"Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"" /> "Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"" /> "Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"" />

Дефолт доверия и его последствия

Доклад на конференции <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=105684">"Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"</a>

Бушующий финансово-экономический кризис является предельной демонстрацией того, что истоки общественных потрясений находятся отнюдь не в экономике, а духовной сфере - в утрате доверия, обозначаемой чужим и малопонятным для русского слуха словом "дефолт".

В историческом бытии общественное доверие, в том числе и доверие к власти как проявление действенности социального капитала, является одновременно и причиной, и следствием, и залогом успеха нормального функционирования, как экономики, так и социальных аспектов жизни. "Весь механизм совместной человеческой жизни расстроился, - указывал С.Франк, - или, вернее, стал бы невозможным, если бы мы не могли быть уверены, что люди, с которыми мы имеем дело, будут при известных обстоятельствах поступать так, а не иначе. Как возможна была бы жизнь, если бы мы не имели уверенности, что люди, с которыми мы связаны или встречаемся, в своем поведении обеспечивают нам условия мирной жизни - что, например, продавцы и покупатели при заключении сделки не ограбят друг друга, что верный друг не обманет и не предаст нас и т.д.? На достоверностях такого рода базируется вся наша жизнь, но все это не может быть доказано, и в отдельных случаях действительность иногда опровергает наши ожидания и расчеты - что есть свидетельство того, что мы имеем здесь дело не с очевидностью в логическом смысле слова, а только с "моральной" достоверностью, т.е. с чем-то только "вероятным", а не безусловно необходимым. В этом смысле вся наша жизнь основана на "вере" - на убеждениях истинность которых не может быть доказана с неопровержимой убедительностью". [1]

В "Граде Земном" (Блж.Августин) альтернативой установления в стране законности и порядка, обстановки общественного доверия может быть только анархическая гоббсовская "война всех против всех", либо политическая диктатура, которые истощают жизненный потенциал народа, доводя до "сутяжнического абсурда" и правового хаоса. А это, в конечном итоге, приводит к общественному параличу. Следствием дефолта в социальной сфере являются цинизм, ориентация общества в направлении эгоизма и равнодушия к согражданам, когда кажутся бесполезными доброжелательность к другим, благотворительность, действенное служение общественной пользе.

Как говорил Конфуций, "Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понять почему". Гибели всех империй предшествовал политический дефолт, образно выраженный в словах Б.Окуджавы:
"Вселенский опыт говорит,
что погибают царства не оттого,
что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего не уважают больше".

Доверие - ключевая категория в рыночной экономике. Если вы доверяете партнеру, если вы доверяете государству, государство доверяет вам, рабочие и служащие доверяют работодателю и наоборот, то у вас снижаются транзакционные издержки, возрастает скорость оборота капитала, и вы получаете прибыль. Именно в результате этого в странах растет национальное богатство, и они называются цивилизованными. Как правило, чем более развита экономика страны, тем меньше вклад в нее природных ресурсов и, соответственно, заметнее роль "человеческого капитала". В бедных развивающихся странах, царит всеобщее недоверие. Там - готовность каждого обмануть любого другого и самое главное - готовность и терпимость другого к тому, что его обманут.

Финансовый кризис - это кризис доверия: клиентов - к банкам, банков - друг к другу, общества - к финансовым институтам государства. В этом смысле, финансовый кризис - кризис не денег, а кризис бумаг. Кризис вот этих надувных бумаг, которые, очевидно и деньгами не являются.

Схема 1Вакуум недоверия к социальным институтам (если в Америке быстро разбогатеть можно только в казино, то в России - присосавшись к каналам власти) заполняется коррупцией и криминалом. Ведь судебная власть существует всегда. Когда мы полагаем, что ее нет, это означает, что ее исполняют вне государственной системы. Если бизнес не доверяет коррумпированным социальным институтам, то он обращается в криминальные структуры, действуя по принципу: "Дружок готовь должок, подробности - паяльником". Разве мы не знаем, кто исполнял функции судебной власти в начале 90-х гг.? Криминальные авторитеты. Мы не знаем, что участковый милиционер в деревне может исполнять функции судебной власти, хотя никто ему этого права не давал? Мы не знаем, что существуют иные авторитеты, исполняющие функции судебной власти?

В советский период, копая общую яму под названием "коммунизм", мы ощущали плечо друг друга. Впоследствии каждый стал рыть свои ходы, и мы уже не видим друг друга. Услышал - не верь. Прочел - не верь. Сказали "заходи" - не заходи. Сказали "приглашаем" - не ходи. "Если вы все понимаете, значит, вам не все говорят"... "Обманывают тех, кто хочет быть обманутым"... Подобные изречения сейчас вошли в активный обиход. И они тоже - знак недоверия.

Схема 2Доверие как самая продуктивная категория современности, под знаком которой или рушатся, или свершаются биографии многих сегодняшних наций и государств не ограничивается очевидными рациональными факторами, воплощенными в исполнении социальных обязательств политическими и финансово-экономическими институтами, юридическими и физическими лицами. Выступая социальным капиталом, доверие опирается и на значительный нерационализируемый потенциал, содержащийся в общей религии, полученной определенной нацией, порождающей общество, в котором люди понимают друг друга. В России такой основой является Православие. Значение Православия в формировании социального капитала, понимаемого как сумма социальной выгоды общества, полученной от снижения числа наркозависимых, злоупотребляющих алкоголем, низкого числа разводов, детей рожденных вне брака, снижением преступности и числа судебных тяжб, высокой степенью доверия к социальным институтам, чувства солидарности, сотрудничества и взаимодействия между людьми, очевидно.

Поэтому неудачи будут продолжаться до тех пор, пока российская элита не поймет, что в основе социального, гражданского, экономического прогресса лежит евангельский "духовный капитал". Это "духовный капитал" особого рода, в него входят: 2) поведенческие стандарты, основанные на Библии и особенно Евангелии, утверждающие ответственность власть имущих перед Богом и обществом 3) религиозная практика, а также моральная и социальная общность верующих, организационно и духовно объединенных в Русскую Православную Церковь.

Значительное усиление роли Православия в общественном сознании россиян, о чем свидетельствуют данные социологической статистики, вселяет определенные надежды на то, что общество сможет навязать власти и бизнесу православную систему ценностей. Только такой "духовный капитал" имеет перспективу сформировать и развивать доверие и ответственность, сотрудничество и взаимопонимание между людьми, высокие стандарты личной, семейной, общественной и трудовой этики - все то, что необходимо для появления здоровых и эффективно действующих социальных институтов, которые и будут генераторами непрерывного развития общества.
Александр Иванович Кугай, профессор Северо-Западной академии государственной службы, доктор философских наук, профессор

Примечаниe:

1 - Франк С. С нами Бог. М.: АСТ, 2003. С. 443-444.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Кугай:
Реальная метафизика
Взгляд ученого
13.03.2020
Религия и власть
Об основаниях господства капитала
21.02.2020
Мускулы Дракона
Расширенная версия выступления на заседании клуба «Консервативная перспектива» на тему «Россия и Восток», 18.04.2019 г.
18.04.2019
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
Во имя мч. Иоанна Воина
В Петергофе начинается строительство нового православного храма
19.02.2020
Прекрасный песенный венок Рождеству!
На Рождественском вечере в Александро-Невской лавре выступили детский хор прп. Иоанна Дамаскина и дочь кобзаря Василия Жданкина - Анастасия
20.01.2020
«Как же знаменательно прошла наша поездка!»
Делегация экономического факультета СПбГУ посетила Тихвин в рамках празднования 100-летия бывшего декана факультета профессора Николая Моисеенко
13.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
31.03.2019
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Долготерпение Божие истощилось...
Новый комментарий от Andrey
31.03.2019
Погасший маяк
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
«Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать это»
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Военный парад без зрителей?
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Церковь и Патриарха принуждают закрыть храмы
Новый комментарий от Коротков А. В.
31.03.2019