В современной истории церковно-государственных отношений в России произошло важное событие - в ответ на обращение Святейшего Патриарха Кирилла состоялось решение Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Русского музея о временном перемещении чудотворной Торопецкой иконы Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы») из фондов ГРМ в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского.
25 ноября 2009 г. в Русском музее было получено рекомендательное письмо Минкультуры РФ № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, а уже через день в храме Александра Невского состоялось заседание рабочей группы по подготовке передачи во временное безвозмездное пользование этой святыни Церкви.
В состав экспертной комиссии вошли квалифицированные специалисты Министерства культуры, Государственного Русского музея, представители РПЦ, приглашенные специалисты и члены попечительского совета храма. Изучив условия хранения, системы безопасности храма, технические характеристики специального «киота», в котором должна будет находиться икона, совместная государственно-церковная комиссия единогласно одобрила временное перемещение святыни, о чем был подписан соответствующий правовой документ.
К сожалению, вокруг этого долгожданного для Русской Православной Церкви события в интернете, а затем и в СМИ была развернута целая кампания с целью воспрепятствовать торжеству исторической справедливости. Последний раз такое бурное противодействие со стороны недоброжелателей РПЦ было предпринято в отношении последней просьбы почившего Патриарха Алексия о временном перемещении в Троице-Сергиеву Лавру на три дня чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Как и в 2008 году, инициатором нынешней кампании стал сотрудник ГТГ Левон Нерсесян, который распространил недостоверные сведения, что икону из основного музейного фонда страны отдают насовсем «новым русским» из элитного коттеджного поселка «Княжье Озеро» в ближнем Подмосковье. Без какой бы то ни было журналистской проверки ряд СМИ опубликовал это сообщение, порочащее и Русскую Православную Церковь, и деловую репутацию церковных благотворителей.
Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, комментируя очередные нападки на Церковь, заявил, что «если есть любая возможность религиозного поклонения почитаемой иконе - ею надо воспользоваться, ведь икона из запасников Русского музея вообще не выставляется, даже на музейное обозрение». Вслед за ним глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда был также вынужден сделать заявление прессе, что Церковь просит временно передать святыню из хранилища Русского музея сроком на один год в подмосковный храм Александра Невского, в котором есть придел в честь этой иконы.
Дабы возбудить общественное мнение, слухи о «потехах новых русских» были подкреплены некими ссылками на плохую сохранность иконы, якобы препятствующую всяким перемещениям, о чем на самом деле может судить лишь компетентное музейное сообщество. Опережая решение Реставрационного совета Русского музея, группа сотрудников ГРМ направила заявление Президенту России Д.А. Медведеву о том, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией» (?!).
В этом обращении к Президенту России бросаются в глаза некоторые, мягко говоря, несогласованности. С одной стороны, Д.А. Медведева информируют, что «какое-либо перемещение иконы невозможно», с другой - «музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка». Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального решения Министерства культуры о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богородицы?!
На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что «грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям», причем «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются», как указывают реставраторы Русского музея, «по краям вставок». Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков: «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит». Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул «кисти сонной» проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже». Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях».
То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богородицы произошло, судя по всему, при реставрационных исследованиях в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла в Третьяковской галерее чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в 1931 году после серии реставрационных вмешательств, а ведь все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности. Стоит заметить, что сама Церковь еще ни разу не предъявила никаких претензий нашему государству за ненадлежащее хранение в государственных музеях отнятых у нее святынь!
Оплошности реставраций 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, «художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы».
Об этом поведала завотделом древнерусского искусства ГРМ И.В. Соловьева в своем недавнем интервью газете «Мой край». Одно непонятно, КАК при таком «постреставрационном» состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богородицы «хранится» прямо на стене полуподвального помещения, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Как рассказал протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, откуда происходит чтимая икона, пару лет он был в Санкт-Петербург, и, когда зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей, то его просто поразило, что «намоленный образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы!».
С просьбой поддержать обращение Святейшего Патриарха Кирилла в адрес Министерства культуры и Государственного Русского музея о временном перемещении Торопецкой иконы Божией Матери «Одигитрия» в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, под которым поставлено более 20120 подписей.
Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богородицы («Эфесская - Полоцкая»), по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича.
Дмитрий Михайлович Абрамов, кандидат исторических наук, завсектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
1. Re: Возвращение чудотворной Торопецкой иконы Богородицы