Глава 1
Кириллу было лет двадцать пять, когда он сказал себе: «Все, я больше не могу жить по-прежнему, я хочу учиться в семинарии и хочу служить Богу». В то время было очень тяжело осуществить эту мечту, мешало множество препятствий, но ничто не могло остановить его в этом намерении. У него была уже семья: горячо любимая жена и двое детей. Жил он со своей семьей и родителями жены вместе в трехкомнатной квартире, жили дружно, не ссорились. Но когда Кирилл объявил о своем решении поступать в семинарию, то со стороны тестя не получил одобрения, и даже наоборот, он решительно запротестовал, стал отговаривать, напоминал о тех материальных трудностях, которые ожидают его, да и время было тогда советское, богоборческое.
По странному совпадению, Кирилла и его тестя звали одинаково: Кирилл Иванович, но что еще забавнее, и отцов их звали тоже одинаково Иванами Степановичами...
Так вот, несмотря на уговоры со стороны родных не поступать в семинарию, Кирилл все же настоял на своем решении и отнес заявление.
Была середина лета, июльское солнце ласково согревало землю. Многие горожане жили за городом, так же и семейство Кирилла отдыхало в поселке Васкелово на Лемболовском озере. Он и Елена, так звали его жену, оставались в городе вдвоем. Это позволяло более тщательно готовиться к вступительным экзаменам и чаще посещать службы. Они очень любили ходить в храм по четвергам, когда читался акафист святителю Николаю...
Однажды позвонила подруга жены, сказала, что хочет приехать в гости. Кирилл обещал к семи часам вечера тоже придти домой....Уже заканчивался акафист, читалась коленопреклоненная молитва, в это время Кирилл посмотрел на часы - было семь часов, вспомнив о встрече, он подумал, что не успеет теперь вовремя придти и что жена упрекнет его в недержании слова.
После службы с телефонного аппарата он позвонил домой, трубку взяла Елена, она испуганным и взволнованным голосом спросила: «Кирилл, ты где спрятался, мы только что тебя видели дома у книжного шкафа, ты там что-то искал?». Понял он, что в квартире, видимо, произошло невероятное происшествие, и скорее поспешил к жене.
Дома он услышал следующую историю: «Ровно в семь часов, как они условились, Елена с подругой и ее сыном подходили домой. Саша, так звали сына подруги, взглянул на окно их квартиры и увидел Кирилла, рассматривающего книги, и, обращаясь к маме, он сказал: «Вон, посмотрите, уже дядя Кирилл дома». И действительно все увидели его. Обрадованные, позвонили они в квартиру, но им никто не отворил дверь. Тогда Елена открыла дверь своим ключом и, естественно, дома они не обнаружили Кирилла. В это время и был звонок его с телефонной будки. Когда он услышал их рассказ о видении, то сказал, что, наверное, был его двойник, который сначала материализовался, а потом дематериализовался. Но что привидение могло здесь делать? И Кирилл подошел к шкафу, взял первую попавшую книгу - это был том Алексея Толстого «Петр Первый» - и открыл наугад страницу. Первое слово, которое он прочел, была его фамилия... Его поразило тогда такое совпадение и вообще это происшествие.
В конце августа Кирилл, успешно сдав вступительные экзамены в семинарию, поступил сразу во второй класс. Экзамены за первый класс он потом сдавал экстерном.
Вскоре приехали родители и дети с дачи. Узнав, что Кирилл, несмотря на их просьбы не поступать в семинарию, все же поступил, конечно же, очень огорчились. Но, к удивлению Кирилла и Елены, быстро смирились.
К счастью, у молодой четы были небольшие денежные сбережения, которых и хватило на несколько месяцев скромной жизни.
Потом в начале зимы Кирилл устроился дворником. Вставал в четыре утра, убирал снег во дворе, обливался в душе и бежал к восьми часам в семинарию на занятия. Работа дворником нисколько не ослабляла его физических и умственных возможностей, а скорей наоборот, способствовало укреплению сил и придавало бодрости.
Труднее было другое: общение с тестем-рационалистом. Редко бывало, когда они не затрагивали религиозные вопросы, а их у Кирилла Ивановича было так много, что, конечно, не могло не радовать молодого семинариста. Ведь, если есть у человека вопросы, и он слушает ответы, значит, не все потеряно и тогда есть шанс изменить образ мыслей и дать верные ответы на поставленные вопросы.
Кирилла Ивановича давно мучил вопрос о божестве Иисуса Христа, и он хотел слышать от Кирилла исчерпывающий ответ об этом. Мало того, его интересовало и то, что же, по сути, вообще главнее всего в жизни? Конечно, это был не праздный вопрос. Ответ на него, наверное, многие хотели бы знать.
Молодой семинарист понимал, что от его ответа зависит будущее духовное состояние тестя и их взаимоотношений, поэтому он пытался дать более полный ответ.
«Давайте - начал он - откроем Евангелие от Иоанна и прочитаем первые строки. В своем прологе, Иоанн Богослов что пишет? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Видите, Кирилл Иванович, этими словами евангелист обозначает вечность Слова. Уже выражение «в начале» ясно указывает на то, что бытие Слова-Логоса совершенно изъято из подчинения времени, как форме всякого творения. А выражение «и Слово было у Бога» означает, что Логос есть самостоятельная личность. Говорить о Боге, исследовать, что в Нем, представить непостижимое - самонадеянность и дерзость. Поэтому я пытаюсь лишь в общих чертах, как художник, очертить контуры, в пределах которых человеческий разум и сердце могут усматривать и чувствовать Бога.
Бог - безначальный, бесконечный, неприступный, неисследимый, неизреченный, неприкосновенный, неосязаемый, бесстрастный, неизглаголанный.
Бог один по существу, но троичен в Лицах.
Бог - причина всего прочего. В Нем едино есть Свет и Жизнь, Дух и Слово, Премудрость и ведение, любовь и блаженство. Он есть благо превыше всякого блага.
Бог - Свет, но Свет безначальный, не созданный, неизреченный».
«А какие в библии есть доказательства, что Иисус Христос есть Сын Божий?» - спросил Кирилл Иванович.
«О, много! - ответил Кирилл - об этом свидетельствуют все: Бог Отец, при крещении на Иордане, и во время Преображения на горе Фавор, словами: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» Потом свидетельствуют ангелы, например, архангел Гавриил, явившись Деве Марии, сказал, что на нее сойдет Дух Святой и родит Сына и рождаемое наречется Сыном Божьим. Еще свидетельствуют все апостолы, говоря об Иисусе, что он есть Сын Божий Спаситель. В Библии можно прочитать много указаний ветхозаветных пророков о божестве Миссии. Например, рождение от Девы можно прочитать у пророка Исаии. Но всех нас поражает то, что и падшие духи, то есть бесы, так же свидетельствуют о Христе, что он есть Сын Всевышнего.
И, конечно же, нельзя умолчать, что Сам Господь Иисус Христос свидетельствует о Себе, как о Сыне Божьем Спасителе».
«Я понимаю, - немного помолчав, добавил Кирилл Иванович, - сейчас в Советском Союзе идет непримиримая борьба с верой, пытаются доказать, что Христа и не было вообще, мол, это все выдумка, но все это, конечно же, легко опровергается внимательным изучением истории христианства. По крайней мере мне этого доказывать не надо. Я глубоко убежден в подлинности Евангелия. Но что же тогда для людей главное в жизни? Ответь мне».
«Да, что ж тут не понятного, - отвечал Кирилл, - если мы признаем и верим, в Иисуса Христа как Сына Божия, то, значит, мы должны доверять Ему и Его промыслу о нас. Также Бог хочет видеть совершенных и добрых людей. Весь контекст Евангелия говорит о том, чтобы мы все исполняли заповеди Божьи, любили Бога и друг друга и покаялись в своих грехах».
Выслушав, Кирилл Иванович сказал: «Я не молод и знаю, что такое жизнь, воевал, много раз был ранен, из всего батальона один остался жив, когда мы форсировали реку и удерживали плацдарм. Знаю цену человеческой жизни, благородство одних и подлость других. И не видел людей без греха». Так закончили эту беседу.
Потом они не раз заговаривали о вере, тесть много расспрашивал о грехопадении Адама и Евы, о чудесах, о воскресении мертвых и многое другое. Беседы, как правило, проходили в дружеской обстановке. Не как это бывало в других семьях, когда дети и родители совсем не понимали и не хотели понять друг друга и часто разговаривали о вере в Бога на повышенных тонах, доводящих до ссор.
Прошло три года, и в четвертом классе семинарии митрополит Антоний рукоположил Кирилла в иерея. Потом направил служить настоятелем в Покровский храм села Борисово, что в Новгородской области.
Так, совмещая учебу в духовных школах семинарии и академии, и служа на приходе, отец Кирилл осуществил свою мечту, мечту служения Богу и людям. Трудно передать ту радость, которая наполняла его душу. Все земное казалось каким-то ничтожным и мало значащим...
Он с детства любил природу, прогуливался по лугам, любуясь и вдыхая аромат полевых цветов. Часто сидел где-нибудь на берегу речки и наблюдал, как плавают среди камней налимы и пескари.
И вот теперь его опять влекло на берег озера, это был уже Ильмень, и там, глядя в безбрежную даль, он предавался сладостному ощущению своих новых чувств, новых переживаний, которых у него никогда раньше не было.
Много лет назад, когда он еще только начинал воцерковляться и делал свои первые шаги в храме, ему очень нравилось богослужение, церковное пение - его неудержимо влекло на службу. Теперь он стал иереем, сам служит, стоя у престола в алтаре и это придавало ему то, чего не было раньше - ответственность и необходимую требовательность к себе. Теперь он не мирянин, а отец Кирилл, священник Русской Православной Церкви, и как все другие священники тоже отвечает за чистоту веры на своем приходе и нравственный облик прихожан. Да и сам храм надо содержать в чистоте и порядке.
Покровский храм в селе Борисово, где он начал свое служение, был открыт после Великой Отечественной войны. Первые настоятели много сделали в храме по тем средствам, которые могли быть в то голодное послевоенное время. Иконостас был сколочен из досок, были сделаны приличные Царские врата. А иконы, созданные c XV до XX веков, конечно, были главной духовной ценностью прихода.
Сначала отец Кирилл приезжал в Борисово на службы из Ленинграда, а потом решил и вовсе перебраться на приход. Это было в январе, после праздника Рождества Христова. Была вьюга и сильный мороз. Они приехали с детьми в холодный нетопленный дом на кладбище, внесли вещи, сложили все посреди комнаты и начали растапливать печи. Пока постепенно согревался дом, а матушка Елена что-то готовила, он, глядя на нее, почему-то вспомнил, как увидел ее в первый раз...
Тогда он жил еще в Москве. Однажды, накануне первомайских праздников, дядя Петя предложил поехать в Ленинград. И он согласился с условием, если поедет с ним его друг, которого знал еще по Монголии, где служил в армии. В Ленинграде жила очень близкая подруга Ивана Степановича, отца батюшки, Надежда Михайловна, с которой они дружили с раннего детства. Вот и решили, что остановятся у них. Поезд по каким-то причинам тогда опоздал на пять часов. И дядя Петя, он и друг Витя приехали неожиданно для хозяев. Вспомнил отец Кирилл, как вошел в комнату и увидел Лену, свою будущею жену, она стояла посреди комнаты и пила молоко прямо с пакета. Появление молодого человека явно было для нее неожиданным, девушка, видимо, смутилась, и краска залила ее лицо... В тот миг она была так восхитительна, так прекрасна... У нее были распущенные до плеч, кудрявые, густые темно-русые волосы. Большие карие миндалевидные глаза растерянно смотрели на него. Тогда он сказал себе: «Вот она, единственная, которую я ждал всю жизнь».
Верующей она была с детства, хотя родители не водили ее в храм. Только бабушка учила ее простым молитвам. Уже в тринадцать лет она написала одно стихотворение, которое, когда-то прочитав, отец Кирилл запомнил на всю жизнь.
Тишина на землю пала,Все молчит кругом.
Только слышен средь дубравы
Колокольный звон.
Вот голубка прилетела,
Радуясь весне,
Наступает день воскресный
На большой земле.
В небе солнце заиграло
Радужным огнем,
Словно вся земля запела
Этим чудным днем.
Вот тропинкой средь березок
Женщина идет,
И в руках своих усталых
Узелок несет.
Колокольчик пал ей в ноги,
Тихо говоря:
Ты вплети своей рукою
В волосы меня.
Сколько горя ты узнала,
Сколько разных бед.
Волос твой упал на плечи,
Он уж стар и сед.
Но в глазах твоих забвенье,
Ты идешь туда,
Где добро и мир неземный
Светится всегда.
Ты идешь туда и в радость,
И в большой беде.
Верю, что Господь поможет,
Странница, тебе.
Что телесные страданья,
Коль в душе покой,
Не горюй, что не нашла ты
Рай земной.
Вот пришла и встала в угол,
Тихо говоришь:
Мой Господь, Отец небесный,
Ты меня простишь!
Озари мне душу светом
В сердце дай тепло.
Жизнь придет иль смерть наступит,
Мне ведь все равно.
Что я в жизни уповала,
Чтоб ей дорожить,
Но зато я научилась
Светлое любить.
Стали часто сны забвенья
Приходить ко мне,
И прекрасный мир неземный
Вижу я во сне.
Там кругом зеленой сенью
Стелется трава,
Слышу звон я серебристый,
Бьют колокола.
Пташки райские порхают
Весело поют,
Там никто не унывает,
Слезы там не льют.
Все там люди добро любят,
И, любовь храня,
Очень часто с сожаленьем
Смотрят на меня.
Я протягиваю руки
К ним в глубокой тьме,
Но, быть может, еще долго
Буду на земле.
Что ж, пусть светят тебе грезы,
Пусть горит звезда,
Пусть не душат тебя слезы
Больше никогда.
Чаще думай ты о небе,
Вспоминай добро.
И пусть Истина согреет
Этот мир тепло.
Содержание этого стихотворения говорило о ее чистой и доброй душе уже в юные годы.
...Теперь Алена здесь, в этой деревне, будет разделять с ним все радости и трудности служения на приходе.
(Продолжение следует)
Иллюстрация художника Аллы Николаевны Писаревой