Во многих книгах, посвящённых духовничеству, таинству Покаяния, в целом ряде статей церковной публицистики, в последние годы встречается один рассказ. Он предлагается в несколько разных вариантах, но главное то, какие далеко идущие выводы делаются авторами статей из этого повествования.
Повествование это приводим полностью.
"В один из московских монастырей воспитательница детского дома привела к Причастию группу детей-сирот. Настоятель же монастыря спросил, соблюдали ли дети пост в течение трёх дней перед этим. И когда выяснилось, что нет, он не допустил к Причастию ни одного из них. При этом он сказал: "Запомните дети, у Бога ничего просто так не бывает"".
Является ли этот случай реальным, или же он немного приукрашен, так ли было в N-ном монастыре, или же это специально придуманный красивый риторический приём, судить не будем. Но надо отдать должное, повествование производит впечатление на читателя. Перед мысленным взором встаёт группа детей, лишённых родительского тепла и многих радостей жизни, тянущихся ко Христу. Но вот им преграждает дорогу строгий игумен в длинной чёрной одежде, который, сдвинув брови, говорит: "Нет, дети! У Бога ничего просто так не бывает"!
Согласитесь, это повествование заставляет о многом задуматься. Если этот случай реальный, то конечно отцу настоятелю следовало бы уделить время, чтобы побеседовать с детьми. Возможно, краткая исповедь-беседа с каждым ребёнком оставила бы глубокий, благотворный след в их душах. Поведав им о Христе Спасителе, Боге, ради нас ставшим человеком и отдавшим Свою жизнь за каждого из нас, настоятель оказал бы им неоценимую помощь. Но на данном примере (реальном или вымышленном) авторы ряда статей делают, по меньшей мере, странные выводы. Слышатся голоса, призывающие отказаться от Исповеди перед Причастием вообще, отменить подготовительный пост или чтение "Последования перед Причащением".
Из уст либеральной интеллигенции, начитавшейся модернистских авторов вроде прот. А. Шмемана, всё чаще можно слышать такой вопрос: "А почему служащим священникам можно причащаться за каждой Литургией, не исповедуясь перед этим"? Порой даже сами священнослужители добавляют "масла в огонь" такими высказываниями: "Ведь мы же не постимся перед каждой Литургией, если служим каждое воскресенье". Но давайте задумаемся над этой фразой, которую тяжело назвать благоразумной. Как это - "мы не постимся"? Ведь каждому православному христианину известны два постных дня - среда и пятница. И если христианин, а тем более пастырь, соблюдает пост согласно уставу Святой Церкви в эти два седмичных дня, а в субботу во второй половине дня воздержится от вкушения скоромной пищи, то это и есть подготовка ко Причащению. А если позволяют силы, пастырь после Всенощного бдения воздержится от вкушения всякой пищи вообще, и получит от этого ещё большую духовную пользу.
Как можно говорить: "Мы же, священники, не исповедуемся перед служением Литургии". Как же не исповедуемся? Ведь на каждом многоштатном приходе священнослужители могут исповедаться друг у друга или накануне служения Божественной Литургии, или после молитвы "Отче наш" непосредственно перед Причащением. Было бы лишь желание, а возможность будет всегда. Посему правильней было бы сказать: "я не исповедуюсь" или "я не пощусь", а отнюдь не обобщать свой собственный негативный опыт с опытами других пастырей.
И даже, если взглянуть на данную проблему с иной точки зрения, недоумения меньше не становится. Если какой-либо пастырь по нерадению или же какой иной причине не готовится, как следует, к Божественной Литургии, не постится и не исповедуется, нужно ли объявлять это нормой для всех? Зачем свой собственный неблагочестивый опыт выставлять перед мирянами напоказ, как образец для подражания? Зачем сеять смущения и соблазны в душах верующих? Согласитесь, едва ли можно назвать благоразумным поведение пастыря, призывающего с амвона мирян последовать его примеру и приступать ко Святой Чаше без должной подготовки.
В связи с рассматриваемой нами проблемой нельзя обойти вниманием ещё один аспект. В проповедях некоторых пастырей, в публичных выступлениях или статьях звучат высокопарные призывы: "Нужно стать другом Богу", или "глубокомысленные" богословские сравнения таинства Евхаристии с простым обедом, к которому, как известно, приступают проголодавшись и отнюдь "не соблюдая какой-то ритуал". Не имея возможности в данной статье подробно перечислять все подобные модернистские "шедевры", которыми наполнены и ряд интернет-форумов, и статей в церковной периодике, мы с болью признаём, что подобное панибратское отношение с Богом совершенно чуждо православному Преданию.
Святая Церковь живёт благодатью Святаго Духа, и всё, что в Русской Церкви, как части Вселенского Православия, установилось и сложилось в течение столетий, всё, что выстрадано и сохранилось до наших дней, это неоценимое сокровище, данное нам Богом. Представим себе такой образ: некоему сыну досталось от богатых предков бесценное достояние. А этот неблагоразумный сын, едва вступив во владение наследством и даже не узнав обстоятельно его подлинной стоимости, открывая сундуки, выбрасывает вон накопленное богатство. И при этом критически рассуждает: "А это мне зачем? А вот это к чему? А вот это наверняка устарело и мне не пригодится" и т.д. Можно ли назвать такого сына благодарным и благоразумным? Едва ли.
Такому человеку подобен каждый, кто став членом Святой Церкви через таинство Крещения, не приложил даже малейшего усилия, чтобы понять то неоценимое сокровище, которому он по милости Божией стал причастен. Не начал ещё жить полнокровной православной жизнью, приобщаться к таинствам святой Церкви, молиться, соблюдать пост, бороться со страстями своего ветхого человека. А уже пускается в рассуждения наподобие таких: "А зачем нам правило перед Причастием? А зачем изнурительный пост? А исповедаться зачем так часто? А почему бы не служить на русском языке? А почему бы не отменить монашество?" и т.д.
Давайте вспомним Священное Писание, когда ко Господу поочередно подходили фарисеи со иродианами, желая искусить Его. Однажды подступили к Нему саддукеи, представлявшие собой секту не верующих в воскресение душ и будущую жизнь. Они придумали совершенно невероятную историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну жену и умирали, не оставив детей. "Итак, в воскресении мертвых, которого будет она женой?" - задают вопрос эти духовные слепцы Господу, в безумии своем полагая, что могут таким вопросом смутить Его. Христос даёт саддукеям мудрый ответ: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (см. Лк. 20. 18-27). Здесь обратим особое внимание на следующий момент: саддукеи приводят один частный пример, противопоставляя его общему правилу, сложившейся традиции, они противопоставляют один частно-отрицательный случай общеутвердительному положению. Делается это с целью если не полностью отменить данное общеутвердительное положение, то по крайней мере показать его необязательность.
Либерально настроенным совопросникам, искусственно противопоставляющим "евангельскую нравственность" и "внешнюю аскетику", и призывающим отменить практику исповеди перед Причащением, можем с любовью напомнить то, о чём Святая Церковь свидетельствует веками. Покаяние - это фундамент духовной жизни и является одним из семи таинств Церкви.
На таинстве Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые осознаём за собой и с сокрушением сердца раскаиваемся в них. Так неужели ко Святому Причащению можно подходить без покаяния? Конечно же, нет! Об этом нам ясно говорят грозные слова святого апостола Павла: Посему, кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пиет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27-30).
Благодать Божия не будет пребывать в нераскаянной, злохудожной душе и телеси, повинном греху. Бог свят и во святых пребывает. Именно покаяние созидает в душе человека место для пребывания благодати Божией. И потому так важно покаяние перед принятием Святых Таин в спасительном таинстве Евхаристии.
Иерей Димитрий Беженарь, Руководитель Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния, кандидат богословия
Впервые опубликовано в журнале "Благодатный Огонь"