии властей». Неразрывный синтез духовного владычества и мирской власти был характерен для Византии, преемником которой стало Московское государство. Именно Россия переняла эстафету от Византии (Второго Рима) и стала Новой Римской Империей, Третьим Римом и Катехоном (державой, удерживающей мир от победы зла). Для сознания подданных обеих христианских империй была характерна сакрализация государства, которое служило высокой цели.

Принцип «симфонии властей» многократно нарушался и в Византии, и в России, тем не менее, так или иначе, эта высокая цель государства (катехоническая миссия) выполнялась.

Слово «служба» в сознании русских людей означало неразрывно связанные между собой служение государству и служение Богу, что неизбежно вело к сакрализации государства.

Это объясняет, почему у русских людей нашла отклик светская идеология этатизма (сакрализация светского государства и абсолютизация его роли в жизни людей).

В советский же период, на смену теоцентрическому строю мысли окончательно пришел «властецентричный строй мысли». Абсолютизация Божьего Промысла в жизни людей в была заменена на абсолютизацию роли государства в их жизни.

Тем не менее, как это ни парадоксально звучит, Россия выполняла роль Катехона и в период диктатуры атеизма - которая, как выяснилось позже, была явлением временным. В период временного господства этой идеологии отчетливо проявилась уникальная роль Московского Патриархата, который стал единственной реальной альтернативой тоталитарной безбожной идеологии, не будучи и зависимым от геополитических оппонентов России.

Зримым подтверждением сохранения у России функции Катехона является победа в Великой Отечественной войне, когда только Россия смогла остановить экспансию германского нацизма.

Нацизм был очевидным глобальным злом, угрожавшим существованию целых народов и утверждавшим античеловеческую, неоязыческую идеологию.

И получается, что даже атеисты, которые во время Великой Отечественной войны были убеждены в том, что они всего лишь служат государству, - на самом деле служили Богу, поскольку участвовали в выполнении государством высокой цели удержания мира от победы сил зла.

 

[1] http://vizantolog.ru/?p=85

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Весьма интересный по духовной мысли материал!

Вот подлинный пример, когда подтверждается истина: краткость — сестра таланта! К сожалению, этимология слова «служба» в наших словарях пока разработана неудовлетворительно. Например, в «Этимологическом словаре Русского Языка» Максимилиана Фасмера статьи «Служба» нет вовсе, а близкая по смыслу статья «Служить, Ближайшая этимология: Служу, см. Слуга. Страницы: т. 3, с. 677» относит нас к «слуге». Но и здесь есть интересный для размышления материал: «Слуга, Ближайшая этимология: Укр. Слуга, др.-русск. Слуга, ст.-слав. слоуга Шphrљthj, DiЈkonoj (Супр.), болг. Слуга, сербохорв. слуга, мн. слугЊ, словен. sluga, чеш. slouha "общинный пастух", польск. sљugа "слуга". Сюда же Служить, -Жу, укр. Служити, блр. Служыць, др.-русск., ст.-слав. служити, - ж† LatreЪw, Diakonљw, ЃerateЪw (Супр.), болг. Слуґжа "служу", сербохорв. слуґжити, служи м, словен. sluјiti, - im, чеш. slouјiti, слвц. sluјit', польск. sљuz†yc, в.-луж. sљuјic, н.-луж. sљuјys. Дальнейшая этимология: Родственно жем. slaugyti, slaugau~ "поддерживать, помогать", paslaugi°nti "заменять к.-л. на работе", slauga° "услужение; слуга", pa~slauga "помощь, услуга", далее ирл. sluag "отряд", tеg-lасh "домочадцы" (*tegoslougo-); см. Педерсен, Kelt. Gr. I, 84; Зубатый, AfslPh 15, 479; Траутман, ВSW 269; Буга, РФВ 66, 248 и сл.; 75, 145 и сл.; Фортунатов, ВВ 3, 58; Мейе, Eґt. 258 и сл.; Бецценбергер у Стокса 320 и сл.; Миккола, RS I, 17. О заимствовании слав. слов. из кельт., вопреки Шахматову (AfslPh 33, 92), Файсту (WuS 6, 45), Микколе (РФВ 48, 273), не может быть речи. Ввиду балт. и кельт. форм, которые указывают на наличие группы sl-, невозможно родство со Слыть (см.), первонач. якобы "крепостной" (ср. нем. HЈriger — то же), вопреки Террасу (ZfslPh 19, 123). Комментарии Трубачева: [Кельт. заимствование продолжает видеть в этом слове Лер-Сплавинский (RS, 18, 1956, стр. 6). Ондруш ("Sborniґk filoz. fakulty", 10, Братислава, 1958, стр. 79 и сл.) выдвигает новую этимологию: первонач. имя действия *slugа < и.-е. *sel- "двигаться, течь". — Т.] Страницы: т. 3, с. 676». Чрезвычайно интересно родственное слово в чешском языке: «чеш. slouha "общинный пастух"». Вспоминается классическое: «слуга Царю, отец солдатам…» Оно явно указывает на генетическую связь «слуги» и со словом «слух», и глаголом «слушать», «слушаться», а через это и с церковным «послушанием». В высшем смысле получается, что служить БОГУ — это слушаться ЕГО… Вообще о «слышании», об умении «слышать» в Евангелиях говорится в очень важных местах. Весьма благодарен автору за ссылку на очень интересную статью доктора юридически наук Алексея Михайловича Величко, обладающего поразительным чутьем по отношению к историческому правосознанию православных христиан.
Леонид Болотин / 31.01.2012, 11:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Витальевич Ордынский
Казань реабилитирует имя великого просветителя
О конференции, посвященной Н.И.Ильминскому
06.06.2012
В Казани вспоминали татар-черносотенцев
В столице Татарии прошла конференция «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи»
10.05.2012
В Казани вспоминали русского адмирала фон Эссена и «Лемносское сидение» Белой армии
В столице Татарии состоялась презентация книги директора РИСИ Леонида Решетникова «Русский Лемнос»
01.05.2012
Все статьи Василий Витальевич Ордынский
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12