В 2009 году в средствах массовой информации стали появляться сообщения о первых зафиксированных жертвах широко распространившихся «легальных наркотиков» - экзотических растений, а также разнообразных курительных и жевательных смесей, имеющих разное происхождение и состав, но сходных по опьяняющему воздействию на организм человека. Следом за СМИ с осторожными заявлениями по поводу распространения «легальных наркотиков» начали выступать официальные лица разного ранга, в большинстве своём сетовавшие на недостаточную проработанность правового механизма противодействия новой угрозе.
Исключением из общего правила стали действия Главного санитарного врача России Г.Онищенко, использовавшего, по-видимому, все доступные ему на тот момент механизмы для запрета оборота новых видов зелья. В результате во многих Интернет-магазинах, продававших до того «гавайскую розу» как комнатное растение, но не стеснявшихся рассказывать о способах её употребления для достижения наркотического эффекта, появились сообщения о приостановке на время торговли в связи с «неясностью правовых аспектов оборота семян растения». Однако запреты, исходящие от Главного санитарного врача легко игнорировать, да и проанализировать всё многообразие информации о «легальных наркотиках» едва ли под силу какой-либо правительственной структуре кроме ФСКН. Как следствие, разнообразные курительные смеси по-прежнему продавались, прежде всего, молодёжи.
Негативные последствия употребления подобных веществ и смесей очевидны - помимо нанесения явного вреда здоровью они подготавливают человека к употреблению в будущем вполне «взрослых» наркотических средств, заведомо расширяют состав будущей клиентуры наркодилеров. Более того, многие курительные смеси имели в своём составе небольшие дозы сильнодействующих синтетических психотропных веществ. Кроме того, что немало людей лишилось здоровья, употребляя подобные курительные смеси, подавляющее большинство из попробовавших модную отраву уже никогда не приобретут «иммунитета к наркомании», то есть устойчивого негативного отношения к немедицинскому употреблению наркотиков.
Как следствие, подростки и молодые люди, не успевшие зачастую узнать о вреде наркотиков, а во многих случаях имеющие весьма отдалённое и искажённое представление о проблеме наркомании и в результате попробовавшие «легальный наркотик», пополнили группу повышенного риска - т.е. категорию людей, предрасположенных к употреблению наркотиков в будущем. Помимо колоссальных прибылей, которые «легальные наркотики» принесли полулегальным продавцам, очевиден огромный ущерб, который нанесен безопасности Российской Федерации и здоровью населения в долгосрочной перспективе.
Между тем, запрет на курительные смеси в Российской Федерации был введён лишь в январе 2010 года, т.е. со значительным разрывом между появлением первой информации о «легальных наркотиках» и ограничением их оборота. В чём причина такой задержки сказать трудно, но несомненно то, что подобная нерасторопность способствовала существенному увеличению размера вреда, нанесенного интересам общества и государства.
Казалось бы, в настоящее время проблема устранена - курительные смеси приравнены к наркотикам, Уголовный Кодекс предусматривает суровое наказание за их незаконный оборот. Тем не менее, решённая в январе 2010 года проблема - это лишь видимая часть айсберга. Несомненно, что уже в ближайшем будущем появятся новые наркотические средства, не попадающие под официальный запрет. Это могут быть наркотики, замаскированные под духи, никотиновые наклейки, освежители воздуха, ароматические смеси, или любые другие товары, широко используемые в быту. При грамотной политике сбыта и продуманной рекламе выявить злоупотребление подобными «легальными наркотиками» может быть очень непросто, поскольку в поле зрения правоохранительных органов они попадут нескоро, а до сведения общественности информация о новой угрозе дойдёт с ещё большим опозданием. Наконец, невозможно остановить прогресс химии, следовательно, будут появляться новые синтетические наркотики. Очевидно, что при отсутствии правового механизма, защищающего общество от появления новых «легальных наркотиков», антинаркотическая политика государства обречена на неудачу.
Несмотря на то, что представители правоохранительных органов нередко ссылаются на недоработки в российском законодательстве, препятствующие борьбе с «легальными наркотиками», пока они не будут занесены в списки наркотических средств и психотропных веществ, существует в зачаточной форме механизм, способный решить данную проблему. В действующей редакции УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. При этом под аналогами наркотиков в соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» понимаются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств или психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Как представляется, законодатель, внося в УК РФ подобную норму, имел намерение предотвратить появление «дублёров» известных наркотиков, не подпадающих под запрет в силу отсутствия прямого указания на такие вещества в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Тем не менее, в сложившейся ситуации уместно скорректировать соответствующие положения законодательства и сделать возможным применение данного запрета к новым наркотикам, даже если они не копируют химическую структуру известных наркотических средств. Курительные смеси, признанные наркотиками в начале 2010 года, являлись на деле наркотиками и ранее, хотя и не имели этого статуса по закону. Поэтому если бы год назад за распространение подобных смесей начали привлекать к уголовной ответственности по причине того, что распространяются аналоги наркотиков, это не только сэкономило бы время и ресурсы, но и позволило бы сохранить здоровье многих людей.
Как представляется, решить проблему вновь появляющихся наркотиков можно путём введения перечня аналогов наркотических средств и внесения соответствующих изменений в действующее определение. Для этого необходимо включить в качестве приложения к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» Перечень аналогов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который должен включать необходимые и достаточные критерии, позволяющие отнести химическое вещество, либо соединение к аналогам того или иного наркотика. То есть такой перечень должен включать в себя не перечисление вновь выявленных наркотических средств, а содержать сведения, на основе которых лицо, даже не являющееся специалистом-химиком, может сделать предварительный вывод о том, является ли вещество аналогом наркотика.
К примеру, данный перечень может содержать такие критерии как способ употребления, воздействие на организм, длительность такого воздействия, смертельная и опасная дозы и т.д. Использование подобного перечня позволит, к примеру, сделать предположение о том, что конкретная курительная смесь может быть аналогом наркотика марихуана, поскольку употребляется путём курения, имеет галлюциногенное действие, оказывает выраженное опьяняющее воздействие на организм человека. Окончательный вывод в данном случае будет делать эксперт, но для начала перед экспертом данный вопрос должен быть поставлен представителями правоохранительных органов.
Если верить сообщениям прессы, в ряде популярных курительных смесей, запрещённых теперь к обороту, содержались незначительные дозы синтетических психотропных веществ, безусловно запрещённых действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, никто не проверял эти курительные смеси на наличие в них психотропных веществ, хотя об эффекте от употребления таких смесей знают практически все. Причина бездействия правоохранительных органов проста - ясно, что курительные смеси это наркотик, но вот копируют они или нет химическую структуру запрещённых наркотиков - не понятно. И если продавца задержать, товар изъять, запустить механизм уголовного преследования, но экспертиза сделает вывод, что вещества не являются аналогами наркотиков, есть большой риск негативных последствий для самих сотрудников правоохранительных органов, которых не замедлят обвинить в превышении полномочий. В результате курительные смеси продавались повсеместно, но даже о попытках привлечь продавцов к ответственности ничего не сообщается.
Если же предлагаемый перечень аналогов наркотических средств будет указывать, что аналог конкретного наркотика - это вещество, которое употребляется определённом способом (путем курения, перорально, внутривенно), оказывает определённое воздействие на организм человека (например, вызывает повышение давления, учащение пульса, эйфорию или апатию, галлюцинации и т.п.), то практик-правоприменитель будет в состоянии поставить вопрос о том, что распространяемое средство является аналогом известного наркотика и сможет обосновать свои действия, препятствующие распространению подобного средства.
Предложенный путь решения проблемы не идеален, поскольку в теории может допускать злоупотребления со стороны представителей правоохранительных органов. Тем не менее, необходимость экспертизы, которую предложенный путь решения проблемы не отменяет, гарантирует в какой-то степени объективность при решении вопроса о том, является ли конкретное вещество аналогом наркотика, или нет. К положительным сторонам предложенного решения можно отнести тот факт, что не потребуются принципиальные изменения в существующие нормативно-правовые акты, не вводится новых, не опробованных механизмов противодействия наркомании, а лишь расширяется действие существующего, между тем под действие запрета попадут практически любые наркотики, которые могут появиться в будущем. Наконец, необходимые изменения могут быть внесены чрезвычайно быстро, что особенно важно с учетом опасности, которую представляет для России рост наркомании.
Трудно подсчитать ущерб, нанесённый обществу за несколько лет оборота «легальных наркотиков». Возможно, курительные смеси попробовали десятки тысяч детей и молодых людей. А может быть сотни тысяч и даже миллионы. С учётом того, что последний год СМИ достаточно подробно и красочно освещали проблему «легальных наркотиков», не всегда при этом делая акцент на их опасности для здоровья, можно предположить, что последняя цифра ближе к действительности, поскольку после такой рекламы спрос должен был увеличиваться в геометрической прогрессии. Однако даже если бы речь шла лишь о тысячах, вопрос всё равно требовал бы скорейшего решения, ведь уже завтра могут появиться легальные наркотики по копеечной цене, но вызывающие мгновенное привыкание. Если это произойдет, то новая волна «легальных» наркотиков оставит нас с тысячами, если не с миллионами вполне реальных новых наркоманов. Эту беду можно предотвратить, однако соответствующие меры необходимо предпринимать в кратчайшие сроки, не теряя драгоценного времени. А вот с оперативными ответами на новые вызовы у нас дела обстоят не самым лучшим образом.