Испытание русскостью

Доклад на конференции «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»

Борис Дверницкий 
ДелоРус и Александро-Невская Семья  «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» 
0
17.10.2011 547

Борис Георгиевич Дверницкий1. Что значит быть русским в XXI веке? Так заявлена одна из проблем, которые обсуждаются на конференции, посвященной памяти К.Н.Леонтьева. Быть русским это не только сохранить некие качества, свойства, характер, менталитет, темперамент, присущие русским изначально и развившимся в течение долгой исторической жизни Народа, о чём писали многие и я, в том числе, в своей книге «Русский человек» (С-Пб, 2008 год). Но это и соответствие тем задачам, которые поставлены перед Русским Народом Творцом. Первым эти задачи пытался понять и сформулировать Вл.Соловьев. Его попытка оказалась неудачной, и после него этот аспект русскости или русской идеи практически не рассматривался, может быть вследствие слабо развитого у нас исторического самосознания, а может быть и по другим причинам. Однако пришла пора вернуться к этому, ибо «статический» подход практически исчерпал себя и мало помогает нам в XXI веке. С этим связана и поставленная Временем (кайросом) проблема национализма чрезвычайно обострившаяся в наше время. Подмена его патриотизмом ничего не решает в понимании проблемы русскости, как и попытка заменить его понятием российскости. Этот термин как раз органически связан с патриотизмом российских народов, но и только. К национализму или задачам Русского Народа он не имеет никакого отношения.

2. Задачи народам заключены в логосе наций, который и призван раскрыть в своей истории каждый народ, ибо история носит богочеловеческий характер. Об этом писал и католический философ Отто Шпан. При этом он выделял изначальное Творчество, когда были созданы логосы наций; далее следует сохраняющее Творчество. Это когда Бог вмешивается в нашу жизнь, спасая или совершенствуя её. Так Константину Великому был явлен крест на небе со словами: «Сим побеждай». И он победил. И третье творчество - производное, когда нация реализует поставленные Творцом народу задачи. О. Шпан даже ввел понятие «реструктуризации», синоним раскрытию логосов.

3. Из Священного Писания следует, что народы (этносы), племена (расы) и языки (культуры) будут существовать до конца света, и более того, на Страшном Суде будут судимы не только все люди, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр.17:15). «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» возглашает тайнозритель (Откр. 15:4). Значит наша принадлежность к тому или иному этносу, племени, культуре есть онтологический факт нашего существования, т.е. национальное начало неотъемлемое основание каждого человека. Вот эти три основы (этническая, племенная и культурная) и составляют Нацию или Народ с большой буквы. До Рождества Христова, т.е. до Боговоплощения мы видим одностороннее проявление национальной жизни. Этническое у иудеев, сущностное (культурное) у эллинов, племенное среди прочих язычников. Только с приходом христианства появилась возможность раскрыть полноту национальных логосов, возникла единая история, которая помещается между первым и вторым Пришествием Иисуса Христа.

4. Каждый народ живет не только ради себя, но и имеет какую-то всемирную задачу, которая определяет его «живучесть» или место в истории. Эти всемирные задачи определены Богом и заложены в логосе нации. Это как талант или таланты, даваемые Богом Отцом каждому человеку и за которые все дадут ответ на Страшном Суде, в том числе и народы. Верность человека этому Божьему предназначению своего Народа являет нам первичный или онтологический национализм, из которого вытекают и другие его проявления. Бог не только создал все народы (нации), но и написал сценарий Драмы Народов, состоящий из нескольких действий, завершающихся Апокалипсисом. В ней есть «массовка» (древнегреческий хор), герои и антигерои. Нам, русским, было определено явиться на Сцену Драмы Истории в конце первого тысячелетия. Знаковым событием, выведшим нас из «массовки» на главную сцену, стало Крещение Руси святым Владимиром. С падением Византии, доигравшей или сорвавшей свою роль в Истории - быть главной хранительницей чистоты Православия, мы стали одним из главных героев исторической Драмы Народов. И если мы будем неукоснительно верно исполнять свою роль, тогда к нам будут применены слова Иисуса Христа о Марии, сказанные Марфе: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё» (Лк.10:41-42). Другими словами, жизнеспособность России как государства зависит, в первую очередь, от того, как мы будем исполнять свою роль, как Мария, как Марфа, или уйдем с брачного пира у Господа. Но уйти в «массовку» уже нельзя, остается путь в антигерои. Такова духовная перспектива нашей истории. Быть в числе главных героев, т.е. оставаться оплотом христианства, или одним из оплотов христианства, или уйти в антигерои, в число гонителей христианства, в армию врага рода человеческого. Попытка такая при коммунистах была и не все еще в нашей стране капитулировали. Правда их все меньше и меньше, но зато они всё злее и бесноватее.

5. Каковы задачи Русского Народа в современности? Русский народ, как показала наша история последних нескольких столетий, предназначен быть стрежневым народом России, а по большому счету Евразии. Стержневой или руководящий народ это народ, который обеспечивает то или иное единство народов Евразии (государственное, политическое, экономическое, торговое и т.д.). А значит мир, порядок, закон, относительное благосостояние как самому стержневому народу, так и другим народам, разделяющим с ним единое «месторазвития». «Вся история Евразии, - писал Г.В.Вернадский, - есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства. Попытки эти шли с разных сторон - с востока и запада Евразии. К одной цели клонились усилия скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяно-руссов. Славяно-руссы осилили в этой исторической борьбе...В течение долгого ряда веков Русский народ стремился освоить себе всё пространство Евразии. Это не «империализм» и не следствие мелкого политического честолюбия отдельных русских государственных деятелей. Это - неустранимая внутренняя логика «месторазвития». От Карпатско-Черноморского (крайнего западного) угла Евразии Русский народ стихийно стремился на восток, против солнца. В середине XVII века поток русской колонизации дошел до Тихого океана, а в середине XIX века - до Тянь-Шаня. В этом движении Русский народ обнаружил удивительную настойчивость, упорство и твердость...Русский народ обладал удивительной способностью впитывать в себя чуждые этнические элементы и их усваивать» (Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.,1992.,с.105,104). Итак, последним стержневым народом Евразии стал Русский народ, а государственным образованием, обеспечивающим мир и благосостояние, а главное христианизацию народов Евразии, Российская империя. Только он способен жертвенно служить Государству, в той форме, в какой оно существует и даже с теми правителями, которых посылает Бог, притом не только за страх, но и за совесть. Может быть, поэтому русский человек был призван Богом к христианизации народов Евразии, что в основном и выполняла историческая Россия, вплоть до образования СССР. Сейчас христианское миссионерство нужнее самой России (Великороссии), чем оправославливание народов вне пределов России- Евразии. Сейчас нам, после 70-летнего атеистического дурмана, нужно духовное сосредоточение, как это раньше сформулировал канцлер Горчаков в политическом смысле после поражения в Крымской войне. И к этому должны быть направлены усилия всех русских людей. И потому русский человек это тот, кто осознает себя причастным к «стержневой» миссии русского народа, кто живет и действует в соответствии с этим национальным долгом - обеспечить мир, порядок, закон, благосостояние народам России и в определенной степени и народам Евразии.

6. Следующая задача русского человека - это окультуривание народов Евразии, то есть приобщение их к высокой русской культуре. Эта задача успешно решалась даже и в период советской России. В наше время только высококультурный человек сможет не только принять Православие всей душой, всем сердцем, всем разумением и всей крепостью своею, но и отстаивать Его перед натиском инославия, иноверия, сектанства. Теперь перед лицом (фактом) деградации культуры в современной России, эта задача опять же актуальнее и для собственно Русского Народа. И каждый деятель культуры должен осознавать чему он служит: красоте или уродству, истине или лжи, подлинности или выдуманости. И это есть второе проявление русскости в XXI веке. Быть православным это не только вести полноценную мистическую и сакральную жизнь в Церкви. Это не только быть христианином в секулярном обществе, не только не церковным, но и нередко антицерковным. Существует и третий аспект православной жизни в наши дни. Надо осмыслить христианство в своей профессии. Пора отказаться от веры в то, что «детей находят в капусте». Многие наивные представления о Творении, устройстве мироздания, эволюции и т.д., которые были сформулированы «для детей и народа», требуют серьезного переосмысления. И вот здесь нужна высокая степень образованности, чтобы найти современное христианское понимание этих явлений и проблем, и что будет способствовать укоренению христианства не только в сердцах, но и в головах православных людей.

7. Выполнение этих актуальнейших для России задач должно быть не только основанием нашей русскости, но и служить «мерилом» истинности или подлинности существующей структуры власти и её выразителей, вплоть до самого верха. Это же будет определять жизнеспособность нашего государства и общества. Отсюда проистекает и важность многих частных задач, таких как широкое внедрение «Основ православной культуры», поддержка полноценного образования, национальной культуры и других конкретных задач, служащих этим главным целям. Ими должно определяться и наше отношение - положительное или негативное - к тем или иным деятелям культуры, представителям властных структур, партий и движений. Это и есть испытание русскостью всех людей России, как и всех её структур (политических, государственных, культурных, экономических и т.д.). А в более общем смысле - это раскрытие Народности в уваровской триаде: Православие, Самодержавие, Народность. Выдержим мы это испытание и перед нами долгий исторический путь, нет - превращение в этнографический материал для других народов, а России в сырьевой придаток других стран. И потому XXI век для России это испытание русскостью. И дай Бог всем нам выдержать его.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Борис Дверницкий
На пути к Агасферу
Размышления о нашем будущем
05.02.2021
Светскость и пандемия
Только библейский взгляд на современность даст нам правильное понимание исторического момента
05.12.2020
Советский человек – пассионарий XX века
Мы должны ощущать Россию страной будущего и верить в её исторический потенциал
22.10.2020
О небесной монархии в России
Явление Державной иконы Божией Матери, произошедшее 2 марта 1917 года, открыло новую эру в существовании монархии в России
03.09.2020
«Вижу новую ипостась Евгения Боратынского...»
О книге Валентины Ефимовской «Обратная перспектива» (СПб, 2018)
24.08.2020
Все статьи Борис Дверницкий
ДелоРус и Александро-Невская Семья
«У молодых людей есть прекрасный образец для подражания»
В Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, на которой говорилось о торжествах 800-летия со дня рождения святого Александра Невского
10.09.2021
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией
Вместо большого крестного хода по Невскому проспекту в день памяти св. Александра Невского состоится малый крестный ход в пределах Лавры
09.09.2021
«Сирень - это цветок Победы»
В Никольском скиту Александро-Невской лавры заложен сад сирени
24.08.2021
Все статьи темы
«Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»
«Актуальные вопросы национального суверенитета России»
В Синодальном отделе по взаимодействию с Вооружёнными Силами обсудят информационную безопасность и восстановление связи поколений в эпоху подмен и фальсификаций
14.05.2021
«Мягкая сила» цифровизации для привития
нации чуждых ценностей
15.03.2021
«К вопросу о роли русской философии в 
формировании национальной идентичности и исторической памяти»
18.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
18.09.2021 10:54
Миграционный топор в руках кукловодов
Новый комментарий от Калужанин
18.09.2021 09:44
Умудренная империя
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2021 09:34
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.09.2021 08:09
Надежда на обязательную вакцинацию для всех
Новый комментарий от Геннадий С.
17.09.2021 21:06
Остановим ли мы прогрессирующую дебилизацию общества?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
17.09.2021 17:32
Во свете открывается тьма
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.09.2021 16:00