Президенту Медведеву и премьеру Путину, видно, невдомек, что происходит в стенах одного из высших органов власти в России. Иначе они наверняка бы обратили внимание на юридическую базу тех или иных законопроектов, поступающих из правительственных кабинетов на рассмотрение Государственной Думы России. Столь долгожданный законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подготовку которого начал еще в 2006 г. Минэкономразвития, в разделе «Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов» содержит всего лишь один правовой документ - Распоряжение Президента Российской Федерации от 23.04.1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». К сожалению, парламентарии, поддерживая принятие данного закона в целях устранения различных сложностей в правоприменительной практике по этому вопросу, также полагают, что в этой сфере, по их мнению, ныне действуют только 2 (?!) нормативно-правовых акта: распоряжение президента РФ от 1993 г. и постановление правительства РФ от 2001 г.
Для справки: первый правовой прецедент возврата церковного имущества, хранящегося в музеях, в нашей стране отмечен в годы Великой Отечественной войны, когда по решению И.В. Сталина началось возрождение Церкви как основы национального единства, выразительницы вековых русских традиций. Знаменательным шагом стало возвращение Церкви в 1944 г. кафедрального Успенского собора во Владимире. На период 1943-1948 гг. приходится принятие целого ряда законодательных актов, не отменявших впрочем закона о положении Церкви 1929 г. Так, в 1944 г. было принято Постановление СНК СССР от 30.07. 1944 г. № 811, согласно которому национализированное имущество подлежало передаче в бессрочное, бесплатное пользова¬ние зарегистрированным религиозным общи¬нам. На основании этого Постановления началась передача церковных ценностей из музеев Церкви, например, 6.09.1946 г. из фондов Челябинского областного краеведческого музея были переданы церкви Рождества Богородицы иконы, кресты, хоругви, богос¬лужебные книги. Однако во время хрущевских гонений на Церковь храм Рождества Богородицы был разрушен в 1960 г., и дальнейшая судьба этих ценностей осталась неизвестной (ОГАЧО. Ф. Р-627. Оп. 3. Д. 400. Л. 5). Как частный случай можно отметить передачу религиозной организации мусульман по решению Ленгорисполкома от 18.01.1956 г. № 3-34-б здания мечети по пр. М.Горького (Кронверский, д.7).
В ходе празднования на государственном уровне 1000-летия Крещения Руси по решению советского правительства 26.05.1988 г. состоялась передача РПЦ православных святынь из фондов Государственных Музеев Московского Кремля, которые, по словам директора кремлевских музеев И.А. Родимцевой, входили в «золотой фонд хранилищ» (см. илл.). После знаменательного юбилея вновь встал вопрос о праве религиозных общин использовать имущество религиозного назначения, находящееся в государственной собственности, что вызвало принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 г., по которому религиозным организациям предоставлялись права собственников на принадлежавшее им имущество. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 г. № 447 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» было определенно приоритетное право использования культовых зданий по их первоначальному назначению. В связи с тем, что большая часть церковного имущества находилась во владении государственных организаций, передача находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, в первую очередь культовых зданий и сооружений, утраченных религиозными организациями в годы советской власти, стала важнейшей задачей.
На территории РСФСР было расположено 4578 культовых зданий, в 435 из которых находились музеи. В письме Патриарха Алексия председателю СМ РСФСР И.С. Силаеву от 31.09.1990 г. к передаче было представлено свыше 500 зданий, из которых 54 еще занимались музеями. После принятия Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» Комитет по свободе совести приступил к разработке проекта закона «О денационализации зданий и предметов, предназначенных специально для религиозных целей». По этому проекту признавалось право собственности религиозных объединений на здания и предметы, конфискованные по Декрету СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 г., распоряжению наркома по просвещению А.В. Луначарского от 3.01.1918 г. о признании собственностью Республики всех памятников искусства и старины, находившихся в Кремле, Декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 23.02.1922 г. и Постановлению ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 8.04.1924 г. Предполагалось, что решать вопросы правопреемства будет суд (ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 3088. Л. 3-4).
К тому времени уже разгорелся конфликт между РПЦ и РПЦЗ о правопреемстве культового имущества, который в значительной степени повлиял на решение вопроса о церковной собственности в российском законодательстве. Возмущение Архиерейского Синода РПЦЗ вызвала передача православных храмов Московскому Патриархату, о чем был направлен протест Президенту Б. Н. Ельцину с требованием передачи храмов конкретным общинам верующих, независимо от их юрисдикции (ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 3117. Л. 30-31). Как известно, председателем Комитета по свободе совести тогда был штатный священник РПЦ, который стремился на своем посту «послужить на благо Святой Церкви» и подписывался в письмах Патриарху Алексию II как «Вашего Святейшества недостойный послушник» (ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 3124. Л. 14, 161, 162). Обвинения в нарушении равенства конфессий перед Законом заставили В.С. Полосина обратиться к Патриарху Алексию с просьбой о временном выходе за штат.
Состав Координационной комиссии по вопросам вероисповеданий при Правительстве РФ был утвержден Постановлением Правительства РФ от 3.04.1992 г. № 214. В феврале-мае 1991 г. Комитет по свободе совести работал над проектом Постановления Верховного Совета «О возвращении верующим имущества религиозного назначения». Однако после избрания Президента России было признано целесообразным принять по этому вопросу Указ Президента (ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 3172. Л. 93). Одним из первых юридических документов, инициирующим передачу верующим культовых ценностей, стало Распоряжение Президента России от 23.04.1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», в котором Правительству РФ поручалось осуществить поэтапную передачу религиозным организациям в собственность или в пользование соответствующего имущества.
К числу болевых моментов нужно отнести разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, которое было продекларировано в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1. В соответствии с пп. 1,15 этого Постановления и разделом 3 Приложения № 1 к нему объекты историко-культурного наследия общероссийского значения независимо от того, на чьем балансе они находятся и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации. Статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданской кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1. Таким образом, в настоящее время это Постановление продолжает оставаться основополагающим нормативным актом, однако его применение на практике встречает определенные сложности. В частности, памятники истории и культуры общероссийского значения, которые отнесены к объектам исключительно федеральной собственности, в законодательстве РФ четко не определены, т.к. к моменту принятия указанного Постановления ВС РФ законодательством по охране памятников (Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978 г. с последующими изменениями и дополнениями, Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением СМ СССР от 16.09.1982 г. № 885, Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 г. № 33, Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. № 203) памятники истории и культуры подразделялись в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения, а Указ Президента Российской Федерации № 176, утвердивший перечень памятников истории и культуры федерального значения, был издан лишь 20.02.1995 г. Причем в нарушение действующей Конституции к объектам федеральной собственности согласно Указу было отнесено значительное количество памятников местного значения, объявленных объектами муниципального, охранного статуса. Большой резонанс получило Распоряжение Президента РФ от 22.11.1993 г. № 745-рп «Об использовании в богослужебных целях икон Пресвятой Троицы и Владимирской Божией Матери, находящихся в фондовой коллекции Государственной Третьяковской галереи».
Порядок передачи культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 6.05.1994 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 4. Ст. 362). В прил. 1 к указанному Постановлению содержался перечень 370 культовых объектов, подлежащих передаче религиозным объединениям в первоочередном порядке. Этим Постановлением была образована Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, в компетенцию которой входила, в том числе, и подготовка решений Правительства Российской Федерации по передаче имущества религиозным объединениям. Постановлением Правительства РФ от 9.07. 1994 г. № 819 (с изменениями от 20 декабря 1998 г.) были внесены изменения относительно председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Новое Положение о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 9.07.1994 г. № 820. Распоряжением Госкомимущества РФ от 8.08. 1994 г. № 2115-р был регламентирован вопрос о передаче в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений. В письме Госкомимущества РФ от 1.12.1994 г. № ОК-6/10365 разъяснялся порядок участия религиозных объединений в приватизации государственного имущества. Дополнительно были разработаны Методические рекомендации Госкомимущества от 26.12.1995 г. № ОК-6/10658.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.1995 г. № 248 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» был изменен порядок передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения.
В соответствии с п. 10 XII Заключения Парламентской ассамблеи Совета Европы № 193 от 25.01.1996 г. по заявке России на вступление в Совет Европы Российская Федерация приняла на себя обязательство «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозным организациям». Правда, экс-ответственный секретарь правительственной комиссии Андрей Себенцов заявил, что хотя «вступая в Совет Европы, Россия пообещала вернуть религиозным организациям имущество религиозного назначения. Но нет тех, у кого отняли это имущество».
В Федеральном законе от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» было урегулировано правовое положение имущества религиозных объединений, которое могло находиться у них не только в безвозмездном пользовании, но и на праве собственности. На следующий год в собственность Русской Православной Церкви были переданы предметы религиозного назначения и богослужебные принадлежности из драгоценных металлов для использования при восстановлении Храма Христа Спасителя в гор. Москве согласно распоряжению Правительства РФ от 2.02.1998 г. № 165-р.
В 2001 г. Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 г. № 248 утратило силу в связи с изданием нового Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 г. № 490. Новый состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 2.04.2002 г. № 415-р. Базовым законодательным актом в сфере охраны и сохранения недвижимого культурного наследия стал Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации». Согласно п. 4 ст. 2 данного закона «разграничение собственности на объекты культурного наследия, памятники истории культуры народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, осуществляется федеральным законом, регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности». Означенная правовая норма согласуется со ст.ст. 72 и 76 Конституции РФ, а также п. 5 ст. 214 ГК РФ, которыми вопросы государственной собственности отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и регулируются именно федеральным законом. На сегодняшний день вопросы отнесения объектов культурного наследия к собственности субъектов РФ и муниципальной собственности все еще не решены из-за отсутствия соответствующего Федерального закона, о чем свидетельствуют многочисленные дела в арбитражных судах РФ по вопросам принадлежности памятников. Например, еще в декабре 1997 г. Мосгордума обратилась к Президенту РФ с просьбой вернуть в собственность Москвы Третьяковскую галерею. В октябре 2005 г. та же просьба осталась без ответа, что не помешало властям Москвы зарегистрировать ГТГ в свою собственность. Следовательно, в долгожданный законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» необходимо срочно внести ту же правовую норму, что и в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 73, дабы избежать правовой уязвимости.
До принятия закона остаётся надеяться на добрую волю руководства страны, как это имело место в 2008 г., когда Президент России Дмитрий Медведев передал Предстоятелю Русской Церкви ряд святынь из фондов Музеев Московского Кремля (см. илл.), включая часть ризы Пресвятой Богородицы, частицу мощей св. равноап. кн. Владимира, гвоздь от Креста Господня, части мощей св. Иоанна Предтечи, свтт. Григория Богослова и Василия Великого, вмч. Феодора Стратилата, мц. Евфимии Всехвальной, прп. Михаила Малеина, которые хранились до реквизиции в храмах Московского Кремля. При этом Медведев подчеркнул, что «Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности церковные святыни».
Дмитрий Михайлович Абрамов, кандидат исторических наук, завсектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева