В историческом бытии общественное доверие, в том числе и доверие к власти как проявление действенности социального капитала, является одновременно и причиной, и следствием, и залогом успеха нормального функционирования, как экономики, так и социальных аспектов жизни. "Весь механизм совместной человеческой жизни расстроился, - указывал С.Франк, - или, вернее, стал бы невозможным, если бы мы не могли быть уверены, что люди, с которыми мы имеем дело, будут при известных обстоятельствах поступать так, а не иначе. Как возможна была бы жизнь, если бы мы не имели уверенности, что люди, с которыми мы связаны или встречаемся, в своем поведении обеспечивают нам условия мирной жизни - что, например, продавцы и покупатели при заключении сделки не ограбят друг друга, что верный друг не обманет и не предаст нас и т.д.? На достоверностях такого рода базируется вся наша жизнь, но все это не может быть доказано, и в отдельных случаях действительность иногда опровергает наши ожидания и расчеты - что есть свидетельство того, что мы имеем здесь дело не с очевидностью в логическом смысле слова, а только с "моральной" достоверностью, т.е. с чем-то только "вероятным", а не безусловно необходимым. В этом смысле вся наша жизнь основана на "вере" - на убеждениях истинность которых не может быть доказана с неопровержимой убедительностью". [1]
В "Граде Земном" (Блж.Августин) альтернативой установления в стране законности и порядка, обстановки общественного доверия может быть только анархическая гоббсовская "война всех против всех", либо политическая диктатура, которые истощают жизненный потенциал народа, доводя до "сутяжнического абсурда" и правового хаоса. А это, в конечном итоге, приводит к общественному параличу. Следствием дефолта в социальной сфере являются цинизм, ориентация общества в направлении эгоизма и равнодушия к согражданам, когда кажутся бесполезными доброжелательность к другим, благотворительность, действенное служение общественной пользе.
Как говорил Конфуций, "Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понять почему". Гибели всех империй предшествовал политический дефолт, образно выраженный в словах Б.Окуджавы:
"Вселенский опыт говорит,
что погибают царства не оттого,
что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего не уважают больше".
Доверие - ключевая категория в рыночной экономике. Если вы доверяете партнеру, если вы доверяете государству, государство доверяет вам, рабочие и служащие доверяют работодателю и наоборот, то у вас снижаются транзакционные издержки, возрастает скорость оборота капитала, и вы получаете прибыль. Именно в результате этого в странах растет национальное богатство, и они называются цивилизованными. Как правило, чем более развита экономика страны, тем меньше вклад в нее природных ресурсов и, соответственно, заметнее роль "человеческого капитала". В бедных развивающихся странах, царит всеобщее недоверие. Там - готовность каждого обмануть любого другого и самое главное - готовность и терпимость другого к тому, что его обманут.
Финансовый кризис - это кризис доверия: клиентов - к банкам, банков - друг к другу, общества - к финансовым институтам государства. В этом смысле, финансовый кризис - кризис не денег, а кризис бумаг. Кризис вот этих надувных бумаг, которые, очевидно и деньгами не являются.

В советский период, копая общую яму под названием "коммунизм", мы ощущали плечо друг друга. Впоследствии каждый стал рыть свои ходы, и мы уже не видим друг друга. Услышал - не верь. Прочел - не верь. Сказали "заходи" - не заходи. Сказали "приглашаем" - не ходи. "Если вы все понимаете, значит, вам не все говорят"... "Обманывают тех, кто хочет быть обманутым"... Подобные изречения сейчас вошли в активный обиход. И они тоже - знак недоверия.

Поэтому неудачи будут продолжаться до тех пор, пока российская элита не поймет, что в основе социального, гражданского, экономического прогресса лежит евангельский "духовный капитал". Это "духовный капитал" особого рода, в него входят: 2) поведенческие стандарты, основанные на Библии и особенно Евангелии, утверждающие ответственность власть имущих перед Богом и обществом 3) религиозная практика, а также моральная и социальная общность верующих, организационно и духовно объединенных в Русскую Православную Церковь.
Значительное усиление роли Православия в общественном сознании россиян, о чем свидетельствуют данные социологической статистики, вселяет определенные надежды на то, что общество сможет навязать власти и бизнесу православную систему ценностей. Только такой "духовный капитал" имеет перспективу сформировать и развивать доверие и ответственность, сотрудничество и взаимопонимание между людьми, высокие стандарты личной, семейной, общественной и трудовой этики - все то, что необходимо для появления здоровых и эффективно действующих социальных институтов, которые и будут генераторами непрерывного развития общества.
Александр Иванович Кугай, профессор Северо-Западной академии государственной службы, доктор философских наук, профессор
Примечаниe:
1 - Франк С. С нами Бог. М.: АСТ, 2003. С. 443-444.