Труд как духовная ценность в православном мировоззрении

Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» 4 мая 2010 г.

ДелоРус 
0
390
Время на чтение 5 минут

С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы «Александр Невский - имя России» прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед», посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года.

Счастлив тот, чьи слова достигают ушей слушателей.

Климент Александрийский

Кризисные ситуации, в которые все чаще попадают многие страны современной цивилизации, имеют много аспектов. Допускаю, что одним из важных структурных элементов системы, оказывающим негативное воздействие на социально-экономические процессы, является кризис мировой экономической мысли. Формирование социально эффективной экономики в преобладающем большинстве стран мира требует изменения базовых основ экономического дискурса. Смысл этого пересмотра в том, чтобы общество перешло к системе с теми нравственными задачами, которые человечество призвано решать с самого своего возникновения. А это конкретное евангельское поучение: «возлюби ближнего своего как самого себя»[1]. Следует заметить, что современное российское общество, даже искренне пытаясь вернуться к своим нравственным истокам, имеет о них, в том числе и о Православии, весьма смутное представление.

Христианство, вот уже более 2000 лет зовущее покинуть эту временную жизнь, сделавшее своим жизненным идеалом аскезу, бытие принципиально а-экономическое, тем не менее не просто сосуществует с этим миром во всех его проявлениях (экономическом, социально-политическом, гражданском и др.), но и успешно развивается, позиционируя себя не только как религиозную, но и как социально-хозяйственную систему, создающую альтернативу привычным ценностям мира земного.

Безбрежное богословское наследие затрагивает различные аспекты экономической жизни общества: предназначение труда, оправдание или отрицание собственности, смысл и направленность хозяйственной деятельности, эффективность хозяйства, богатство и бедность и др.

Основы понимания труда закладывает уже Ветхий Завет «вопреки довольно обычному предрассудку, что труд есть следствие грехопадения»[2]. Начало книги Бытия определяет существо труда. Во-первых. Целенаправленный труд имманентен человеку изначально уже потому, что одна из ему Богоданных целей - обрабатывать рай. Господь поселил человека «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15). Труд этот, можно полагать, не был ориентирован на продукт труда, а был ценен сам по себе как процесс, как труд ради труда, а не ради производства продукта. В раю продукт труда уже присутствовал в готовом виде. «И произрастил Господь Бог на земле всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Быт.2,8-9). Человек как образ и подобие Бога был ориентирован только на сотворчество Богу. Во-вторых, грехопадение и изгнание человека из рая влекут за собой изменение качества и условий труда: труд осуществляется с определенными трудностями и усилиями «в поте лица твоего» (Быт.3,19). Хозяйственная деятельность становится ежедневным процессом. «Когда человек оторвался от Бога, потерял способность жить только Божиим словом, Бог ему дает возможность и задачу: возможность существовать тем, что он будет получать некоторую долю своей жизни от плодов земли, и задачу возделывать эту землю. Без этого он умрет. Человек как бы вкоренен и в Бога, которого он не потерял до конца, и в землю, в которую погрузился корнями, чего ему делать не следовало»[3]. Труд рассматривается как экзистенциальная необходимость, как фон, на котором решается основная задача христиан - поиск встречи с Богом. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Мф.6,33).

В рамках естественности процесс труда остается лишь до того времени, пока в него не проникает элемент греха. Экономика становится самоцелью, самодовлеющей системой, в которой уже человек не воспринимает хозяйственную деятельность как способ получения части своего бытия из земли, а начинает считать, что для него достаточно «питаться только этой землей», что небо больше ему не нужно, что его дело - материальное дело3. Именно поэтому, основываясь на Христовых словах, обращенных к Марфе и Марии (Лк.10,38-42) Церковь «предостерегает от фетишизации труда» в любом его проявлении[4]. Экономика, опутываемая сетями греха, забывает духовную истину: «Богу не нужно твое дело, ему нужно твое сердце, Бог дожидается гармонии и единства между тобой и им»3.

Евангельское понимание труда, хозяйственной деятельности может сформулировано в следующих тезисах[5]:

1.Основная цель христианина в земной его жизни - попечение о спасении души, о стяжании «пути, истины и жизни» вечной. Труд как способ добывания хлеба насущного характерен только для «мира сего». Но коль скоро этот мир конечен, имеет свой закономерный финал и экономика. Собственно, поэтому чисто хозяйственные проблемы специально - в плане изложения законченной концепции - в Евангелии не изложены. Христианская точка зрения выражена в оценке с позиций общественной телеологии. Все рассматривается с точки зрения праведности или неправедности.

2.Хозяйственный процесс- явление вполне нормативное, но он должен подчиняться определенным законам, чтобы не стать препятствием к спасению души. Одним из основных законов является необходимость общественной полезности хозяйственной деятельности. Непроизводительное использование богатства, нацеленность только на личное потребление, роскошь, вообще всякий экономический детерминизм в поведении однозначно осуждаются. Еще один закон-праведность источников собственности: богатство трудовое, не основанное на присвоении чужой собственности, в принципе неосуждаемо. Третий из основных законов - благотворительность и как одно из основных условий спасения души вообще и богатых в особенности.

Там, где человеческое сопрягается с Божьим, рациональное с иррациональным, не может быть места для прямого и однозначного восприятия событий. Любая оценка может начать формироваться только тогда, когда в видимом мы попытаемся узреть невидимого Бога. Но даже и узрев, даже и обратившись к Нему, мы непременно должны помнить: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21).

Список использованной литературы:

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.- Свято -Успенская Почаевская Лавра, 2001.

2. Словарь библейского богословия, s.v.труд.

3. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002.

4. Михаил (Мудъюгин). Введение в основное богословие. М.: Общедоступ.православн. ун -т., 1995.

5. Симонов В.В. (игумен Филипп). Церковь - общество - хозяйство. М.: Наука, 2005.


[1]

[1] Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.- Свято –Успенская Почаевская Лавра, 2001.

[2]

[2] Словарь библейского богословия, s.v.труд (стлб1175)

[3]

[3] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002 c.375,352,339

[4]

[4] Михаил (Мудъюгин). Введение в основное богословие. М.: Общедоступ .православн. ун –т., 1995, с.208

[5]

[5] Симонов В.В. (игумен Филипп). Церковь – общество – хозяйство. М.: Наука, 2005, с.52-54

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2024 22:27
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.04.2024 21:02