Доводим до сведения тех, кому не безразлична судьба Пушкинской площади, что 12 ноября 2009 года состоялось Совещание у мэра Москвы Ю.М.Лужкова «О ходе реализации инвестиционного проекта по строительству транспортного узла на пересечении Тверской улицы со Страстным и Тверским бульварами с освоением подземного пространства» (далее - Инвестиционный проект).
На Совещании присутствовали ответственные представители: Правительства Москвы гг. Росляк Ю.В., Александров А.О. и др.; Комплексной градостроительной политики г-н Косован А.Д.; Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства г-н Левченко А.Н.; Департамента экономической политики и развития г-жа Оглоблина М.Е.; Москомархитектуры г-н Кузьмин А.В.; Москомэкспертизхы г-н Пирогов Ю.М.,; Москомнаследия г-н Векслер А.Г.; Правового управления г-н Пономарев Г.С.; НИиПИ Генплана Москвы г-н Крестмейн М.Г.; ОАО «ТДЦ Тверской» г-н Висаев А.Х. и др.; Управления Мэра Москвы г-н.Золотухин С.Н.
Данные ответственные лица на своем закрытом совещании практически утвердили Инвестиционный проект и решили судьбу исторической Пушкинской площади.
Решение основано на информации, предоставленной участникам Совещания г-ном Висаевым А.Х.: ориентировочная стоимость строительства- 400 млн. долларов США, объем строительства- 96500 кв.м., коммерческая составляющая- 20%, ниже которой Инвестиционный проект не может быть реализован.
Г-н Висаев заверил присутствующих, что Инвестиционный проект откорректирован по замечаниям Общественного совета при Мэре 02.07.07г.; исключены из проекта все наземные объекты и сохранена в неизменном виде существующая поверхность площади; проведена работа по информированию населения в рамках реализации проекта «Большая Ленинградка» и проведено собрание жителей; осуществляются археологические работы на Пушкинской площади за счет инвестора.
Г-н Висаев также напомнил присутствующим, что Инвестиционный проект согласован Регламентной комиссией архитектурного совета при Главном архитекторе Москвы (протокол №42 от 01.10.08г.) и передан для рассмотрения в Москомэкспертизу. В заключение представитель инвестора предложил не выносить Инвестиционный проект на Общественный Совет при Мэре Москвы и приступить к началу его реализации.
На самом деле, Инвестиционный проект, отправленный на доработку Общественным советом при мэре Москвы (02.07.07г.) с серьезными замечаниями, в настоящее время не прошел комплексных согласований с Москомнаследием и Президиумом ЭКОС, ДПП и ООС по обеспечению охраны объектов природного комплекса, а также федеральными службами по обеспечению безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, учитывая социальную значимость объекта, как места сосредоточения значительных масс населения.
В связи с этим вполне объяснимо отсутствие среди приглашенных на Совещание у Мэра представителей служб, с которыми Инвестиционный проект не был согласован.
На самом деле, Инвестиционный проект не откорректирован по замечаниям Общественного совета согласно Протоколу №5 от 02.07.07г.
В Инвестиционном проекте не удалось отказаться от торгово-досугового центра (п.2.3 Протокола), учитывая наличие в нем 20% коммерческой составляющей и сохранение прежнего объема предполагаемого строительства в размере 96500 кв.м.
Не решен вопрос координации движения транспорта на Пушкинской площади в увязке с транспортными потоками по обе стороны тоннеля на смежных площадях (п.2.4 Протокола).
Не решена проблема музеефикации выявленных элементов исторической застройки (п.2.6 Протокола), поскольку еще не проведено комплексное археологическое обследование всей территории Пушкинской площади, а выявленные 2009 году в двух раскопах в Новопушкинском сквере недвижные памятники археологии (древние фундаменты и колодцы дренажных систем) не являются элементами музейного характера и должны быть музеефикации на своем историческом месте.
И, наконец, пожелание инвестора не выставлять Инвестиционный проект на Общественный Совет при Мэре противоречит решению Совета 02.07.07г. вновь рассмотреть откорректированный проект (п.3 Протокола).
На самом деле, внешний вид площади существенно изменится. Будет выровнен естественный рельеф и уничтожена высокая зелень в обоих скверах и на Тверском бульваре (по данным прошлого проекта- 301 дерево и 3000 кустарников), не воспроизводимая на железобетонном перекрытии подземного комплекса. Появятся громоздкие шахты вентиляции. Пушкинская площадь примет вид площади Охотного ряда.
На самом деле, Инвестиционный проект не согласован с жителями окрест Пушкинской площади, ссылка на их согласие в рамках проекта «Большой Ленинградки» не корректна.
Городской властью игнорируются протесты жителей, которые информацию об Инвестиционном проекте получают только из СМИ.
Игнорируется общественное движение мирян за сохранение исторического места, древних захоронений и фундаментов Страстного монастыря.
В действительности, любое строительство на данной территории противозаконно, так как в настоящее время Пушкинская площадь является Заявленным памятником культурного наследия в качестве достопримечательного места Москвы (соответствующая Заявка подана Комиссией «Старая Москва» в Министерство культуры и Москомнаследие 18.10.06г.).
На Пушкинской площади находятся памятники истории и культуры (в округе площади); памятник садово- паркового искусства (Тверской бульвар); памятник монументального искусства (памятник Пушкину); выявленный памятник археологии (территория Страстного монастыря); памятник археологии федерального значения (культурные слои под всей площадью); выявленные в 2009 году памятники археологии в Новопушкинском сквере (фрагменты фундаментов и колодцы дренажной системы на месте кварталов Бронной слободы).
При осуществлении любого нового строительства на Пушкинской площади будут нарушены законы ФЗ №73 и МЗ №40 по охране наследия и Устав г. Москвы, в соответствии с положением которого (п.21) Пушкинский и Новопушкинский скверы (входящие в Перечень №80 по ППМ №203-ПП от 26.03.02г.) являются неотчуждаемыми территориями города.
С действительной ситуацией на Пушкинской площади участники данного Совещания у Мэра знакомы. Однако, принимают решение «одобрить откорректированный Инвестиционный проект строительства транспортного узла на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров с освоением подземного пространства и размещением в нем автостоянки, социальных, спортивных объектов и объектов коммерческого назначения с учетом внесенных изменений по замечаниям Общественного Совета (от 02.07.07г.), в том числе предусматривающих сохранение исторического облика Пушкинской площади.
Более того, «в залог для обеспечения кредитной части финансирования Инвестиционного проекта» принято решение о «внесении пакета акций города (30%) в ОАО «ТДЦ Тверской» (что составит более 120 млн. долларов США из бюджета города - наши комментарии).
Встает вопрос: почему городская власть, обладая столь значительными свободными средствами, для возведения тоннелей прибегает к услугам турецкой фирмы, навязывающей городу очередной торгово- досуговый комплекс в центре Москвы?
Ответ прост: это чисто коммерческий проект, прикрывающийся необходимостью решения транспортной проблемы, на самом деле ее усугубляющей: строительством тоннеля, не обеспеченного развязками транспорта на смежных площадях и коммерческой стоянки машин, увеличивающей транспортную нагрузку в центре Москвы (по свидетельству независимых специалистов по транспорту, неоднократно выступавших со своим мнением в СМИ).
Чисто инвестиционный безнравственный проект городская власть пытается реализовать в самом центре Москвы, на площади, второй по значению после Красной, с которой видны башни Кремля. Насколько соответствует Инвестиционный Проект положениям законов о заключении договоров с иностранным инвестором, охране наследия, прав жителей по Градостроительному кодексу, решать юристам и работникам Прокуратуры.
Здесь мы отметим нравственный аспект «мероприятия». Решение каждой его составляющей (в том числе прошедшей согласование в соответствующих инстанциях) вызывает у специалистов, общественности и жителей чувство неудовлетворения и даже тревоги. Здесь все решения, принятые в закрытом режиме, без объявления архитектурного и инвестиционного конкурсов, находятся на грани риска и противозаконности.
Разрушение памятников и культурных слоев; утрата возможности восстановления элементов градостроительного ансамбля и Страстного монастыря; нагнетание транспорта и разрезание площади непрерывно движущимся потоком машин; опасность разрушения домов, 3-х веток метро и памятника Пушкину при крупномасштабном строительстве в зоне гидрогеологического риска; утрата зеленого оазиса в центре города; перепрофилирование всеми любимой площади в обыкновенное торгово- развлекательное место Москвы; навязчивый сервис в подземелье, откуда выходить на поверхность затруднительно и незачем.
Появляется обида у москвичей на мэра, обещавшего на словах (прилюдно, на Градостроительном совете) отказаться от Проекта и предоставить фирме для его реализации другое место в городе, а на деле отправившего «на доработку». На его исполнителей в Москомнаследии и Москомархитектуре, вынужденных безоговорочно выполнять Постановления и Распоряжения Правительства Москвы. Остается надежда только на нашего Патриарха, который проявит заботу о сохранении исторического места и фундаментов древнейшего Страстного монастыря, единственного в России с посвящением чудотворной Страстной иконе Божией Матери.
Несколько лет в тревожном состоянии находятся жители окрест Пушкинской площади, которые в количестве более 1,5 тыс. человек объединились в Общественное движение «За сохранение историко-культурного наследия Москвы и среды жизнеобитания москвичей «Пушкинская площадь» против намечаемого подземного строительства.
Четвертый год на Пушкинской площади, при поддержке Региональной общественной организации «Бородино-2012», миряне систематически совершают молитвенные стояния и крестные ходы вокруг исторической территории Страстного монастыря. Собрано и направлено в Патриархию и Мэрию около 40 тысяч подписей за сохранение исторического места, древних захоронений и фундаментов Страстного монастыря и возможное его восстановление в будущем.
Безнравственность данного Проекта настолько велика, что правомочно ставить вопрос о нарушении конституционных прав москвичей на благоприятную среду обитания и пользования объектами культурного наследия, гарантами которых являются Президент и Премьер России. Однако многочисленные обращения в их адрес с просьбой взять под контроль ситуацию на Пушкинской площади, переадресовываются в Министерство культуры России, которое в свою очередь, через Росохранкультуры, направляет в Москомнаследия и Правительство Москвы.
Проявит ли Министерство культуры интерес к судьбе центральной площади Москвы, на глазах исчезающей как объект исторического наследия Москвы и России, покажет время.
С нашей стороны остается единственный законный путь - обращение в Прокуратуру России.
от РОД «Бородино-2012» Президент Сальников Геннадий Павлович,
от Комиссии «Старая Москва» Председатель Муравьев Владимир Брониславович, член Комиссии и ЭКОС Мелихова Аида Александровна,
от Движения «Народный собор» сопредседатели Кассин Олег Юрьевич, Хомяков Владимир Евгеньевич
от ОД жителей «Пушкинская площадь» члены Координационного совета Шинкаренко Николай Борисович, Сичкова Ольга Петровна, Ожиганова Марина Леонидовна, Василенок Людмила Михайловна.