О реальной опасности технических наркотиков, аудионаркотиков, средств моделирования сознания (бинауральные ритмы), формирующих зависимые формы поведения.
Существует ряд факторов, совокупность которых определяет уровень и структуру немедицинского потребления наркотиков в конкретный момент времени в конкретном обществе. Среди этих факторов - важнейшие, такие как духовное здоровье общества, а также состояние экономики, действенность антинаркотической политики государства, наличие близлежащих центров производства и маршрутов транспортировки наркотиков, и т.д. Существует также длинный ряд менее важных факторов, тем не менее, оказывающих воздействие на уровень и структуру наркомании в обществе - наличие в обществе и активность этнических либо субкультурных групп, положительно относящихся к употреблению наркотиков, степень осознания проблемы в обществе, уровень коррупции, и даже средний уровень образования и качество работы образовательных учреждений.
Имея информацию о совокупности перечисленных и других подобных факторов, можно сделать примерный вывод о том, каким является уровень наркомании в данный момент времени, причём верность вывода будет прямо зависеть от того, насколько полно учтены такие факторы и насколько достоверна используемая информация. Таким же образом, рассчитав, какими данные факторы будут через некоторое время, можно сделать предположение относительно того, какой будет проблема наркомании в будущем и на каких направлениях необходимо сосредоточить усилия для достижения максимального результата в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
К примеру, если ситуация в конкретном регионе характеризуется общим духовным кризисом, коррупцией и клановостью в органах власти, рядом проходит крупный маршрут транспортировки наркотиков, при этом население хорошо информировано о вреде наркомании, отношение к немедицинскому употреблению наркотиков в обществе в среднем негативное, а образовательный уровень высокий, но уровень наркомании не снижается, то неправильным было бы пускать все ресурсы на информационную составляющую противодействия угрозе.
Между тем, существует фактор, зачастую выносимый за скобки и не учитываемый при оценке возможной динамики развития проблемы наркомании - это состав наркопродукции, предлагаемой к покупке и, если сузить проблему, возможность изменения такого состава и появления новых наркотических средств. Несмотря на то, что многие наркотические средства существуют и используются несколько тысяч лет [1], немало наркотиков появилось практически недавно, что внесло коррективы и в структуру наркомании и в её размах.
В качестве примера, быть может, не самого корректного с юридической точки зрения, но весьма наглядного, можно привести историю американских индейцев, которые традиционно употребляли психоактивные вещества, курили табак, но не смогли справиться с новым наркотиком - алкоголем. Аналогичным образом, хоть и в меньших размерах, многие синтетические наркотики, появляясь в то или иное время, значительно подстёгивали рост уровня наркомании. Поэтому риск появления новых наркотиков и анализ возможных последствий для состояния и структуры наркомании должен учитываться при построении прогнозов относительно того, какой будет наркомания завтра.
Что же мы можем предположить относительно наркотиков завтрашнего дня? Какими они могут быть? Какие тенденции развития новых наркотиков проявляются уже сейчас, но с большой долей вероятности покажут себя в полном объёме лишь в будущем? Наконец, насколько мы готовы к встрече с этими наркотиками, не станет ли эта встреча для нас аналогичной встрече американских индейцев с алкоголем?
Весьма вероятно, что, наркотики в ближайшем будущем будут развиваться по следующим основным направлениям:
1) Получение наркотических средств с новыми характеристиками - изменённым, либо более длительным эффектом от употребления, меньшей необходимой дозировкой по сравнению с существующими наркотиками. К примеру, в своё время появился так называемый "белый китаец" - триметилфентанил, имеющий действие, схожее с героином, но требующий многократно меньшей дозировки. Меньшая необходимая дозировка синтетического наркотика облегчает представителям наркобизнеса транспортировку, снижает сопутствующие риски, не требует, в отличие от наркотика растительного происхождения, длительного производственного цикла, вовлечения в производство большого количества человек, не привязывает к удалённым центрам производства, хотя и резко повышает опасность передозировки со смертельным исходом. Такие наркотики как "экстази" и ЛСД завоёвывали рынок новыми характеристиками, своеобразным эффектом от употребления, были нацелены на новую категорию потребителей.
2) получение наркотических средств, максимально защищённых от механизмов государственного противодействия, не попадающих автоматически под запрет, либо максимально замаскированных под разнообразные товары, не запрещённые к обороту. Примером может служить ситуация с курительными смесями и прочими "легальными наркотиками", запрещёнными в начале 2010 года на территории РФ.
3) разработка наркотических средств принципиально нового действия, в том числе разнообразных "технических наркотиков", оказывающих воздействие на сознание человека.
Комплексный подход при разработке новых наркотиков, т.е. с учётом и необходимости добиться новых ощущений и максимально защититься от органов госнаркоконтроля, представляется наиболее опасным, поскольку разработанные таким образом наркотики в течение долгого времени могут оставаться в свободном обороте, не привлекая внимания общественности, что значительно увеличит размер нанесённого обществу вреда.
Как крайнюю форму подобного подхода, проявившуюся в России в 2006 году, но получившую широкое распространение лишь в 2009 году, можно привести появление разнообразных "аудионаркотиков". Опасность подобных разновидностей "технических наркотиков" вполне реальна, косвенным подтверждением чего является прямая ссылка в проекте Стратегии государственной антинаркотической политики на "технические средства моделирования сознания («бинауральные ритмы»), способствующие формированию зависимых форм поведения"[2].
Несмотря на то, что проблема проявилась сравнительно недавно, она чрезвычайно важна и требует скорейшего решения, прежде всего потому, что подобные "аудионаркотики" имеются в открытом доступе и широко рекламируются, прослушать их может любой ребёнок, научившийся пользоваться интренетом. При этом даже если штатное звуковоспроизводящее оборудование не способно дать слушателю вожделенное ощущение, всё равно рушится защитный механизм, преграда, за которой обычный человек становится потенциальным наркоманом. Более того, подобного рода "аудионаркотики" теоретически могут злонамеренно использоваться и навязываться против воли населению - например, в ходе предвыборных кампаний, в рекламе, в ресторанах и кафе, наконец, во время различных концертов и культурно-массовых мероприятий. Не случайно завсегдатаи концертов западных групп, играющих психоделическую музыку и популярных в среде "продвинутой" молодёжи, зачастую описывают свои ощущения от посещения подобных мероприятий привычными категориями наркозависимых - "приход", "флэшбэк", и т.п.
Наконец, в дальнейшем возможно появление подобных "технических наркотиков" комплексного действия, сочетающих особого рода видеоряд, звуковое сопровождение и оказывающих мощное воздействие на психику человека. Между тем, распространение подобных "технических наркотиков" и заложенная в них реклама наркотиков обычных по сути ничем не ограничены, российское законодательство никак не регулирует данный вопрос. А вопрос требует регулирования, причём использование подобных технологий и их реклама должны быть строжайшим образом запрещены.
Боюсь, что мои опасения могут быть восприняты определённой категорией граждан как готовый бизнес-проект, но если не будет выработан механизм противодействия новым наркотикам, в том числе имеющим принципиально новое действие, то в ближайшем будущем многие кинотеатры по стране могут перепрофилироваться в своеобразные "опиумные курильни 21 века", в которых будет подаваться в модном 3-D формате зомбирующий видеоряд (к примеру, аналогичный галлюцинациям, вызываемым некоторыми наркотиками), сопровождаемый "объемным звуком" аудионаркотика, а между рядами будут стоять курильницы и чадить дымом новых курительных смесей, не успевших попасть под запрет. И молодые люди будут приглашать девушек на фильмы "Героин", или "Анаша", где будет воспроизводиться процесс употребления, создаваться романтизированная атмосфера наркопритона, но без реального употребления соответствующих наркотиков. Конечно, нет худа без добра - пустых мест в кинотеатрах не будет точно, но всё-таки лучше бы этого не происходило.
Примечания:
[1] http://www.opioids.com/narcotic-drugs/chapter-2.html
[2] http://www.narkotiki.ru/oinfo_6744.html