Светлая печаль

Повесть

Новости Москвы 
0
459
Время на чтение 9 минут

Глава 1

Кириллу было лет двадцать пять, когда он сказал себе: «Все, я больше не могу жить по-прежнему, я хочу учиться в семинарии и хочу служить Богу». В то время было очень тяжело осуществить эту мечту, мешало множество препятствий, но ничто не могло остановить его в этом намерении. У него была уже семья: горячо любимая жена и двое детей. Жил он со своей семьей и родителями жены вместе в трехкомнатной квартире, жили дружно, не ссорились. Но когда Кирилл объявил о своем решении поступать в семинарию, то со стороны тестя не получил одобрения, и даже наоборот, он решительно запротестовал, стал отговаривать, напоминал о тех материальных трудностях, которые ожидают его, да и время было тогда советское, богоборческое.

По странному совпадению, Кирилла и его тестя звали одинаково: Кирилл Иванович, но что еще забавнее, и отцов их звали тоже одинаково Иванами Степановичами...

Так вот, несмотря на уговоры со стороны родных не поступать в семинарию, Кирилл все же настоял на своем решении и отнес заявление.

Была середина лета, июльское солнце ласково согревало землю. Многие горожане жили за городом, так же и семейство Кирилла отдыхало в поселке Васкелово на Лемболовском озере. Он и Елена, так звали его жену, оставались в городе вдвоем. Это позволяло более тщательно готовиться к вступительным экзаменам и чаще посещать службы. Они очень любили ходить в храм по четвергам, когда читался акафист святителю Николаю...

Однажды позвонила подруга жены, сказала, что хочет приехать в гости. Кирилл обещал к семи часам вечера тоже придти домой....Уже заканчивался акафист, читалась коленопреклоненная молитва, в это время Кирилл посмотрел на часы - было семь часов, вспомнив о встрече, он подумал, что не успеет теперь вовремя придти и что жена упрекнет его в недержании слова.

После службы с телефонного аппарата он позвонил домой, трубку взяла Елена, она испуганным и взволнованным голосом спросила: «Кирилл, ты где спрятался, мы только что тебя видели дома у книжного шкафа, ты там что-то искал?». Понял он, что в квартире, видимо, произошло невероятное происшествие, и скорее поспешил к жене.

Дома он услышал следующую историю: «Ровно в семь часов, как они условились, Елена с подругой и ее сыном подходили домой. Саша, так звали сына подруги, взглянул на окно их квартиры и увидел Кирилла, рассматривающего книги, и, обращаясь к маме, он сказал: «Вон, посмотрите, уже дядя Кирилл дома». И действительно все увидели его. Обрадованные, позвонили они в квартиру, но им никто не отворил дверь. Тогда Елена открыла дверь своим ключом и, естественно, дома они не обнаружили Кирилла. В это время и был звонок его с телефонной будки. Когда он услышал их рассказ о видении, то сказал, что, наверное, был его двойник, который сначала материализовался, а потом дематериализовался. Но что привидение могло здесь делать? И Кирилл подошел к шкафу, взял первую попавшую книгу - это был том Алексея Толстого «Петр Первый» - и открыл наугад страницу. Первое слово, которое он прочел, была его фамилия... Его поразило тогда такое совпадение и вообще это происшествие.

В конце августа Кирилл, успешно сдав вступительные экзамены в семинарию, поступил сразу во второй класс. Экзамены за первый класс он потом сдавал экстерном.

Вскоре приехали родители и дети с дачи. Узнав, что Кирилл, несмотря на их просьбы не поступать в семинарию, все же поступил, конечно же, очень огорчились. Но, к удивлению Кирилла и Елены, быстро смирились.

К счастью, у молодой четы были небольшие денежные сбережения, которых и хватило на несколько месяцев скромной жизни.

Потом в начале зимы Кирилл устроился дворником. Вставал в четыре утра, убирал снег во дворе, обливался в душе и бежал к восьми часам в семинарию на занятия. Работа дворником нисколько не ослабляла его физических и умственных возможностей, а скорей наоборот, способствовало укреплению сил и придавало бодрости.

Труднее было другое: общение с тестем-рационалистом. Редко бывало, когда они не затрагивали религиозные вопросы, а их у Кирилла Ивановича было так много, что, конечно, не могло не радовать молодого семинариста. Ведь, если есть у человека вопросы, и он слушает ответы, значит, не все потеряно и тогда есть шанс изменить образ мыслей и дать верные ответы на поставленные вопросы.

Кирилла Ивановича давно мучил вопрос о божестве Иисуса Христа, и он хотел слышать от Кирилла исчерпывающий ответ об этом. Мало того, его интересовало и то, что же, по сути, вообще главнее всего в жизни? Конечно, это был не праздный вопрос. Ответ на него, наверное, многие хотели бы знать.

Молодой семинарист понимал, что от его ответа зависит будущее духовное состояние тестя и их взаимоотношений, поэтому он пытался дать более полный ответ.

«Давайте - начал он - откроем Евангелие от Иоанна и прочитаем первые строки. В своем прологе, Иоанн Богослов что пишет? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Видите, Кирилл Иванович, этими словами евангелист обозначает вечность Слова. Уже выражение «в начале» ясно указывает на то, что бытие Слова-Логоса совершенно изъято из подчинения времени, как форме всякого творения. А выражение «и Слово было у Бога» означает, что Логос есть самостоятельная личность. Говорить о Боге, исследовать, что в Нем, представить непостижимое - самонадеянность и дерзость. Поэтому я пытаюсь лишь в общих чертах, как художник, очертить контуры, в пределах которых человеческий разум и сердце могут усматривать и чувствовать Бога.

Бог - безначальный, бесконечный, неприступный, неисследимый, неизреченный, неприкосновенный, неосязаемый, бесстрастный, неизглаголанный.

Бог один по существу, но троичен в Лицах.

Бог - причина всего прочего. В Нем едино есть Свет и Жизнь, Дух и Слово, Премудрость и ведение, любовь и блаженство. Он есть благо превыше всякого блага.

Бог - Свет, но Свет безначальный, не созданный, неизреченный».

«А какие в библии есть доказательства, что Иисус Христос есть Сын Божий?» - спросил Кирилл Иванович.

«О, много! - ответил Кирилл - об этом свидетельствуют все: Бог Отец, при крещении на Иордане, и во время Преображения на горе Фавор, словами: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» Потом свидетельствуют ангелы, например, архангел Гавриил, явившись Деве Марии, сказал, что на нее сойдет Дух Святой и родит Сына и рождаемое наречется Сыном Божьим. Еще свидетельствуют все апостолы, говоря об Иисусе, что он есть Сын Божий Спаситель. В Библии можно прочитать много указаний ветхозаветных пророков о божестве Миссии. Например, рождение от Девы можно прочитать у пророка Исаии. Но всех нас поражает то, что и падшие духи, то есть бесы, так же свидетельствуют о Христе, что он есть Сын Всевышнего.

И, конечно же, нельзя умолчать, что Сам Господь Иисус Христос свидетельствует о Себе, как о Сыне Божьем Спасителе».

«Я понимаю, - немного помолчав, добавил Кирилл Иванович, - сейчас в Советском Союзе идет непримиримая борьба с верой, пытаются доказать, что Христа и не было вообще, мол, это все выдумка, но все это, конечно же, легко опровергается внимательным изучением истории христианства. По крайней мере мне этого доказывать не надо. Я глубоко убежден в подлинности Евангелия. Но что же тогда для людей главное в жизни? Ответь мне».

«Да, что ж тут не понятного, - отвечал Кирилл, - если мы признаем и верим, в Иисуса Христа как Сына Божия, то, значит, мы должны доверять Ему и Его промыслу о нас. Также Бог хочет видеть совершенных и добрых людей. Весь контекст Евангелия говорит о том, чтобы мы все исполняли заповеди Божьи, любили Бога и друг друга и покаялись в своих грехах».

Выслушав, Кирилл Иванович сказал: «Я не молод и знаю, что такое жизнь, воевал, много раз был ранен, из всего батальона один остался жив, когда мы форсировали реку и удерживали плацдарм. Знаю цену человеческой жизни, благородство одних и подлость других. И не видел людей без греха». Так закончили эту беседу.

Потом они не раз заговаривали о вере, тесть много расспрашивал о грехопадении Адама и Евы, о чудесах, о воскресении мертвых и многое другое. Беседы, как правило, проходили в дружеской обстановке. Не как это бывало в других семьях, когда дети и родители совсем не понимали и не хотели понять друг друга и часто разговаривали о вере в Бога на повышенных тонах, доводящих до ссор.

Прошло три года, и в четвертом классе семинарии митрополит Антоний рукоположил Кирилла в иерея. Потом направил служить настоятелем в Покровский храм села Борисово, что в Новгородской области.

Так, совмещая учебу в духовных школах семинарии и академии, и служа на приходе, отец Кирилл осуществил свою мечту, мечту служения Богу и людям. Трудно передать ту радость, которая наполняла его душу. Все земное казалось каким-то ничтожным и мало значащим...

Он с детства любил природу, прогуливался по лугам, любуясь и вдыхая аромат полевых цветов. Часто сидел где-нибудь на берегу речки и наблюдал, как плавают среди камней налимы и пескари.

И вот теперь его опять влекло на берег озера, это был уже Ильмень, и там, глядя в безбрежную даль, он предавался сладостному ощущению своих новых чувств, новых переживаний, которых у него никогда раньше не было.

Много лет назад, когда он еще только начинал воцерковляться и делал свои первые шаги в храме, ему очень нравилось богослужение, церковное пение - его неудержимо влекло на службу. Теперь он стал иереем, сам служит, стоя у престола в алтаре и это придавало ему то, чего не было раньше - ответственность и необходимую требовательность к себе. Теперь он не мирянин, а отец Кирилл, священник Русской Православной Церкви, и как все другие священники тоже отвечает за чистоту веры на своем приходе и нравственный облик прихожан. Да и сам храм надо содержать в чистоте и порядке.

Покровский храм в селе Борисово, где он начал свое служение, был открыт после Великой Отечественной войны. Первые настоятели много сделали в храме по тем средствам, которые могли быть в то голодное послевоенное время. Иконостас был сколочен из досок, были сделаны приличные Царские врата. А иконы, созданные c XV до XX веков, конечно, были главной духовной ценностью прихода.

Сначала отец Кирилл приезжал в Борисово на службы из Ленинграда, а потом решил и вовсе перебраться на приход. Это было в январе, после праздника Рождества Христова. Была вьюга и сильный мороз. Они приехали с детьми в холодный нетопленный дом на кладбище, внесли вещи, сложили все посреди комнаты и начали растапливать печи. Пока постепенно согревался дом, а матушка Елена что-то готовила, он, глядя на нее, почему-то вспомнил, как увидел ее в первый раз...

Тогда он жил еще в Москве. Однажды, накануне первомайских праздников, дядя Петя предложил поехать в Ленинград. И он согласился с условием, если поедет с ним его друг, которого знал еще по Монголии, где служил в армии. В Ленинграде жила очень близкая подруга Ивана Степановича, отца батюшки, Надежда Михайловна, с которой они дружили с раннего детства. Вот и решили, что остановятся у них. Поезд по каким-то причинам тогда опоздал на пять часов. И дядя Петя, он и друг Витя приехали неожиданно для хозяев. Вспомнил отец Кирилл, как вошел в комнату и увидел Лену, свою будущею жену, она стояла посреди комнаты и пила молоко прямо с пакета. Появление молодого человека явно было для нее неожиданным, девушка, видимо, смутилась, и краска залила ее лицо... В тот миг она была так восхитительна, так прекрасна... У нее были распущенные до плеч, кудрявые, густые темно-русые волосы. Большие карие миндалевидные глаза растерянно смотрели на него. Тогда он сказал себе: «Вот она, единственная, которую я ждал всю жизнь».

Верующей она была с детства, хотя родители не водили ее в храм. Только бабушка учила ее простым молитвам. Уже в тринадцать лет она написала одно стихотворение, которое, когда-то прочитав, отец Кирилл запомнил на всю жизнь.

Матушка Елена с детьмиТишина на землю пала,
Все молчит кругом.
Только слышен средь дубравы
Колокольный звон.

Вот голубка прилетела,
Радуясь весне,
Наступает день воскресный
На большой земле.

В небе солнце заиграло
Радужным огнем,
Словно вся земля запела
Этим чудным днем.

Вот тропинкой средь березок
Женщина идет,
И в руках своих усталых
Узелок несет.

Колокольчик пал ей в ноги,
Тихо говоря:
Ты вплети своей рукою
В волосы меня.

Сколько горя ты узнала,
Сколько разных бед.
Волос твой упал на плечи,
Он уж стар и сед.

Но в глазах твоих забвенье,
Ты идешь туда,
Где добро и мир неземный
Светится всегда.

Ты идешь туда и в радость,
И в большой беде.
Верю, что Господь поможет,
Странница, тебе.

Что телесные страданья,
Коль в душе покой,
Не горюй, что не нашла ты
Рай земной.

Вот пришла и встала в угол,
Тихо говоришь:
Мой Господь, Отец небесный,
Ты меня простишь!

Озари мне душу светом
В сердце дай тепло.
Жизнь придет иль смерть наступит,
Мне ведь все равно.

Что я в жизни уповала,
Чтоб ей дорожить,
Но зато я научилась
Светлое любить.

Стали часто сны забвенья
Приходить ко мне,
И прекрасный мир неземный
Вижу я во сне.

Там кругом зеленой сенью
Стелется трава,
Слышу звон я серебристый,
Бьют колокола.

Пташки райские порхают
Весело поют,
Там никто не унывает,
Слезы там не льют.

Все там люди добро любят,
И, любовь храня,
Очень часто с сожаленьем
Смотрят на меня.

Я протягиваю руки
К ним в глубокой тьме,
Но, быть может, еще долго
Буду на земле.

Что ж, пусть светят тебе грезы,
Пусть горит звезда,
Пусть не душат тебя слезы
Больше никогда.

Чаще думай ты о небе,
Вспоминай добро.
И пусть Истина согреет
Этот мир тепло.

Содержание этого стихотворения говорило о ее чистой и доброй душе уже в юные годы.

...Теперь Алена здесь, в этой деревне, будет разделять с ним все радости и трудности служения на приходе.

(Продолжение следует)

Иллюстрация художника Аллы Николаевны Писаревой

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Нектарий (Головкин)
«Мистически Господь охраняет всех нас»
О невозможности заразиться коронавирусом через Таинства
10.03.2020
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
22.10.2019
«Идея фильма возмутительна!»
Пришла пора православным пресечь очередную попытку очернить Царскую Семью в фильме Данилы Козловского «Карамора»
23.09.2019
Все статьи Архимандрит Нектарий (Головкин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49