itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О сохранении церковного мира

Власов 
0
164
Время на чтение 4 минуты
Дискуссия о роли генерала Власова и власовцев в истории России после известного решения РПЦЗ зашла в тупик. Так думают те, кто, однозначно осуждая Власова как предателя, тем не менее, опасаются, что дальнейшая полемика по этому вопросу повредит недавно установленный и еще такой хрупкий мир между РПЦ и РПЦЗ. Перед этими людьми возникла неприятная и обоюдоострая дилемма: либо стать на горло своему патриотическому чувству, а также своей "песне" и отказаться от своего вышеназванного мнения о власовщине, либо продолжать действовать в прежнем направлении, рискуя этим нарушить церковный мир, к чему, как мы сами уже ощущаем, нас и подталкивают некоторые антицерковные силы.

Но данная дилемма, по моему мнению, является достаточно надуманной. Для того, чтобы в этом убедиться, необходимо обратиться к Священному Преданию и истории Православной Церкви. А они совершенно определенно говорят, что мир и общение между Церквями всегда прекращались только в случае догматических разногласий между ними. Если одна или несколько Церквей принимали еретические заблуждения, то Православные Церкви прекращали с ними общение. Если же речь шла о канонических или обрядовых разногласиях между Церквями, то общение между ними прекращалось далеко не всегда; но, наоборот, в этом случае всегда старались по возможности сохранить церковный мир. И тот, кто из-за этих канонических или обрядовых разногласий старался оный мир нарушить, осуждался Преданием, а тот, кто сохранял оный, получал похвалу.

Приведу некоторые примеры из церковной истории. Еще во втором веке по Р.Х. между римскими и малоазийскими христианами возникли разногласия по такому важному каноническому вопросу как время празднования Пасхи. Те и другие праздновали ее в разное время. Около 160 г. вождь малоазийских христиан святой Поликарп, епископ Смирнский, был в Риме и беседовал об этом с папой Римским Аникитой. Хотя каждый из них остался при своем мнении, но они разошлись в мире. Как пишется об этом в житии св.Иринея Лионского: "Разность эта (т.е. времени празднования Пасхи) не имела особенной догматической важности; и потому хотя представитель восточных Церквей св.Поликарп и представитель западных римский епископ Аникита не могли согласиться друг с другом по этому делу, желая каждый удержать обычай своей страны, но они расстались в мире между собой" (Св.Ириней Лионский. Творения. СПб., 1900, с.10).

Как далее говорит этот же источник: "Мир церковный не прерывался и в последующее время, несмотря на то, что в самом Риме приходившие сюда малоазийские христиане соблюдали свой обычай в праздновании Пасхи, и что пресвитер Власт... даже пытался там произвести из-за этого раскол. Но чуждый христианской терпимости, римский епископ Виктор решился властительно положить конец этой разности. Он потребовал безусловного согласия малоазийских церквей с обычаем римской, и когда восстал против сего в защиту малоазийского обычая ефесский епископ Поликрат, он грозил отлучить не соглашавшихся от церковного общения. Такой поступок Виктора вызвал осуждение со стороны многих епископов, как восточных, так и западных, хотя они держались мнения и обычая защищаемого Виктором" (Там же).

Св.Ириней Лионский по этому поводу написал послание к Виктору, в котором увещевал его не нарушать церковный мир по данному не догматическому поводу. "Подобным образом Ириней писал не только к Виктору, но и к другим епископам, и мир церковный восстановился. Так, по замечанию Евсевия, Ириней, миротворец по имени, был миротворец и по нраву (Евс.V, 24)" (Там же, с.11).

Прекрасный пример и для нас, чтобы не превращать совершенно недогматические разногласия по поводу личности Власова и оценки власовщины в повод для нарушения церковного мира. Но кто-то скажет: данный пример не совсем подходит к этой теме. Ведь время празднования Пасхи - это хотя и важный канонический вопрос, но он не имеет нравственной подоплеки, как дело Власова. Хорошо, возьмем другой пример из церковной истории. Сын благочестивой царицы Ирины, собравшей 7-ой Вселенский собор и восстановившей иконопочитание, император Константин, будучи молод и развращен, прогнал свою законную супругу Марию (внучку св.Филарета Милостивого), силою заставив ее принять монашество, и взял себе другую жену, которая к тому же приходилась родственницей его отцу. Святейший Патриарх Тарасий не одобрял сего прелюбодеяния царя и не хотел благословлять их брак. Но один пресвитер по имени Иосиф, нарушив Божественный законы и ослушавшись Патриарха, согласился совершить над ними таинство брака. Святой Тарасий всячески старался расторгнуть сей прелюбодейный царский брак, но не мог, потому что в этом случае царь грозился вновь воздвигнуть иконоборческую ересь. Посему Патриарх предоставил царю оставаться в его брачном союзе, дабы не постигло Христову Церковь сильнейшее зло. Однако преподобный Феодор Студит, воспламенившись ревностью о законе Божественном, отправил ко всем инокам послания, сообщая о царском беззаконии и увещевая считать царя отлученным от Церкви Христовой.

Так вот, для нас важно здесь то, что хотя Патриарх Тарасий и Феодор Студит имели на это весьма важное для христианской нравственности дело разные точки зрения и соответственно действовали (св.Феодор отлучил царя от Церкви, а Патриарх нет), но между собой они пребывали в мире. И обоих их Церковь впоследствии канонизировала.

Итак, из этих примеров видно, что разногласия по поводу личности Власова и значения власовщины между членами РПЦ и РПЦЗ не могут быть и не должны быть причиной нарушения мира между нашими Церквями. Не могут, поскольку эти разногласия не носят догматического, канонического или даже обрядового характера, хотя и касаются вопроса, имеющего большое общественно-политическое значение. Это значит, что члены наших Церквей вполне могут оставаться при своих убеждениях, не нарушая при этом мира церковного. Так у нас, членов Русской Православной Церкви есть весьма веские основания считать власовцев и их руководителя предателями. Эти основания, кроме всего сказанного в статьях и форумах на эту тему, имеют еще и весьма актуальную подоплеку. Слишком много мы видим в нынешней России и ее ближнем зарубежье подобных предателей, их целая армия - новая РОА, а точнее АРПА - антирусская поработительная армия. И оправдание власовщины косвенно является оправданием и их. Естественно, что мы, православные русские патриоты никогда не согласимся на это. И никакие решения Зарубежного Синода нас не убедят нас в обратном. Я, например, и после этого решения ни на йоту не отказался от своего мнения по данной теме, высказанного в статьях "Победа над идеологией поражения" и "Клевета, оскорбляющая воинов".

Но и у членов Русской Православной Церкви Зарубежом также есть определенные основания держаться своего мнения о личности Власова и значении его деятельности. Пусть же и остаются со своим мнением. Мы со своим, они со своим, и не нужно стараться переломать друг друга через колено, в том числе с помощью ожесточенной полемики. Просто необходимо констатировать, что между нами в этом вопросе есть серьезные разногласия. Что, в общем-то, плохо, но не смертельно. Поскольку эти разногласия не носят догматического характера и вообще не являются причиной для нарушения церковного мира.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Власов
«Памятником Юрию Георгиевичу станет вся современная Россия»
Сегодня исполняется 5 лет со дня кончины великого русского историка Ю.Г.Алексеева
13.04.2022
Сергей Чапнин теперь цифровизатор?
Скандально известный церковный деятель назначен проректором СПб ГИКиТ
04.06.2021
И «белым» и «красным» надо каяться перед иконой Богородицы «Державной»
Ответ на статью Владимира Азарова «Белая лихорадка, красная горячка»
27.05.2021
Возможно ли сравнивать Недича с Власовым?
Об одной сложной странице сербской истории
12.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
29.01.2023 21:23
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 21:02
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 20:48
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 20:37
Спастись или погибнуть: скоро год с начала СВО
Новый комментарий от Валерий
29.01.2023 19:36
Пора излечиться от политической неопределенности
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.01.2023 19:09
Когда мы победим?
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.01.2023 18:44