«Земское строение Царя Иоанна I в 1551-1557 годах»

По материалам земских уставных грамот и летописей

Иван Грозный 
0
1747
Время на чтение 16 минут

Часть Первая

 

Предисловие

С публикации на «Русской Народной Линии» моей работы «Державный Собор 1598 года» я начал своеобразный творческий отчет моей учебы в 2003-2009 годах на вечернем отделении Исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова перед православно-патриотической общественностью в лице православных читателей «РНЛ». Поскольку оплату моей учебы (второе высшее образование по нынешнему законодательству может быть только платным) на протяжении шести лет осуществлял Настоятель храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого, что в поселке Развилка Московской области, Его Высокопреподобие Протоиерей Александр Иванников, моя учеба не может рассматривать моим частным интересом и делом, поэтому такой творческий отчет перед православными считаю своим общественным и церковным долгом.

Данное исследование по теме «Земская реформа в России середины XVI века по материалам земских уставных грамот и летописей» осуществлялось в 2004 году на кафедре «История России до XIX века» Исторического факультета МГУ под научным руководством члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора Бориса Николаевича Флори.

В данной публикации я изменил заглавие, которое была первоначально дано научным руководителем, полагая, что выражение «земские реформы» не вполне отвечают характеру мероприятий осуществленным молодым Царем Иоанном I в 1551-1557 годах. Из чтения работы читателю станет ясна причина такого изменения. Б.Н.Флоря в процессе научного руководства сделал более семидесяти разного рода весьма существенных замечаний и рекомендаций на полях моих черновиков, и я испытал истинное удовольствие от сотрудничества с большим ученым, который столь внимательно отнесся к моим учебно-исследовательским опытам. Некоторые комментарии историка я включил в текст работы или в комментарии. Что-то хотелось в данном исследовании доработать, но на это сейчас нет ни времени, ни сил, поэтому текст я оставил в прежнем виде.

Вступление

Ознакомление с материалами по теме для данного исследования было начато со знакомства с монографией А.А.Зимина «Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI века» (М., 1960), трудом Н.Е.Носова «Становление сословно-представительских учреждений в России. Изыскание о земской реформе Ивана Грозного» (Л., 1969) и статьями С.О.Шмидта «К истории земской реформы (Собор 1555/56 годов)»(1) и «Книга А.А.Зимина «Реформы Ивана Грозного»»(2). Это чтение позволило достаточно четко выявить документальные и хронологические границы темы.

Научным руководителем данного исследования был рекомендован как основной историографический труд по теме - книга Н.Е.Носова. Однако, поскольку историк Н.Е.Носов рассматривает эту проблему в широком контексте эпохи Царствования Государя(3) Иоанна Васильевича Грозного, хронологические рамки этого труда представляются слишком обширными для конкретного исследования. Поэтому я посчитал возможным ограничить временные рамки наиболее ранними и наиболее поздними из доступных ему документов, которые тематически могут иметь отношение к преобразованиям, получившим у ряда историков название «земской реформы», а именно - Уставной грамотой, данной крестьянам Плесской волости Владимiрского уезда от 28 Февраля 1551 года, и Земской Крестоцеловальной записью, употребляемой для присяги земских чинов в 1557-1582 годах.

Источниковые документы были почерпнуты из следующих изданий, рекомендованных научным руководителем:

1. Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты Московскаго Государства. Изданы под редакцией приват-доцента А.И.Яковлева. Издание Историко-филологическаго факультета Императорскаго Московскаго Университета. М., 1909.

2. Памятники Русского Права. Выпуск IV. Памятники права периода укрепления Русского централизованного государства XV-XVII веков. Под редакцией профессора Л.В.Черепнина. М.: Государственная Юридическая литература, 1956.

3. Полное Собрание Русских Летописей. Тома XIII и XX.

Таким образом, основной источниковой базой исследования стал следующий свод документов:

1. 1551 года, Февраля 28. Уставная грамота, дана крестьянам Плесския волости // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 101-102. Была опубликована профессором М.А.Дьяконовым в «Журнале Министерства Народного Просвещения, 1894, № 10. Подлинник РГАДА Грамоты Коллегии Экономии (далее ГКЭ) Владимiр, № 29/1806.

2. 1552 года, Февраля 25. Уставная Земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда // Памятники Русского Права. Выпуск IV... С. 188-197. Опубликована А.И.Копаневым в «Историческом Архиве». Кн. VIII. С. 11-20. Список XVI в. ГИМ Барс. № 2079. Л. 94-115.

3. 1552 года, Марта 21. Уставная Важская грамота // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 103-113. Перепечатана из Актов Археографической Экспедиции. Т. 1. № 234. С. 231-239. Список XVI в. РГАДА, Акты Строева, № 7; Публикация: Российская Историческая Библиотека. Т. XXXII. № 189.

4. 1555 года, Августа 11. Уставная грамота, данная Соли Переславския посадским людем // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 113-116. Опубликована в книге Шумакова «Губныя и земския грамоты Московского Государства» М., 1895. С. 110-113. Подлинник РГАДА ГКЭ, Переяслав Залесский, № 170/8894.

5. 1555 года, Августа 15. Уставная грамота Переславским рыболовам // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 116-120. Перепечатана из Актов Археографической Экспедиции. Т. 1. № 242. С. 261-264. Подлинник РГАДА, ГКЭ Переясл. Зал. № 29/8753; Публ. ААЭ, I, № 242.

6. Летописная запись «Приговора Царского о кормлениях и о службе 7064 (1555/56) года» по Патриаршей или Никоновской летописи // ПСРЛ. Том XIII. М., 2000. С. 267-269.

7. Летописная запись «Приговора Царского о кормлениях и службе 7064 года» из Львовской летописи // Полное Собрание Русских Летописей. Том XX. М., 2000. С. 569-571.

8. Около 1556 года. Земская уставная грамота Усольского уезда отписной сошки Луцкой Пермцы // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 123-129. Опубликована С.Б.Веселовским в «Чтения Общества любителей истории и древностей Российских» 1907. № 1, смесь. С. 40-47.

9. 1556 года, Апреля 29. Уставная грамота Переславского уезда Царских подклетных сел крестьянам // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 130-133. Перепечатана из А.И. Т. 1. № 165. С. 315-318. Подлинник РГАДА; ГКЭ, Переясл. Зал. № 173/8897.

10. 1556 года, Сентября. Уставная Двинская грамота // Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты... С. 134-137. Перепечатана из Актов Археографической Экспедиции. Т. 1. № 250. С. 271-273. Список XVI в. ГПБ Погод. № 1841. Л. 72, об. -77.

11. 1557-1582 годы. Земская Крестоцеловальная запись // Памятники Русского Права. Выпуск IV... С. 197-198. ГИМ, фонд Барсова. № 2077. Л. 11, об., 12.

В связи с характером названных документов предложено их рассмотрение в курсовой работе осуществить по двум периодам: 1) 1551-1555 годы - до «Приговора Царского...»; 2) 1555-1557 годы - «Приговор Царский...» и земская присяга. Таким образом, основную часть данной работы образуют три раздела-главы:

Глава Первая. Некоторые терминологические проблемы формулы «земская реформа» в российской историографии.

Глава Вторая. Центральные и местные мероприятия по земской реформе до «Приговора Царского о кормлениях и о службе».

Глава Третья. «Приговор Царский о кормлениях и о службе 7064 (1555/56) года» и завершение «земской реформы».

За рамками данного обзора, конечно же, остались многие важные темы, связанные с комплексным осмыслением проблемы «земской реформы». Например, общий сравнительный анализ иерархии местного управления до реформ и после них. Мы ограничились лишь некоторыми документальными иллюстрациями, свидетельствующими о кардинальности этих изменений. Вне нашего внимания оказался анализ и экономических перемен в жизни государства, связанных с процессами устроения земель. Фактически целью работы стало первоначальное ознакомление с проблемой «земской реформы» в самых общих чертах на основании исторических источников.

Глава Первая.

Некоторые терминологические проблемы формулы «земская реформа» в российской историографии

Ключевая формула темы курсовой работы - «земская реформа» по отношению к конкретным государственным мероприятиям в середине XVI века относительно «порядка местного правительственного управления»(4) является уже вполне устоявшимся выражением в российской (советской) историографии. Никак не ставя под сомнение справедливость этой формулы, обратимся к её составляющим.

Слово-определение «земская» вполне укоренено в русской истории. «Словарь Русского Языка XI-XVII веков» слову «земский» дает несколько характеристик и значений:

«ЗЕМСКИЙ (-ОЙ), прил. 1. Относящийся к земле, земному мiру, земной (преимущественно - в противопоставлении небесному, идеальному)... 2. В значении существительного Человек, земное существо...3. Относящийся к земле, стране, государству... Находящийся в своей земле, не иностранный... Гражданский (не военный)... 4. Относящийся к земщине (в Царствование Ивана IV)... 5. В знач. сущ. Земское, с. Земли, не относящиеся к опричнине; то же, что земщина... 6. Относящийся к местному самоуправлению. А у кого будетъ та моя Михайловская четверть плуга земли... въ земскихъ старыхъ невыплатехъ... или въ крепостехъ ни буди подписана, или заложена въ чемъ ни буди, ино очищати и выкупати мне... своими деньгами. А. Уст. I, 8. 1594 г. Онъ Иванъ и порушную запись намъ по себе далъ на томъ, что было ему Ивану... съ посадцкихъ людей денги збиратъ и отписи въ денгахъ посадцкимъ людемъ давать, и всякие было земские дела писать. АХУ III, 13. 1626 г. Земский бурмистръ - то же, что земскихъ делъ бурмистръ (см. бурмистръ). Имъ земскимъ бурмистрамъ прислать въ ратушу ведомость тотчасъ, что у них всехъ посадскихъ людей, дворныхъ и бездворныхъ, перечнями. Полное Собрание Законов IV, 91. 1700 г. Грамота земская - то же, что грамота земляная, (см. земляной). А се грамоты земьскые княз Михаила Андреевичя. Грамоты Кирилло-Белозерского монастыря, 167. XVI в. Списокъ з грамоты з даннои з земскои, что дали в домъ шунжане... землю святому Николе. Грамоты Новгородские и Псковские, 309. XV в. Земская изба - выборный орган местного самоуправления, созданный в результате земской реформы Ивана IV, состоявший из земского старосты, земского дьячка и целовальников. Да земскому старосте и всемъ посадцкимъ людемъ съ сего нашего великого государя указу, для ведома велели дать списокъ, за рукою, и велели имъ въ земской избе потому жъ записать въ книгу. ДАИ VIII, 109. 1678 г. Земские люди - крестьяне и посадские люди, несшие земские повинности. Или где будеть на твоихъ городехъ дань ималъ, или кого грабилъ твоихъ князей и бояръ и детей боярьскихъ, и земскихъ людей во всей твоей отчине въ великомъ княженьи... и мне то... отдай все. СГГД 1,120. 1436 г. Да те бы восмь человекъ сидели у васъ въ окладе и складывали земскихъ людей и казаковъ въ Божию правду, кого чемъ пригоже. ААЭ I, 303. 1564 г. Земский приказъ (дворъ) - один из приказов, ведавший управлением Москвы, сбором налогов с ее тяглого населения, судом по уголовным и гражданским делам. Два Приказа Земскихъ. Повинность ихъ по посаду оберегать, чтобъ огней и корчомъ не было; а где посадского человека увидятъ пьяного, изымавъ, въ тюрму посадятъ. Акты Исторические II, 424. 1613 г. А которые воры крадугь, и убийственные всякие дела чинятъ, на Москве, и то видать на земскомъ дворе. Уложение Царя Алексея Михайловича, 297. 1649 г. ЗЕМЩИНА, ж. Часть русского государства, не включенная Иваном IV в опричнину. (1571): В Великий Новгородъ приехалъ в земщину. Новгородская II летопись, 105. И свою же часть людей и градовъ прозва [Иван Грозный] опришнина, а другую часть царя Семиона именова земщина... Повесть Катына-Ростовского, 561. XVII в.- Ср. земское»(5).

Можно со всей определенностью полагать, что российские историки - авторы формулы «земская реформа» - имели в виду шестое значение слова «земский», указанное в словарной статье: «Относящийся к местному самоуправлению», подразумевая в период становления Самодержавия особых начатков самоуправления и сословного представительства на местах. Не отвергая данный тезис относительно существования местных институтов власти в 1551-1557 годах, позволю себе более осторожную формулировку, которой, например, придерживались Л.В.Черепнин - редактор «Памятников Русского Права» (Выпуск IV. М., 1956) и А.Г.Поляк - автор комментариев раздела «Акты местного управления», а именно - «местное управление».

В предисловии к разделу «Акты местного управления» А.Г.Поляк пишет:

«К 1541 году губные учреждения получили широкое распространение. Поскольку опыт создания губных учреждений полностью себя оправдал, то к середине 50-х годов XVI века правительство становится на путь полной отмены системы кормлений и вводит земские учреждения, в которых были представлены интересы не только дворянства, но и купечества, и верхушки черносошного крестьянства. В отличие от губных учреждений, являвшихся в первую очередь судебно-полицейскими органами, земские учреждения обладали финансовыми функциями, рассматривали судебные споры о праве гражданском, а также несли уголовно-процессуальные и полицейские обязанности. Начиная с 1555 года, земские учреждения получают распространение по всей территории Русского государства»(6).

В самих исторических документах, на которые опирается автор в данной работе, неоднократно употребляется определение «земский». Например, в Уставной Грамоте Волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда от 1552 года, Февраля 25: «дела земские»(7), «дьяк земский»(8), «земский дьячок»(9), «земские люди»(10). В Уставной Двинской грамоте от 1556 года, Сентября: «земский дьяк»(11). В Крестоцеловальной Записи 1557-1582 годов: «диак земский»(12) и так далее, и тому подобное.

Но при этом надо сказать, в некоторых документах, по их содержанию относимых историками к Земским уставным грамотам, определение «земский» может и не употребляться. Например, в Уставной грамоте Плесския волости от 1551 года, Февраля 28(13). Нет определения «земский» и в «Приговоре Царском о кормлениах и о службе»(14). Хотя там встречаются выражения, относящиеся к «землям»: «для... всякого устроениа землям»(15), «Бог яве Царя и Государя православным землям»(16), «на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям»(17).

Первоначально российские историографы редко употребляли определение «земский» относительно мероприятий, именуемых ныне в науке «земской реформой». Так, например, знаменитый Н.М.Карамзин (1766-1826) в III-й главе VIII-го тома только единожды пишет, что «сотские и пятидесятники... долженствовали заниматься земскою исправою». Относительно эпохи Царя Иоанна I Н.М.Карамзин ещё раз употребляет в V главе того же тома выражение «земские чины»(18), но по отношению к членам Дерптской ратуши, а не к русским администраторам. Больше это слово VIII-м и IX-м томах, описывающих эпоху Царя Иоанна IV, у Н.М.Карамзина не встречается.

«Словарь иностранных слов» дает такое определение: «РЕФОРМА [фр. reforme < лат. reformare преобразовывать] - преобразование, изменение, переустройство»(19). В Русский Язык, по свидетельству историка античности Л.С.Ильинской, слово «реформа» проникло из французского со второй половины XVIII века первоначально в значении «переформирования, преображения войск»(20). По сути понятие «реформа» в государственном строительстве связано с преобразованием, изменением существующих институтов, но оно вряд ли может относится к ликвидации старых институтов власти и к созданию принципиально новых государственных институций.

Понятие «реформа», как и выражение «земская реформа», в качестве характеристики определенных мероприятий государственного строительства 1551-1557 годов, проникли в российскую историографию значительно позднее.

Так, вслед за Н.М.Карамзиным видный российский историк С.М.Соловьев (1820-1879) в своей многотомной «Истории России с древнейших времен» в VI и VII томах, посвященных эпохе Царя Иоанна Васильевича Грозного, слово «реформа» не употребляет ни разу, хотя определение «земский» там у него встречается 71 раз, в том числе и по отношению к мероприятиям, которые потом стали называть «земской реформой»(21).

Нет термина «реформа» у Н.И.Костомарова (1817-1885) в его «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», где есть главы «Царь Иван Васильевич Грозный», «Сильвестр и Адашев» и другие, посвященные этому периоду времени(22). Избегал термина «реформа» по отношению к событиям данного периода известный церковный историк, автор многотомной «Истории Русской Церкви» Высокопреосвященнейший Макарий II (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский (1816-1882)(23).

А вот В.О.Ключевский (1841-1911) в лекционном «Курсе Русской истории» по отношению ко второй половине XVI века слово «реформа» употребляет 23 раза. О плане реформ 1549-1560-х годов он пишет: «Этот план начинался срочной ликвидацией тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления».

У В.О.Ключевского встречается и словосочетание «земская реформа» как устойчивая научная формула. Значительную часть своей XXXIX-й лекции он посвящает разбору Земской реформы Царя Иоанна I. В.О.Ключевский дает этому государственному мероприятию следующую характеристику: «Земская реформа была четвертым и последним моментом в переустройстве местного управления. Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мiрам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом»(24).

Поскольку данная работа не ставит своей задачей выявить, кто именно из российских историков стал первым употреблять термин «реформа» и словосочетание «земская реформа» по отношению к определенным событиям середины XVI века, на основании наличных данных мы не можем утверждать, что авторство научной формулы «земская реформа» принадлежит именно Василию Осиповичу Ключевскому. Можно лишь очень общо говорить, что во второй половине XIX века в российской науке словосочетание «земская реформа» вошло в научный оборот.

Сама же по себе проблема утверждения этого термина в российской историографии, на наш взгляд, представляет определенный научный интерес. Вот почему. Научная формула «земская реформа», с одной стороны, является формулой условной - не принятой в XVI веке, что совершенно очевидно. С другой стороны, эта формула несет с собой некую историософскую и социально-политическую идею, связанную с реформаторскими процессами политической жизни России середины XIX столетия. И свойства этого идейного содержания требуют более детального осмысления и определения. Но это лишь постановка частного вопроса.

Вслед за В.О.Ключевским другой видный русский историк С.Ф.Платонов (1860-1933) в «Полном курсе лекций по русской истории» многократно (12 раз) употребляет термин «реформы» по отношению государственным преобразованиям в Царствование Иоанна Грозного - «внутренняя реформа», «реформа местного управления», «государственная реформа», «реформа служилого землевладения»(25), но словосочетание «земская реформа» в этом труде не встречается, хотя определение «земский» С.Ф.Платонов в разделе «Время Ивана Грозного» употребляет 36 раз. Однако в своей книге «Иван Грозный», увидевшей свет значительно позже «Полного курса лекций...», - в 1923 году С.Ф.Платонов однажды употребляет словосочетание «земская реформа»(26), однако явно предпочитая ему более широкое выражение «реформа местного управления»(27), которое, видимо, по мысли С.Ф.Платонова, включает и предшествующую земской - губную реформу, и другие мероприятия.

И все же большинство российских историков советского и постсоветского периодов - А.А.Зимин, Л.В.Черепнин, Н.Е.Носов, С.О.Шмидт, Р.Г.Скрынников, Д.Н.Альшиц и другие, которые занимались исследованием государственных мероприятий по организации местного управления или эпохой Царя Иоанна Васильевича Грозного, предпочли формулу, которую широко применял В.О.Ключевский - «земская реформа».

Не заостряя внимания на этой серьезной терминологической проблеме, все же позволю себе предположить, что условная научная формула «земская реформа» по отношению к различным и многообразным мероприятиям государственного устроения, земского устроения и принципиально нового государственного строительства середины XVI века, вероятно, будет ещё пересматриваться в отечественной науке. Слишком многое тогда создавалось принципиально заново, впервые, а не просто переделывалось, то есть реформировалось.

Однако, искренне отдавая вполне заслуженную дань уважения всем российским историкам второй половины XIX-го и всего ХХ века, которые, используя условную научную формулу «земская реформа», скрупулезно и с предельной добросовестностью переработали громадный массив исторических материалов XVI столетия, признавая их труд первооткрывателей, конечно, в данной работе буду по возможности без оговорок пользоваться именно их научным терминологическим инструментарием.

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ

1. Города феодальной России. Сборник статей памяти Н.В.Устюгова. М., 1966. С. 125-134.

2. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 91-102.

3. Ряд слов в старославянском, церковнославянском и древнерусском уставах писались с иератическими сокращениями и титлом: «Не всякое слово пишется под титлом, но только слова, обозначающие предметы особо уважаемые и почитаемые» [Иеромонах Алипий (Гамаюнов). Грамматика Церковно-славянского языка. М., 1864. С. 21; репринт М., 1991]. Такие слова - по правилам Гражданского устава, введенного Императором Петром Великим, - полагается писать с прописных букв, этой доброй традиции мы придерживаемся и в тексте данного исследования, дабы и буквой слова поддерживать дух времени. - Л.Б.

4. Формула Н.П.Загоскина из заглавия его труда «Уставные грамоты XIV-XVI веков, определяющие порядок местнаго правительственнаго управления» (Выпуски 1-2, 1875-1879).

5. Словарь Русского Языка XI-XVII веков. Выпуск 5. М., 1978. С. 380-381.

6. Памятники Русского Права. Выпуск IV. М., 1956. С. 175. Далее - ПРП. П/ж и курсивом выделено мной. - Л.Б.

7. ПРП. С. 189, 190, 192.

8. ПРП. С. 192, 196.

9. ПРП. С. 196.

10. ПРП. С. 197.

11. Наместничьи, Губные и Земския Уставные Грамоты Московскаго Государства. М., 1909. С. 136. Далее - УГ.

12. ПРП. С. 198.

13. УГ. С. 101-102.

14. Полное Собрание Русских Летописей. Том XIII. М., 2000. С. 267-268. Далее - ПСРЛ.

15. ПСРЛ. Т. XIII. С. 267.

16. ПСРЛ. Т. XIII. С. 268.

17. Там же.

18. Оба случая выявлял программой поиска по электронной версии «Истории Государства Российского». Курсив мой. - Л.Б.

19. Словарь иностранных слов. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР А.Г.Спиркина и др. Издание 11-е. М., 1984. С. 433.

20. Ильинская Л.С. Латинское наследие в русском языке. Словарь-справочник. М., 1999. С. 145.

21. Выявлено программой поиска по электронной версии «Истории России с древнейших времен». - Л.Б.

22. Выявлено программой поиска по электронной версии. Кстати, определение «земский» там у Н.И.Костомарова употребляется 39 раз, а слово «земство» - 2 раза. - Л.Б.

23. Выявлено программой поиска по электронной версии, определение «земский» в этот же период у Владыки Макария употребляется 16 раз. - Л.Б.

24. Цитируется по электронной версии. Курсив мой. - Л.Б.

25. Цитируется по электронной версии. Курсив мой. - Л.Б.

26. Платонов С.Ф. Иван Грозный. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М., 1998. С. 53.

27. Там же. С. 50-53.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06