Ко всему в мире имеет смысл готовиться, а уж тем более к встрече с Хозяином жизни - Богом. Подготовка бывает разной, у нас она называется строгий пост.
Пост необходим всем верующим так же, как опорная трость для калеки. После того, как наши прародители Адам и Ева разрушили своим дерзким ослушанием первоначальную конструкцию вселенной, человеческая природа в душевном и в телесном смысле обмякла и перестала быть стойкой к раздражениям, вызванным деятельностью падших ангелов - демонов, она всё чаще и чаще стала пленяться пагубными для человека и мира страстями.
Человечество превратилось в некоторое подобие хосписа, где миллиарды несовершенных калек живут в скорбном ожидании смерти, смерти, которую несёт им разрушенная ими же самими вселенная. Осознание непроглядности такового положения души и тела привело человечество к состоянию постоянного уныния и ощущению, что ничего уже нельзя изменить. Именно в ситуации, когда человечество билось в конвульсиях, вызванных собственным комплексом неполноценности, и явил Бог-Любовь людям возможность поститься, а точнее сказать, надеяться. В святой Библии уже в Первой книге Царств описывается покаянный пост израильтян, когда они добровольно налагали на себя разнообразные запреты и молились и надеялись на исполнение Божьего обещания о вечной любви к людям и о Его к ним милости. Самоотверженный пост с древнейших времён был и остаётся до сей поры символом НАДЕЖДЫ на возможность всё изменить к лучшему.
В трудную минуту любой человек, подобно согрешившему царю Давиду, может опереться на эту надежду - пост, попоститься в полную силу своих возможностей и получить от Творца великие духовные силы к исправлению жизни.
Христианский пост в нашем его понимании берёт своё начало от сорокадневного строгого поста, которым постился Христос в пустыне перед началом своего Евангельского служения. Этот пост Господа - и эталон, и пример для всех верных. В смысле общей полезности он обязателен для всех верующих в Бога - Святую Троицу. Великие учителя Церкви во все времена учили, что без поста и воздержания, укреплённых молитвенным общением с Богом и святыми, не может быть чистой христианской жизни. Сам же Господь говорил своим ученикам, что демоны прогоняются только постом и молитвою.
Вместе с тем в Православном христианстве никто из верующих не имеет библейского права принуждать других людей к чему-либо, в том числе и к посту. Каждый верующий человек должен сам себя взять за руки и самого себя, упирающегося и кричащего, привести в состояние поста. Ждать какого-то особого "душевного" состояния, якобы способствующего вхождению в пост, это совершенное заблуждение. Демоны всё сделают для того, чтобы отвратить ищущего человека от пути самоочищения в посте и от спасения. Начинать поститься надо сразу и ни на кого не оглядываться.
Для всех истинно верующих пост абсолютно полезен и в духовном, и в телесном смысле. Правда, здесь возникает вопрос о его качестве и количестве. Об этом, как правило, все христиане договариваются в общении со своим духовным наставником, которому Дух Святой, используя знания и опыт духовника, интуитивно открывает меру поста для каждого конкретного человека. Конкретные ограничения в посте существуют только для маленьких детей и беременных и кормящих женщин. Таковые вкушают всё, что им полезно, но старательно соблюдают пост в среду и в пятницу. Пост никому не вреден, в том числе старикам и тяжело больным, которые также договариваются о его продолжительности и качестве с духовником и лечащим врачом.
По значению возможных для человека последствий пост - это настоящий подвиг и великое событие, а всё большое и важное в православии принято начинать с благословения у священника, только в этом случае будет настоящая ощутимая польза. А вот кому пост действительно вреден, так это неверующим и оккультистам разных мастей вместе со всеми сектантами. Нет смысла вступать в Великий пост ради здоровья или финансовых и пр. успехов. Пост в первую очередь - для очищения души, а все положительные физические изменения очищенная душа, ведомая Духом Святым, сотворит с телом сама в своё время. Пост без благословения от правильного священника и ради мирских целей приравнивается к медленному самоубийству, ибо таковой только вредит душе и отдаляет её от Бога, ввергая в объятия самомнения, гордыни, тщеславия.
Жизнь есть жизнь, и иногда бывают моменты, когда пережитки прежних страстей: неосторожности, сладострастия или чревоугодия, сбрасывают христианина с твёрдого великопостного пути, и тогда он вольно или невольно как-то нарушает правило поста. Новые христиане, бывает, и мясо съедят, бывает, водки выпьют, а что ещё хуже, и в блуд впадут. Это плохо, и надо стараться этого не делать, но это не повод для уныния и опускания рук. Это хороший случай ещё и ещё раз убедиться, что без Бога и молитвы, обращённой к нему, человек не способен что-либо сам правильно сделать. Это повод для сердечного покаяния, ради которого, по сути, и устроен Великий пост.
Ведь покаяние есть акт примирения человека с Богом, дающий всем людям утешение в этой несладкой жизни и ту самую надежду на то, что Бог нас простит и никогда не разлюбит, а в своё время спасёт от объятий вечной смерти в бездне греха. Без покаяния жить христианину не имеет смысла. Священник, который будет принимать у вас исповедь к Богу, подскажет, что вы можете сделать важного и полезного для облегчения искупления вашего грехопадения. Только вы его об этом обязательно спросите. Продолжайте поститься и не обращайте внимания на суеверия. Аминь!
Впервые напечатано на сайте Иркутской епархии