Любой, имеющий опыт вождения, знает, как трудно, попав в колею на разбитой или заснеженной дороге, из нее выбраться. Судя по всему в аналогичную колею под названием «перезагрузка» угодила нынешняя кремлевская администрация. И виной тому развернувшаяся внутриполитическая борьба в России.
В ЗАЛОЖНИКАХ У ПЕРЕЗАГРУЗКИ
Почему хорошее дело улучшения отношения с Западом у нас почти всегда заканчивается потерей лица? Почему Соединенным Штатам кнопка перезагрузки не мешает пачками вылавливать российских «шпионов», по-гангстерски вывозить из Таиланда наших граждан и как ни в чем не бывало планировать кольцо ПРО вокруг России, а российские политики, подержав ту же кнопку в руках, словно забывают, какой стране служат и готовы выворачиваться наизнанку перед всем миром?
Можно, конечно, объяснить этот феномен низкой исторической культурой наших политиков, продолжающих грезить «общеевропейскими домами», «цивилизованными сообществами» и прочими сказками о единых пространствах, однако это будет полуправдой. Вся правда раскроется, если мы разберемся, в чьих конкретно интересах нынешняя внешняя политика России?
Для этого зададимся вопросом, что делать президенту, которого назначили править страной года этак на четыре, приблизительно с таким напутствием: дерзай, если покажешь себя, сделаешь что-нибудь путное, может быть и останешься на второй срок, если нет - вернется мускулистый и сильный. Оглянулся вновь назначенный президент и прослезился: вокруг коррупция, преступность, межнациональные проблемы... Где тут себя проявишь? Тут не проявлять себя, тут жизнь положить надо.
С коррупцией начал было бороться, но быстро понял, что она не где-то там за долами, за морями, а в соседних кабинетах. Да, и с харизматическими качествами проблема. Нет, это задача для Петра I, Столыпина, Пожарского...
Однако ответ, что делать, нашелся. Запад! Вот опора для всех честолюбивых либеральных российских политиков, не имеющих серьезной опоры в самой России. Последний пример по времени - Ельцин; но можно вспомнить и про смутное время, и про Курбского, и про политиков времен Александра Невского... Не все исторические аналогии годятся для данного случая, но пример с Ельциным, думается, в точку! Зажатый оппозицией в своей стране, имеющий мизерный рейтинг он шел на беспрецедентные геополитические уступки ради поддержки западных лидеров. Министра Козырева мы еще долго будем вспоминать.
И надо признать, расчет первого президента России оправдался. Хотя оппозиция тогда была не чета нынешней, и вертикаль власти еще не выстроена, и Совет Федерации имел реальную власть, Ельцин удержался. Не в последнюю очередь благодаря моральной, а иногда финансовой (через олигархов) помощи Запада.
На первый взгляд, случай с президентом Д. Медведевым совсем иной. И оппозиции теперь нет и рейтинг приличный. Однако опасность все та же - отречение от власти в результате грядущих выборов. Союзников-то мало.
«Единая Россия», а следовательно и Дума - с Путиным; поприща, на котором можно было бы проявить тут тоже нет. Не Сколково же? Вернее поприще есть (коррупция, Кавказ, преступность), но как мы говорили выше задача эта под силу лишь людям готовым жизнь за страну положить. Иные уже не справятся.
Значит Запад! Саммиты, распахнутые двери, ВТО, грезы о безвизовом пространстве..., скорее всего ратифицированный договор СНВ-3 - все это не даст президенту уйти в тень своего более опытного премьера, более того, позволит держать инициативу в своих руках. Ближе к выборам начнется война компроматов, борьба в прессе либералов с силовиками, в которой последние, на моей памяти, еще ни разу не побеждали. Тут особенно и пригодятся громкие (хотя и пустые, как выстрел пробки из-под шампанского) заявления поддержки от западных лидеров.
Этими мотивами и объясняются все действия либерального крыла кремлевской администрации. Все бы ничего, кто против укрепления сотрудничества, но вот беда - Запад ничего бескорыстно не делает. Ему нужны уступки. Мы уже слышали сообщения о Приднестровье - мол, замирить его любой ценой, - помним аннулированный контракт по С-300 с Ираном, видим, как малозначащим, с точки зрения экономики, отношениям с Польшей придается иррационально большое значение. До такой степени, что Россия готова забыть о десятках тысяч расстрелянных поляками русских красноармейцев, но извиняется с потерей лица за гораздо меньшее (хотя и весьма прискорбное) катынское дело.
Не сомневаюсь, Д. Медведев хотел бы сближения с Западом на равных, но увы, ввиду несоразмерности сил, это невозможно. Поэтому приходится терпеть унижения.
Так, Польша восприняла наши извинения хотя и милостиво, но как должное - Запад всегда воспринимает наши уступки как должное, - и уже в следующем визите в США президент этой страны Коморовский недвусмысленно рассуждал о потенциальной угрозе с востока и просил Америку не затягивать с военной помощью.
Совсем вопиющий случай с В.Бутом. После выдачи его США, российский МИД, как и положено внутриполитическому ведомству независимой страны, поднял скандал, однако советник Д. Медведева Приходько тут же одернул: мы, мол, заинтересованы в том, чтобы американская Фемида во всем объективно разобралась. Сразу захотелось спросить Приходько, почему бы и Британии не выдать подозреваемого по делу Литвиненко? Путь и британская Фемида разберется.
Да, обнародованные Wikileaks данные об истинных намерениях Запада в отношении России, в частности, ставшие известными планы удара НАТО по нашей стране со стороны Балтии, портят западникам имидж. Однако если ты попал в колею, то вынужден двигаться по ней. И дальше нам следует ожидать смешливых комментариев по всем неудобным для нас внешнеполитическим вопросам: дескать, мы не параноики, мы не ставим наши партнерские отношения в зависимость от... Вместо многоточия можно поставить любое действие Запада, ущемляющие интересы России.
Нетрудно понять, что подобная внешняя политика будет продолжаться вплоть до выборов 2012 года. Более неуступчивый во внешнеполитических вопросах В. Путин сбалансируют общий вектор, ну а после выборов может быть все что угодно.
За то, что подготовка к выборам 2012 года началась, говорят все факты. Медведев через своих помощников уже завил, что желает остаться на второй срок, а Путин, хотя и не заявлял подобного, но впервые довольно едко начал высказываться о братаниях Медведева с Западом.
Вообще в комментариях на темы современной российской политической жизни иногда можно услышать совсем страшные прогнозы. Россию, де, ожидает новая перестройка с последствиями не менее, а то и более трагичными, чем перестройка первая. Пишут такие комментарии, по-видимому, публицисты, не совсем четко представляющие себе основу любой перестройки. А в основе всегда экономика. Так, перестройка 80-90-х годах перевела стрелку развития страны с социалистических рельс на капиталистические; соответственно появилась (не могла не появиться!) либеральная идеология.
Нынешняя ситуация кардинально отличается от ситуации 1980-х - экономика уже находится на самых разлиберальных рельсах. Даже если Юргенс с Дворковичем будут ночами напролет думать, какой еще либеральный рецепт прописать российской экономике, ничего не придумают. Все уже есть. Путин ничего не стал менять после Ельцина (возможно и правильно, поскольку невозможно перестраивать экономику каждое десятилетие) и так и катится....
Следовательно, у предполагаемой перестройки нет экономического базиса. Чего же боятся наши патриоты? Очевидно новой волны либерализма идеологического, как правило, чрезвычайно глумливого по отношению к традиционным ценностям государства. Такая опасность действительно существует. Несколько тысяч российских граждан, а по совместительству граждан мира не оставили и никогда не оставят попыток свое собственное мировоззрение выдать за мировоззрение всего народа. Импульсы, исходящие из Кремля дают им шанс. Поэтому и послышались знакомые мантры: дестанилизация, толерантность, китайская опасность, которую нужно уменьшить дружбой с Америкой....
Но разве невидаль это для нас? Нет, все это мы слышали не раз. Беда в другом. В России до настоящего времени не создано мощного общественного движения консервативной идеологии, способного превратить попытки идеологических диверсий Сванидзе и Млечина в пустую трату времени. Ну, хотя бы такого как Исламская партия в Турции. Турцию, как и Россию весь ХХ век трясло, проблема самоидентификации для нее стояла не менее остро, однако они дожимают своих западников (если уже не дожали), а мы нет.
В этом смысле вспоминается одно предприятие, организованное несколько лет назад «Русской линией». Мероприятие это носило форму совещания, на котором присутствовавшим, довольно известным в патриотических кругах людям, предлагалось высказаться по поводу возможного создания в России Консервативной партии. К большому удивлению автора этих строк, подавляющее большинство выступавших выступило против идеи создания подобной партии.
«Все равно не дадут участвовать в выборах...», «Все равно не зарегистрируют...», «Нет, смысла, поскольку и в «Единой России» есть консервативное крыло...» - таковы были основные аргументы.
Мне подумалось тогда: вот он православно-патриотический прагматизм в действии. Как будто партии создаются для того, чтобы быть зарегистрированными. Нет, они создаются, чтобы выражать волю определенной части населения, а уж регистрация, выборы - всего лишь акт признания авторитета партии. И еще подумалось, жаль, что большевики в 1910-х годах, попивая пиво в европейских столицах, не думали так же как русские патриоты в начале XXI века.
Если же серьезно, то ситуация в России парадоксальная: по опросам подавляющее наших граждан придерживаются консервативных взглядов, а партии которая бы выражала их интересы - нет. Есть либералы, есть коммунисты, есть правящая партия «чего изволите»... Нет консерваторов!
Есть манифесты кинорежиссеров, есть «русские тезисы» писателей, есть бесчисленное количество умных статей - нет делателей!
Остается уповать на дарование «патриотической партии» сверху. Говорят, в Кремле на это уже созрели. Значит, неестественность ситуации понимают и там. Будем ждать «Родину-2». Или того дня, когда окончательно самоорганизуется футбольно-националистическая молодежь.
* * *
Однако вернемся к внешней политике. Она у нас сейчас производная внутриполитической борьбы. Поэтому легко просчитывается каждый шаг. Один набирает висты внутри страны, строит стадионы в Сочи, собирается проводить ЧМ- 2018, заботится о тиграх, другой набирает те же висты, вступая в ВТО и любезничая с НАТО. Возможно, не все так черно-бело, но в целом дело обстоит именно так.
Президентская администрация, понимая что «утопия Сколково» и борьба с коррупцией не дадут больших дивидендов, ставят на внешнеполитические успехи. Не считал бы это чем-то особо опасным, лишь бы на каком-то этапе в погоне за крупным вистом не возникло соблазна отдать, фигурально выражаясь, «Кемску волость».
Сергей Юрьевич Петров, кандидат технических наук