Как читать Псалтирь Великим постом

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим

1.     Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2.     Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3.     Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4.     Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5.     Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6.     Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла, далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее - следующие псалмы.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

43. Польза псалмов

1)

Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу)

Это не является обязательным критерием того, доходит молитва или нет. 2) читают по-разному, в т.ч. и про себя. Особенно среди людей, чтобы не шевелить губами и не выдавать свою молитву. 3) Не обязательно монотонность. Не монотонность не является непременным критерием прелести. вообще - тема интересная, пишу о пользе псалмов http://psaltir.livejournal.com/ Важно читать Псалтирь правильно и качественно.

Александр / 05.04.2010

42. 41. Аноним

Извините, но не в моих правилах отвечать анонимам. Довольно с вас того, что я вообще отозвался. И не следует вставать в позу пророка (предпоследний ваш абзац), это нескромно.

Владимiръ / 25.02.2010

41. Re: Как читать Псалтирь Великим постом

Владимиръ, вы слукавили, в посте № 31 осуждая Стаса в буквальном понимании слов святого пророка о важности "сердечного плача" ("Излилось из сердца моего слово благое" - Пс.44), так как основали свое осуждение на примере, собственно, не чтения псалма как такового, а проявления чувств религиозного восторга святого пророка Давида во время торжественной церемонии перенесения ковчега. К сожалению, вы даже дошли до того, что не постеснялись упрекнуть Стаса в том, что он дескать скачет и пляшет при чтении псалмов, хотя Стас, собственно, говорил не о необходимости какой-то внешней экзальтации, а о важности беседы с Богом сердцем. Вы также основываете ваше понимание буквальности изъявления чувств святого пророка на том, что это дескать осудила его жена Мелхола. Однако, следует вам быть немного рассудительней прежде, чем так легко трактовать Библию. Известно, что как в древности, так и по сию пору, от властителей этикет требует особой сдержанности своих чувств как перед подданными и подчиненными, так и перед гостями и зрителями. В данном случае, очевидно, что святой пророк пренебрег этим этикетом из любви к Богу. Жена критиковала Давида за снятие царских облачений. За его кротость и смирение пред Богом и людьми. Давид не вписывался в ее картину понимания образа царя и воина, когда он присоединился к танцующим пред Ковчегом женщинам, сняв с себя все знаки отличия. Вот что говорит сам святой пророк Мелхоле: "пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен." Видите, Владимиръ, святой пророк на практике осуществил заповеди, данные нам с вами в НЗ: прежде всего чти Господа Бога своего и ему одному служи. И будь при этом как дитё. И будь СМИРЕННЫМ. И потому "будешь славен" (как говорит святой пророк), не только у Бога, но и среди людей. Вы же, Владимиръ, за языческим своим пониманием, не видите истины. Вам Стас говорит о необходимости разговора с Богом сердцем, и о неважности внешнего вида (=характера чтения, плясок, музыки и прочем). Вы же ДЕРЗАЕТЕ искать сему отрицание и находите в поведении святого пророка во время торжественной церемонии. Тем не менее, и тут всё сходится к тому, о чем говорил Стас: о первоважности искренности сердечной! Бо не устами глаголем Богу, но сердцем. Дело в искренности сердечной, и Библия подтверждает это указанием на то, что у Мелхолы не было до конца жизни детей за осуждение поведения пророка. Не за осуждение ли, не за языческое ли понимание поведения святого пророка? Ибо она уничижила его за это в СЕРДЦЕ СВОЕМ... . Так и вы, Владимиръ, видя важность беседы с Богом сердцем, уничижаете это приведением примеров о пляске святого пророка. Играете роль Месхолы? За всякое слово ответите... И еще: танец святого пророка находим единичным случаем. Постоянно же святой пророк говорит о сердце: "Готово сердце мое, Боже, буду петь и воспевать во славе моей".

Аноним / 25.02.2010

40. Стасу

@Вы к Богу псалом возносите, как к начальнику по работе: половину правды несу, половину во имя дела умолчу? По-взрослому, то есть в рамках житейской умудренности? Очень странные ассоциации (и это при том, что вы со мной рядом на молитве не стояли). Мне такое как-то и в голову не приходило. И я, признаюсь, понять не могу - о чём вы? Я привык молиться просто, без надрыва и истерики, заламывания рук, закатывания глаз и неистовых телодвижений - именно так, как этому учит православная аскетическая традиция. Однажды был свидетелем молитвы баптиста... Не приведи Бог увидеть это дважды.

Владимiръ / 23.02.2010

39. 35. Стас

@Вы же поняли эти слова буквально, как язычник: скакать, играть. Эх, Владимиръ... Разумеется, буквально (но не как язычник!), ибо написано: "Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками "(2 Цар 6,14-15). Это не аллегория, поскольку Мелхола, жена Давида, увидев его таким образом скачущим, стала порицать мужа. И вот я вас спрашиваю: вы точно так же, БУКВАЛЬНО СКАЧА И ИГРАЯ ИЗ ВСЕЙ СИЛЫ ПРЕД ГОСПОДОМ, читаете дома псалмы?.. Если да, то на вас харизма, не меньшая, чем на св.Давиде. И я могу лишь подивиться тому, какие дары подаёт ныне Бог человекам.

Владимiръ / 23.02.2010

38. 33. Аноним

@Мне видится, вы уверенно скатываетесь к фарисейству. Любопытное наблюдение. Сразу видно - сделано с точки зрения мытаря.

Владимiръ / 23.02.2010

37. 32. Владимир Станиславович

В.С.Б., Владимир Станиславович!

36. Re: Как читать Псалтирь Великим постом

Владимиръ, "будьте как дети". Только и всего, что имеет в виду святой пророк в этих словах. А вы то и этого не поняли... Вы к Богу псалом возносите, как к начальнику по работе: половину правды несу, половину во имя дела умолчу? По-взрослому, то есть в рамках житейской умудренности? Нельзя так, Владимиръ! К Богу надо псалмы и молитвы возносить именно "скакаше играя", то есть от чистого сердца, с той непосредственностью с какой это малые дети делают. Вы же поняли эти слова буквально, как язычник: скакать, играть. Эх, Владимиръ...

35. 33. Аноним

Мне ничего не остаётся, как отослать Вас к первоисточникам - трудам свт. Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, преп.Никодима Святогорца и прав.Иоанна Кронштадтского о молитве. PS.: Я хуже фарисея, те жили гораздо праведнее, чем я.

Агапит / 23.02.2010

34. Re: Как читать Псалтирь Великим постом

Агапит пишет: "я уже написал в одном из постов, что внимательное спокойное чтение псалмов и других молитв приведёт к тому, что в душе молящегося родятся те чувства,которые заключаются в словах молитвы." Агапит, вы прочитали и не проанализировали того, что вам написал игумен. Возможно, его слова не дошли до вашего разума. Напомню, что игумен вам пишет о том, что чтение зависит от духовного состояния человека. Поэтому одни читают с меньшим чувством, другие - с большим. Старцы, как писала Домбровская, вообще произносят молитвы внешне бесстрастно (правда, Домбровская написала невыразительно), потому как достигли определенного уровня смирения. Вы также проигнорировали приведенные слова святого Амвросия о важности состояния сердечного. В результате вы, Агапит, всё сводите к внешней форме, полагая, что спокойное произнесение молитв приведет к обретению когда-то правильного духовного состояния. Однако, Агапит, вы таким образом молитву низводите к шаманскому заклинанию. Произнес - и получил. Вот языческая формула, по которой вы пытаетесь идти. Ничего не получите, скорее всего! Потому как что исходит из вашего сердца при вашем спокойно-бесстрастном чтении? Ничего! Вы святой, Агапит? Вряд ли. Ну так, зачем мните быть равным святому в чтении, не достигнув смиренномудрия святого? Молитва, Агапит, глас вашего сердца. Не тембра вашего голоса, не интонаций, не громкости, не скорости. Вам может попуститься оказаться вообще немым. Перестанете молиться? Ваше сердце, Агапит, не является бесстрастным. В нем обитают и радости, и скорби. Если в вашем характере есть проверенная жизнью способность спокойно реагировать на смерть близких, на беды близких, на собственные горести и скорби, флаг вам в руки, как говорится, читайте псалмы спокойным голосом (я бы сказал, равнодушным) в вашей келье после всякой страшной беды. Но сердца большинства людей не замурованы в толщу пенобетона и страждут. Покаянный псалом, к примеру, большинство верующих читает от своего имени, а не от имени святого пророка. И не как шаманское заклинание, думая, что вот я произнесу "крибли-крабли-бумс", не понимая ничего, и получу за свое усилие. Есть еще один важный нюанс. Вы хотите перенести замечательную практику церковного чтения к себе домой, в вашу келию. А не думали ли вы, что это гордыня? Вы, делая у себя в келии малую церковь, хотите уравнять её по значимостью с Домом Божиим? Не много ли смущаете этим же и других? Вам пишут, что монотонное чтение приличествует лишь в храме, потому как люди приходят в храм с разным состоянием сердец. Монотонное чтение, как часть церковного этикета в данном случае, не приведет к скорби радующегося сердцем, как и не приведет к большей скорби терзающегося сердцем. Вы, Агапит, хотите наедине с собой быть таким же бесстрастно монотонным, как и на людях? Зачем вам это бездумное копирование? Зачем обращать богоданные псалмы в предмет театральных постановок дома? Зачем читать их как заклинания? Не боитесь ли прогневить Бога этим?

Аноним / 23.02.2010
Василий Николаев:
Вражеский язык
Из дневника провинциального чиновника…
17.12.2015
Священная война
Вариант 2010 года
10.05.2010
"Оставьте их: они - слепые вожди слепых"
По поводу кампании против памятников В.И.Ленина
08.04.2009
Все статьи автора
"Великий пост"
Все статьи темы
Последние комментарии
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-01 13:24
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от София7
2020-06-01 13:22
Где грань между доносом и борьбой за чистоту Церкви?
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-01 13:21
Кончайте пенсионные «игры»!
Новый комментарий от Hyuga
2020-06-01 13:19
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-01 13:14
Государство выбрасывает выпускников на улицу – что делать?
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-01 12:42