Епископ Артемий: "Косово на кресте, Белград жует жвачку..."

Епископ Рашко-Призренский Артемий 
0
304
Время на чтение 7 минут
Владыка Рашско-Призренский Артемий за словом в карман не лезет. "Нет ниже (по росту) человека, ни вострее сабли", - метафорически говорит хороший знакомый Владыки.
"Потому-то меня эти нынешние в Белграде и не любят. Я там оппозиция", - говорит Владыка и добавляет, отвечая на вопрос, советуются ли вообще "белградцы" с ним как с первым человеком Церкви на Косове, когда размышляют и принимают решения по Косову: "Никто меня ни о чём не спрашивает. Как будто и не существую. У меня большие противники в Белграде, как раз потому, что говорю правду не обинуясь".
Он нисколько не огорчается по этому поводу, но не видит здесь ничего хорошего и, во всяком случае, считает, что Белград не имеет продуманной стратегической политики, когда вопрос касается настоящего и будущего Косова и Метохии. Это не облегчает положения его пастве на Косове.
"Я говорил в своё время президенту Тадичу: вы своими действиями или бездействием способствуете тому, что теряем Косово".
По мнению владыки Артемия, миссия Евросоюза Эулекс является версией "к исполнению" плана Ахтисаари. Подчёркивание Белградом, что никогда не отдаст Косово, по его мнению, лишь чистая риторика:
"Боюсь, это речи для внутреннего употребления. У меня впечатление, что в Белграде исполняют желания Америки и Евросоюза, чьими сотрудниками они и являются".
В этом смысле иск в Международный суд в Гааге по поводу законности провозглашения псевдогосударства на Косове служит "вроде жвачки для народа"...
Владыка Артемий на днях побывал в Великобритании в связи с десятой годовщиной бомбардировок Сербии. В Лондоне и Лестере делал доклады для наших соотечественников как член Американского совета по Косову вместе с доктором Срджяном Трифковичем, руководителем Совета из Чикаго, о ситуации на Косове и в Метохии через десять лет после операции "Милосердный ангел".
С марта 1999 года до сегодняшнего дня положение сербов в автономном краю только ухудшается.
"К сожалению, братья, я не принёс вам добрых вестей с Косова", - так он начал речь, обращённую присутствующим в клубе "Равна Гора" в Лондоне. Косово, согласно епископу Артемию, "на Кресте вот уже 620 лет" пребывает.
Владыка охотно согласился дать интервью для сербского журнала "Печат".


- Итак, какой бы Вы подвели итог десятилетней оккупацией края, где являетесь пастырем сербского стада?

- Международная миссия потерпела фиаско, по крайней мере, относительно заявленных целей и идей. Она прибыла по решению Резолюции № 1244 для обезпечения всем мирного и безопасного существования. В этом отношении ничего не достигнуто. Изгнанные не возвращены к своим очагам. Напротив, именно под покровительством так называемого международного сообщества произведена этническая чистка - изгнано 250 тысяч Сербов и убито свыше тысячи (столько их похищено). Разрушены десятки тысяч сербских домов, свыше 150 церквей и монастырей... Сербы на Косове и в Метохии сегодня лишены всех прав, и это, заметьте, под управлением УНМИКа и КФОРа. И вот настал момент закрепить навсегда то, что учинило это международное сообщество - утвердить так называемое государство Косово.

- Эулекс для Вас всего лишь программа исполнения плана независимости М. Ахтисаари. Действительно ли эти пресловутые шесть пунктов, на которых так настаивает Белград, имеют какое-то практическое значение для сербской общины Косова и Метохии?

- Эти шесть пунктов совершенно ничего не значат. Всего-навсего пустые слова. И боюсь, что и наши представители власти в Белграде попались на этот обман. Говорят о каком-то великом успехе нашей дипломатии, но от этих шести пунктов до сих пор не было никакой практической пользы. Эулекс просто продолжает проводить план Ахтисаари, не обращая внимания на эти шесть пунктов, якобы согласованных с Пан Ги Муном. Обратите внимание: при Эулексе образована армия Косова, все полномочия переносятся с УНМИКа на косовские органы власти. Представьте, даже охрана сербских монастырей предоставлена албанской полицейской службе, даже их больше не охраняют международные силы. Мы, разумеется, не можем это одобрить и с этим согласиться. Что это за безопасность? Те, кто разрушали и поджигали наши монастыри и церкви, теперь должны их охранять!

- Вы считаете, что Сербия не имеет продуманной стратегии по Косову. Неужели, однако, ничего не значит то, что политическая верхушка в Белграде безпрерывно повторяет с официальных трибун в стране и в мiре, что никогда не признает албанское государство на Косове и в Метохии?

- Чтобы не было недоразумений: я всегда настаиваю, что мы здесь не можем без поддержки Белграда. Нынешние власти в Белграде, однако, упорно твердят, как они никогда не отдадут Косово, а на практике не предпринимают необходимых действий, во всяком случае, правильным образом и в нужном объёме, для того, чтобы Косово осталось в границах Сербии. Боюсь, это речи больше для внутреннего употребления. Они постоянно говорят, что вхождение в Евросоюз "не имеет альтернативы", все силы направлены в эту сторону. Во что бы то ни стало хотят видеть там Сербию, неважно с Косовом или без нашего края. Это для властей в Белграде абсолютный приоритет, достижение чего ставят как высшую цель. Создаётся впечатление, что они в действительности исполняют желания Америки и Евросоюза, чьими сотрудниками на самом деле и являются... Так, их слова, что никогда не признают Косово, всего лишь слова, а практика совсем другая. Три-четыре года назад я говорил президенту Тадичу: никто у вас не будет требовать письменно отречься от Косова, но вы своими действиями или бездействием будете этому способствовать.

Владыка Артемий указал на явление, которое часто ускользает от внимания общественности: в течение этих десяти лет оккупации Косова наблюдается агрессивное усиление ислама. В то время, как разрушено и сожжено 150 православных храмов и монастырей - и ни один из них не возвращён к первоначальному состоянию, - построено 400 новых мечетей, при этом и разрушенные и обветшавшие обновлены.

- Меняется ли вид Косова и Метохии?

- Косово и Метохия меняют свой привычный вид, своё лицо. Из христианского края Косово становится исламской джамахирией в сердце Балкан и Европы. Я считаю, что эти мечети строятся не потому, что нужны для исполнения религиозных обрядов Шиптаров, а здесь речь идёт об очевидном политическом проекте, хотя албанское руководство и подаёт себя Западу как секулярное. Просто кому-то хочется, чтобы все, кто приедет сюда, на каждом шагу видели новую мечеть, - и, выходит, Сербам здесь нечего делать.

- Что бы мы получили в случае, если решение по иску Сербии в Международный суд в Гааге было бы в нашу пользу?

- Ровно ничего. И это тоже род "жвачки" для народа. Ведь даже если Суд и выскажет мнение, что независимость Косова провозглашена незаконно, это не будет иметь никакого практического значения и ничего не изменит ни на месте, ни на международном уровне. Это было бы не решение, а совет, который можно принять во внимание или не принять. И увидите, как Запад лаконично изречёт, что у него на сей счёт своё мнение, невзирая на совет Суда. А наши в Белграде, конечно же, из этого суждения (если будет положительно) устроят страшный шум, будто это некий новый великий успех нашей дипломатии, а на самом деле это будет просто пустое место...

Владыка Артемий прекрасно ориентируется в событиях на международной политической сцене. Вот уже двенадцать лет много путешествует в качестве некого "летучего дипломата"; неоднократно бывал в Америке, несколько раз здесь в Великобритании - недавно вместе с руководством Американского совета по Косову, в котором наряду с доктором Трифковичем также и Джеймс Джатрас, директор Совета, и Джеймс Биссет, бывший посол Канады в Белграде. Владыка Артемий на данный момент - единственный глас на международной сцене, представляющий альтернативу политике правящей номенклатуры в Белграде.

- Что думаете о Бараке Обаме в разрезе американской политики по отношению к Сербии и Косову?

- Обама, по правде говоря, всё ещё загадка, но, судя по советникам, которыми себя окружил, не предвещает нам ничего хорошего.

- Есть ли у Вас надежда, что наперекор всему сохраним Косово как часть Сербии?

- Не просто надежда, но пламенная надежда! Справедливость должна восторжествовать. С нами Бог, не можем потерять Косово. Никогда.

В конце беседы с епископом Артемием, признанным проповедником и духовником по преимуществу, мы воспользовались случаем поставить доктринальный вопрос, живо обсуждаемый в данный момент в Британии представителями всё более многочисленных секулярных направлений и альтернативных религий, с одной, и англиканских священников и теоретиков, с другой стороны:

- Является ли атеист, живущий соответственно нравственным образцам и на деле исполняющий все десять заповедей Божиих, праведником или попадёт в ад только потому, что атеист?

- Прежде всего, подобный случай невозможен. Мы, христиане, и даже и мы, монахи, знаем, какую борьбу ведём со своими слабостями и грехами. А что может человека сделать высоконравственным, когда не верует в Бога? Это принципиальный вопрос. Вообще говоря, если бы такой случай был возможен, Христос и не явился бы. Священное Писание свидетельствует, так написано в Евангелии: Иисус сказал... никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). Через Христа приходят к Богу. Кто не верует в Христа, не может придти к Богу, что значит: нет спасения. И ещё Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин.10:9). И здесь весь ответ на поставленный вопрос.

- Что касается Косова, - "провоцирую" дальше Владыку, - не сказал ли однажды святитель Николай (Велимирович), что "Богу не столько дела до держав, сколько до людей" и "Богу не столько до народов, сколько до спасения отдельных живых душ. Потому не надо бояться и говорить: погибнут нынешние христианские государства и народы, пропадём и мы. Пусть будет со странами и народами, что будет, - никогда ни один верующий в Господа не погибнет". Не значит ли это, что можем в определённой ситуации и в отдалённом будущем Косово и отдать, что оно не будет частью сербского государства, так как из этого следует, что Богу важнее спасение индивидуальных душ, чем спасение отдельных государств?

- Эти слова Святого Владыки Николая нельзя толковать вне контекста и как отрицание главенствующего значения сохранения христианского государства. Ибо Косово и Метохия для Сербии и сербского народа не только вопрос территории; это сердцевина нашего национального и личного самоотождествления. Мы не можем видеть в Косове всего лишь вопрос географии, но духовную вертикаль, связующую нас с Небесами, когда святой князь Лазарь выбирает Царствие Небесное. Косово есть совокупность духовных ценностей, ради которых стоит жить, за которые стоит умереть, когда потребуется, как нам показал царь Лазарь. Не можем, следовательно, отречься Косова, как будто бы оно не имеет своей первенствующей, сущностной ценности. В любом случае важно, чтобы души спасались. Одна душа есть сублимация всех душ на свете. И в этом контексте мы никогда не смеем отдать Косово.

Опубликовано в журнале "Печат"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Артемий (Радосавлевич)
«Они предали святого Савву...»
Интервью с Высокопреосвященным Артемием, епископом Рашско-Призренским
18.12.2010
«Я никогда не соглашусь стать причиной или создателем раскола»
Интервью епископа Артемия (Радосавлевича) «Русской народной линии»
27.06.2010
"Хранитель веры - народ"
Интервью владыки Артемия
17.05.2010
Все статьи Епископ Артемий (Радосавлевич)
Епископ Рашко-Призренский Артемий
Не вернувшийся в Церковь…
От коронавируса на 86-м году жизни скончался бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич)
23.11.2020
Комиссия по диавологу
Павел Тихомиров о сближении Ватикана и Сербской Церкви
08.06.2015
С надеждой на покаяние
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отлучил от Церкви бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавльевича)
01.06.2015
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40