Сегодня на просторах Святой Руси буйным чертополохом расцветает огромное количество сект, многие из которых с гордостью именуют себя «истинными христианами». В их числе значатся и адвентисты седьмого дня (АСД), упрекающие православных, католиков и даже «своих» протестантов в том, чем новозаветные книжники и фарисеи обвиняли Иисуса Христа - в нарушении 4-й заповеди.
«Великая борьба» за заповедь
Во втором послании Апостола Петра (глава 2) говорится о лжеучителях, «которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель».
Разумеется, господа субботники себя таковыми лжеучителями и еретиками не считают. Более того, они уверяют, что в своем учении придерживаются Слова Божьего. «Адвентисты седьмого дня воспринимают Библию как единственный источник вероучения и признают за основание веры Святое Письмо», - гласит Интернет-сайт киевских субботников (Украинская унионная конференция АСД).
Насколько же это соответствует принципам вероучения Украинской унионной конференции как представительницы АСД? Читаем «основание веры», п. 20: «Милосердный Творец после шести дней творения мира покоился в седьмой день и установил субботний покой для всех людей как памятник творения...». Чтобы более четко уяснить п. 20 (о субботе), нужно вернуться к п. 18: «Пророчество - один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Елены Г.Уайт, вестницы Господа. Ее труды остаются авторитетным свидетельством истины...».
В связи с этим сделаем небольшой экскурс в историю главной «мамы» АСД. Итак, Елена Гульда (унаследовавшая от мужа фамилию Уайт - «белый») родилась родилась в 1827 году в семье потомственных членов методистской секты. В школьные годы в нее запустили камень. Удар пришелся в переносицу. Травма была настолько серьезной, что Елена не могла даже продолжить свое школьное образование. Сия история чем-то напоминает историю с болгарской пророчицей Вангой, которая в детстве ослепла и получила дар ясновидения.
В отличие от бабы Ванги методистка Елена увлеклась библейской «арифметикой» некоего Уильяма Миллера, который пытался вычислить конец света по книге пророка Даниила. Поскольку ни в 1843, ни в 1844 годах ожидаемый «апокалипсис» так и наступил, последователи Мюллера решили, что второе пришествие Христа произошло «на небе»: дескать, Господь вошел в небесный храм и начал судить - кто достоин воскресения, а кто не достоин. Что же касается госпожи Уайт, то она пошла еще дальше, развив учение адвентизма и сочинив книгу «Великая борьба». В ее 25-й главе черным по белому написано: «Бог установил субботу в Едеме, чтобы таким путем всегда напоминать людям об этой истине...».
Итак, согласно версии адвентистов еще в раю Адам (от имени всего человечества) узнал о субботнем покое. Так что еврейский народ в Книге Исход получил от Бога не новый праздник, а лишь напоминание о соблюдении шаббата еще с допотопных (райских) времен. То есть, получается, что 4-я заповедь еще при нашем праотце звучала так, как она и упоминается в Исх. 20, 8-11: "Помни день субботний (sabbat) чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота (sabbat) Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела
1) ни ты (который призван возделывать рай и хранить его),
2) ни сын твой (которого еще не было),
3) ни дочь твоя, (которой еще не было),
4) ни раб твой (которого не было),
5) ни рабыня твоя (которой не было),
6) ни скот твой (которого еще не было),
7) ни пришлец, который в жилищах твоих (райских или внерайских?),
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море ивсе, что в них, а в день седьмой почил;
посему благословил Господь день субботний (sabbat) и освятил его".
Молчание длиной в 2500 лет
Общеизвестно, что день субботний (sabbat) имеет еврейские корни. Стало быть, само понятие «шаббат» при Адаме быть не могло, поскольку еще не было разделения на языки, в том числе и на еврейский. Согласно библейской хронологии евреи - потомки Евера, к числу которых Книга Бытие относит и «Аврама Еврея».
Обратимся к Торе, написанной на ивритском тексте (с комментарием главного раввина Британской империи д-ра Герца): «почил» - «шават» (отстранился) от процесса Творения. Здесь ИДЕТ О ДЕЙСТВИИ БОГА («ПОЧИЛ»). ИМЕННО О ДЕЙСТВИИ БОГА, а не Адама! Такого же мнения придерживаются и составители греческо-русского перевода Библии: в Бытие 2, 3 фраза «KatЎpausen» означает - «предался покою» (БОГ, а не Адам). Еще один момент: там, где касается собственно еврейской субботы, составители греческо-русского построчного перевода Библии используют слово «шаббат». К примеру, в 20 главе Исход в восьмом стихе упоминается «sabb‹tvn» (день субботы) и в десятом - «s‹bbata» (суббота).
Но, пожалуй, больше всего умиляет адвентистский «прикол»: на отсутствие дня недели под названием «шаббат» во 2-й главой Бытия и наличии шаббата в книгах Исхода также сказано и на сайте АСД «ТВОЯ БИБЛИЯ» (http://www.bible.com.ua/bible/). Там приводятся тексты русской Библии, Библии Огиенко и Библии короля Иакова. Каждая из этих книг во второй главе Бытия упоминает лишь о седьмом дне и лишь в Исходе (т.е. спустя более 2500 лет) говорится о шаббате! По сути, господа субботники сами себя опровергают! Но, видимо, об этом пока еще не догадываются.
Как же в таком случае назывался ТОТ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ при Адаме? Было ли САМО понятие «шаббат» в допотопную эпоху? Если слово "шаббат" - еврейское, то можно ли утверждать, что 4-я заповедь (покой человека для Бога) была дана всему человечеству еще на праязыке? Если предположить, что 7-й день таки был дан Адаму как праздник и святой день, тогда возникает вопрос: что же это за праздник, не имеющий своего собственного названия, а только имя числительное как и другие дни недели?
На протяжении более двух с половиной тысячелетий (от Адама до Моисея) о соблюдении «шаббата» не сказано ни слова! На основании какого же места из Библии члены АСД уверяют, что еще в Едеме наш праотец получил сию заповедь, если Бытие 2, 3 об этом умалчивает? Почему до появления АСД никто (ни евреи, ни Апостолы, ни христиане) до эпохи адвентизма даже не заикались о том, что шаббат исполнялся еще в раю? Еще одна «нестыковка»: Бог благословил седьмой день, который для Адама был лишь вторым днем (ибо он создан на шестой день), Выходит, наш праотец «отсчитывал» грядущий день покоя еще задолго до своего рождения?
Можно, конечно, предположить, что современники Адама называли день покоя просто седьмым днем недели. Но! Как же в таком случае должна была звучать 4-я заповедь, если само понятие «шаббат» было введено Моисеем лишь спустя 2500 лет? Неужели в эту «вечную» заповедь» внесли правку со временем? Выходит в Бытие эпохи Адама эта заповедь вначале звучит неполной, а в Исходе эпохи Моисея уже с еврейским дополнением?
Пытаясь разобраться со всеми этими «нестыковками», мы решили обратиться к самим «виновникам торжества» - адвентистам. Вопросы о «райском шаббате» были разосланы более десяти адвентистским сайтам еще седьмого ноября. На следующий день пришел ответ только от одного сайта АСД - «Твоя Библия». Автором письма был некий Василий Юнак - директор всевозможных «отделов Образования, Издательского и Духа Пророчества в Кубано-Черноморской конференции Церкви АСД». Во как!
Но и это еще не все. Сей важный господин, оказывается, решил повторить «творческий подвиг» госпожи Уайт. Он издал целую серию книг типа "Откровение из бури", "От Адама до Авраама", а также около десятка брошюр и методических пособий по адвентизму. С января-2001 является автором сайта "Изучаем Библию вместе" (благодаря которому и возник сайт «Твоя Библия»).
В духе истины или лукавства?
Как и следовало ожидать, г-н Юнак вначале малость повозмущался: мол, вы думаете, «что уже загнали в тупик соблюдающих субботу», «не торопитесь радоваться своей находчивости», «попытка посмеяться над соблюдающими субботу - это попытка посмеяться над Моисеем!». Далее он развивает свою мысль так: «Мне совершенно не важно, как Адам называл седьмой день. Мне даже не важно, на каком языке Адам говорил - может на иврите, а может и на русском...». Вот те раз! Столь выдающийся адвентистский проповедник вдруг делает столь великое «открытие» в области лингвистики - допускает, что в допотопном мире мог существовать не только иврит, но и великий могучий русский язык (!).
«Но читая Библию, - продолжает Юнак, - я понимаю, что она говорит о святости субботнего дня, который является седьмым днем недели в подлинном календаре (интересно бы узнать - о каком «подлинном календаре» идет речь - Ред.). И эта святость субботнего дня обусловлена одним событием - покоем Творца при творении земли. Это останется неизменным при любой раскладке событий и при любой постановке вопросов, и при любом наименовании седьмого дня во времена Адама».
Интересно получается: как бы не считали праздник «седьмого дня во времена Адама», он все равно назывался «шаббатом»(!). Почти по Ленину: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Жаль только, что уважаемый адвентист Василий упустил из виду весьма важный момент: вхождение в Божий покой подразумевает покой без греха, чего не скажешь о шаббате.
Но вернемся к письму выдающегося члена АСД: «До Моисея никто не оставлял письменного описания творения Адама. Все знания передавались устно от одного патриарха к другому. А Моисей написал Книгу Бытие уже для тех людей, которые получили Закон Божий на Синае. Эти люди уже знали о субботе...». Где же та цепочка библейских праведников, которая соблюдала шаббат и передавала его друг другу на протяжении 2500 лет? Библия об этом умалчивает.
«Вы не задавались вопросом, откуда Каин и Авель знали о жертвоприношении? Откуда Авраам взял идею всесожжений и жертвенников? Написано ли об этом в Бытие? - вопрошает Юнак. И добавляет: «Та же самая причина - Бытие написано не для современников Адама и даже не для современников Авраама, а для современников Моисея, которые знали и о субботе, и о жертвоприношениях, и о десятине, и еще многое о чем знали, что Моисей только кратко упомянул в Книге Бытие...».
Что касается идеи всесожжений, то и здесь адвентист слукавил. В Бытие 3, 21 написано: «И сделал Господь Бог... одежды кожаные...». Разве в этой библейской заметке не дано указание на божественное установление религиозных жертвоприношений, предуказывавших на великую Жертву, которую имел принести Мессия для искупления человечества? Разумеется, члена АСД интересует не этот вопрос, а соблюдение субботы. А посему он снова безосновательно заявляет, что «этот день» таки «соблюдал Адам и Иисус Христос, равно как и все остальные герои веры».
В конце своего письма Юнак снова приходит к мысли, что в Бытие 2: 2 упоминается слово "шабат" (правильнее - «шават»). Правда, он тут же делает оговорку: дескать, это слово там написано «не в виде существительного, а в виде глагола - "почил" или "отдыхал". То есть, для него глагол «почил» и есть то самое название дня недели, который и был дан Адаму в виде заповеди?! «Просто Моисей, вероятно, не хотел "масло масляное" писать», - размышляет далее видный член АСД. Но если пророк Моисей действительно «не хотел "масло масляное" писать», почему же он в 20-й главе Исход несколько раз подряд употребляет слово «шаббат»?
«Сенсация» для лингвистов
Еще более оригинальный ответ пришел от некоего Сергея Молчанова (пастора АСД в Украине): «После потопа продолжается родословная Сима через Арфаксада (Быт. 11: 10). Значит на них не распространялись суды, значит они не строили башню, т.к. земля никогда не оставалась без праведников... Значит их язык остался первозданным языком. Однозначно это был семитский язык... Поэтому слово «шаббат» не только еврейское, а и всемирное, и возникло явно не после потопа, т.к. Бог почил в седьмой день, и благословил и освятил его еще в Быт. 2. В-общем, все лингвисты мира могут «отдыхать»: в отличие от них г-н Молчанов уже «знает» о том, какой именно язык был (и остается) праязыком.
После такого адвентистского «разъяснения» становится понятно, почему остальные сайты АСД молчат, как будто в рот воды набрали. Ведь как не крути, а факт остается фактом: понятие «шаббат» впервые ввел Моисей как автор Пятикнижия. Можно, конечно, предположить, что 7-й день практиковался в форме благочестивой традиции (как сказано в Толковой Библии Лопухина). Но традиция благочестивых людей и конкретное повеление от Бога - это совсем разные вещи. Да и зачем, собственно, фантазировать о том, что в Библии не сказано?