1. Суть проблемы
Русь и Россия всегда славились выдающимися творческими личностями и великими произведениями в области науки, техники, искусства, военного дела и других сфер творческой деятельности. Всем известны - М.В. Ломоносов, А.Т. Болотов, А.В. Суворов, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.А. Ильин, А.С. Попов, И.И. Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие личности. Результаты их творчества были загадкой и тайной для других народов. Сделанные ими уникальные открытия и достижения объясняются тем, что они владели с Божией помощью высшим духовно-научным творчеством, которое основывалось на простой истине, что Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому творческая личность, верующая в Бога, во время решения задачи или проблемы наряду со своими интеллектуальными усилиями и возможностями молитвенно просит Его о помощи и получает еще из духовного мира идеи, мысли, образы, которые помогают создавать нужные решения более высокого уровня.
Духовно-научное творчество связано в основном с созданием наиболее полезных и безвредных для природы, тела, души и духа человека благотворных систем и технологий.
Для овладения и успешного применения духовно-научного творчества человеку требуются следующие качества:
1) природные творческие способности;
2) крепкая православная вера, которая во второй половине ХХ века в России стала, к сожалению, редким явлением;
3) многостороннее образование, каким оно было в конце XIX века, с учетом дополнений в конце ХХ века.
После 1917 года в России велось искоренение традиционной веры и уничтожение православно верующих людей и воспитывающих их храмов и монастырей. Поэтому сократилось число людей, владеющих духовно-научным творчеством. В настоящее время для преодоления происходящего кризиса и возрождения нашей стране очень нужны личности, подобные Ломоносову и Менделееву, владеющие высшим духовно-научным творчеством.
В последнее время окружающие человека мир и жизнь так многократно усложнились, что естественный разум даже с помощью последних научных достижений и мощных компьютеров часто не может охватить и наиболее правильно решать новые актуальные задачи. Поэтому возникла необходимость возрождения в России духовно-научного творчества. А это невозможно без обретения крепкой православной веры, которая до конца XIX века являлась основой мировоззрения творчески мыслящих людей.
2. Причины значительного возрастания уровня духовно-научного творчества
Данный феномен требует специального изучения. Сегодня по нему можно высказать следующие предварительные соображения. Многое меняется в человеке при переходе от неверия к вере, от безбожного технократического мышления и творчества к духовному сотворчеству с Богом. В связи с этим можно указать несколько причин улучшения и умножения плодов духовно-научного творчества:
1. У человека обостряется и проявляется высшая интуиция при соединении сердца и ума с Богом, Которому известно все обо всем. В эти моменты возникают необычные мысли, идеи, высшие творческие озарения, открытия и достижения.
2. Верующие творцы нового отмечают, что сосредоточенная сердечная молитва, Таинства Покаяния и Причащения явно способствуют творческому подъему и решению трудной задачи.
3. Человеку даются дополнительные и новые фундаментальные знания и мудрость при осмыслении Евангелия, Библии, творений святых отцов. Эта премудрость лучше воспринимается верующими по мере духовного укрепления и возрастания молитвенно-церковной жизни.
4. Вера в Бога, любовь к Нему и возрастание в них пробуждают и усиливают в человеке особую любовь к людям, Отечеству и предмету своего творчества. Усиливающееся чувство любви вызывает в сознании новые ценные идеи и мысли, открывающие более глубокие проникновения в предмет творчества.
5. Укрепление человека в православной вере приводит к более нравственной и здоровой личной жизни, более благополучным и счастливым семейным отношениям, что тоже способствует и помогает более сосредоточенному и плодотворному творческому деланию.
6. Пост и молитва также явно помогают более глубокому размышлению и интуитивному созерцанию, что дает свою составляющую в творческих достижениях. Этому есть много свидетельств в истории.
7. Уединенное общение с Богом во время богомольных паломничеств по святым и исторически ценным местам вызывает дополнительные мысли и прозрения.
8. В творческой деятельности обычно неизбежны периоды неудач, преодоления искушений и больших трудностей. Православная творческая личность с Божией помощью легче проходит такие жизненные испытания.
Еще отметим важное соображение почему для усиления творческой деятельности более подходит православная религиозная основа. Она подходит как религия истинной сердечной смиренной любви, без которой невозможно достижение совершенства; как религия покаяния, поста и глубокого очищения от грехов в Таинствах Исповеди и Причащения. Это является важнейшим условием получения от Господа неискаженных мыслей, образов и откровений; подходит как религия особого благоговения перед Сыном Божиим Христом, Святой Троицей и глубоко чтимой русским народом Богородицей; как религия, имеющая большое число святых - великих примеров самоотверженного творческого служения Богу, людям и Отечеству. Все эти составные части Православия весьма способствуют плодотворному духовно-научному творчеству.
Созерцательное духовно-научное творчество на основе православного вероисповедания и его широкое применение в создании благотворных систем - это сегодня может быть главное богатство России, которое невозможно украсть и присвоить зарубежным разорителям нашей страны, поскольку у них другая вера. Это главная наша сила и надежда в восстановлении благополучия и могущества России. Поэтому необходимо умножать это богатство и овладевать этой силой.
3. Возможные пути решения проблемы
Приглашение к сотрудничеству в создании и деятельности
Школы духовно-научного творчества
Спасо-Преображенская община, возникшая в 1998 году по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Волгоградского и Камышинского ГЕРМАНА, приглашает преданных Отечеству православных патриотов принять участие в создании и организации деятельности Школы духовно-научного творчества, которая может стать одним из главных направлений возрождения самостоятельной могучей России.
Участие в создании и развитии Школы духовно-научного творчества - добровольное патриотическое дело. Что мы ожидаем от этой Школы?
1. Собирание и объединение молодых и зрелых православных личностей, имеющих творческие способности и желающих участвовать в создании и работе Школы духовно-научного творчества.
2. Организация и проведение фундаментальных духовно-научных исследований по изучению и постижению указанных причин значительного возрастания уровня духовно-научного творчества, и их развитие применительно к нашему времени.
3. Обсуждение и разработка путей решения известных задач, явно полезных для возрождения самостоятельной России
4. Постановка новых задач, которые можно предлагать для решения личностям, желающим осваивать и применять духовно-научное творчество.
5. Изучение жизни и творческой деятельности выдающихся творческих личностей России, их трудов, подходов и способов решения актуальных задач своего времени. Высказывание предложений по применению их опыта в решении задач нашего времени.
При этом нужно обратить особое внимание на жизнь и книги деятелей ХХ века. Это, например, ученый и мыслитель И.А. Ильин и его книга «Путь к очевидности», и старец, протоиерей Михаил Труханов, окончивший Московский институт геодезии и картографии, находившийся 15 лет в лагерях ГУЛАГа, затем окончивший семинарию и Московскую духовную академию. С ним протоиерею Александру Половинкину довелось общаться шесть лет до его кончины 16 марта 2006 года. Отец Михаил издал семь книг, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме, и особенно важная его книга «Православный взгляд на творчество».
6. Собирание благодетелей-патриотов России, готовых поддержать как решение отдельных задач, так и в целом деятельность Школы духовно-научного творчества.
7. Собирание личностей, имеющих опыт организационной деятельности и желающих его применить в создании и организации работы Школы духовно-научного творчества.
8. Проведение с участниками Школы духовно-научного творчества соборных семинаров по анализу и обсуждению материалов, получаемых при выполнении пунктов 2,3,4,5. Такие семинары по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского ГЕРМАНА уже десять лет ежегодно проводит Спасо-Преображенская община 10-20 августа в Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии.
9. Учитывая развитые и широко распространенные средства электронной связи, в Школе духовно-научного творчества может учиться и трудиться любой человек России и других стран.
Соображения по программе Школы духовно-научного творчества
Духовно-научное творчество имеет тем больший успех, чем ближе человек к Богу, чем более он живет с Ним. В прошлые времена, когда человек с детства вырастал в православной семье, имел православный образ жизни, подготовка к духовно-научному творчеству происходила сама собой.
Теперь большинство потенциально творчески одаренных личностей не имеют такой подготовки. Ее должны обеспечивать православные семьи, учебные заведения и, конечно, создаваемая Школа духовно-научного творчества.
Чтобы не надорвать и не отвратить обучаемых чрезмерными требованиями, в основе программы Школы должен быть принцип освоения минимально необходимого с дополнительными разделами по желанию обучаемых.
Программа Школы духовно-научного творчества состоит из двух частей:
- общая культурная подготовка;
- специализированная подготовка по освоению и применению духовно-научного творчества.
А. Общая культурная подготовка
Включает следующие предметы и направления.
1. Мотивация необходимости обретения крепкой православной веры.
2. Церковно-славянский язык.
3. Участие в воскресных и праздничных богослужениях.
4. Что такое молитвы и как их творить начинающим.
5. Освоение православного образа жизни и возрастание в нем.
6. Изучение Евангелия - книги высшей неисчерпаемой мудрости применительно к современной жизни.
7. Обретение и сохранение истинной христианской любви - самой большой силы и радости в жизни человека.
8. Очищение и ограждение от нарушений нравственных заповедей.
9. Устроение и сохранение крепкой благополучной семьи.
10. Изучение и осмысление феномена Святой Руси - как высшего достижения России и богомольные паломничества по ее наиболее ценным местам.
Могут быть и другие важные разделы в этой программе.
Общая культурная подготовка является не только необходимой основой для разработки и освоения желаемого духовно-научного творчества. Она также дает человеку и другие важнейшие отличия и блага.
Б. Возможная программа специализированной подготовки и деятельности
1. Изучение и осмысление новых достижений в естествознании и науке, которые ведут к полезным и необходимым открытиям и изобретениям для практического освоения. Одновременно нужно выявлять и указывать возможные небогоугодные вредные направления и избавляться от них.
2. Разработка критериев отбора учителей и педагогов для работы в Школе духовно-научного творчества, поскольку она будет иметь филиалы в различных местах
3. Разработка критериев отбора учащихся для обучения в Школе духовно-научного творчества.
4. Развитие способностей в духовно-научном творчестве на основе изучения и осмысления жизни и плодов великих личностей, деятельности монастырей, имевших выдающиеся творческие достижения.
5. Решение обучаемыми и преподавателями Школы духовно-научного творчества индивидуальных конкретных задач с помощью духовно-научного творчества и последующее обсуждение результатов работы на соборном семинаре.
6. Регулярное участие в богомольных паломничествах по святым и исторически благодатным местам России.
7. Сотрудничество с православными, творчески работающими семьями, которые сами по себе имеют для России высокую ценность, изучение и обобщение их опыта.
8. Цели и задачи духовно-научного творчества по отношению к улучшению современной жизни России.
9. Создание системы морального и материального стимулирования заинтересованности учащихся и преподавателей в осуществлении деятельности по освоению и применению духовно-научного творчества.
10. Осмысление и использование глубоких размышлений митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» № 5-6 в статье «К экологии духа».
11. Осмысление и использование книги «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» М., 2001.
Россия имеет громадные малоиспользуемые духовные и культурные богатства, которые мы все более во вред себе забываем и не используем. В связи с этим одна из важнейших современных задач состоит в восстановлении этих богатств, украшении и улучшении ими нашей жизни.
Заключение
Данное письмо Спасо-Преображенской общины написано для личностей, любящих свою Родину Россию, желающих становления и возрождения нашей страны и готовых для этого сделать свой возможный вклад материальными средствами, возрастанием в православном образе жизни, научной работой, организационной деятельностью и молитвами за нашу Победу в происходящей против России нетрадиционной войне.
Создание и развитие очно-заочной Школы духовно-научного творчества, очевидно, является важнейшей национальной задачей России. Ее решение обеспечит народу качественное улучшение жизни, надежную защиту, а в целом возрождение нашей страны и превращение её в ведущую мировую Державу.
Соборная молитва Спасо-Преображенской общины, творимая по соглашению ее членами с 2002 года ежедневно в 22 часа местного времени:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Дай мне силы, решимость, разумение, радение и смирение любить Тебя, ближних и Отечество наше разоряемое и помоги мне, Господи, не быть равнодушным к погибели семей, детей и страны нашей Российской.
Боже! Дай мне верных, разумных, решительных, смиренно любящих и без страха радеющих об Отечестве друзей и сподвижников. И помоги нам, Господи, обретать и укреплять наше общинное делание.
И не дай мне, Боже, сегодня быть в безделии и бездействии по делам Твоим, и помоги быть в угождении Тебе, а не лукавому.
Всемогущий Господи, даруй стране нашей самоотверженно любящего и защищающего свой народ Правителя России.
Святые угодники Божии, святителю Николае Чудотворче, благоверные великие князья Александре Невский и Димитрие Донской, преподобные Сергие Радонежский, Александре Свирский, Серафиме Саровский и Серафиме Вырицкий, праведный Иоанне Кронштадтский, святые страстотерпче царю Николае со своею семьею, блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская, все новомученики и исповедники Российские и все святые в земле Российской просиявшие, молите Бога о нас и нашей православной общине, и дай нам, Господи, необходимую помощь в понимании и исполнении воли Твоей и возрождении Святой Руси на нашей земле.
Пресвятая Богородица, спаси нас и детей наших. Пресвятая Матерь Божия, моли Господа о стране нашей России и помоги нам обрести и укрепить всенародное покаяние и веру в Сына Твоего Иисуса Христа. Аминь.
Протоиерей Александр Половинкин, доктор технический наук, профессор, заслуженный деятель науки России