
Гора Аль-Кользом
Но подвижник "не пришел в нерадение и небрежение о себе потому, что демон уже побежден" [1]. Антонию было 35 лет, когда он ушёл в пустыню, и увидел гору, а под ней источник и несколько финиковых пальм. И нашёл в горе - на самой круче - расщелину и устроил там свою келью. Расщелина была так узка, что войти туда можно было только в три погибели согнувшись, и так глубока, что солнечный свет не проникал туда. И там святой Антоний жил, и там молился. А иногда спускался вниз - испить воды и съесть несколько фиников. Двадцать лет провёл святой в полном уединении, никуда не выходя и никем не виденный. А когда, наконец, Антоний предстал перед людьми, Господь даровал Антонию благодать исцелять болящих, изгонять бесов.

Монастырь святого Антония
У подножия Аль-Кальзом находится монастырь. Обитель была основана св. Антонием в 307 году, когда Преподобный вышел из затвора и обнаружил у своего убежища людей, которые, вдохновлённые его подвигом, просили св. Антония о духовном наставничестве. И отшельник основал первое в христианстве монашеское общежитие. Отмечу, что понятие монашества в раннем христианстве существовало и до этого, были и монастыри, так называемые "лавры". Возникавшие, как правило, стихийно, они представляли собой группы отдельных хижин пустынножителей. Под покровительством же Антония Великого иноки вместе трудились, совместно молились и трапезничали, подчинялись настоятелю, выполняли послушания, и на ночь расходились в комнатки-кельи. Такая монашеская община стала не просто местом подвижничества и спасения для отдельных праведников, как это было раньше, но образом Града Божия на земле.

У высоких белокаменных ворот, обрамлённых с двух сторон увенчанными крестами башенками - колокольнями, нас встречает послушник монастыря - высокий смуглый мужчина в серой сутане и с пёстрым арабским платком на голове. Кстати, вход в монастырь был построен сравнительно не давно - 80 лет назад. Несколько веков кряду монастырь Антония Великого был окружён глухой стеной, и единственным способом войти в обитель было - обвязаться канатом, скинутым с толстых (4 метра!) стен и дождаться, когда иноки поднимут тебя наверх при помощи деревянного ворота. Милостыню тоже спускали с монастырских стен в привязанной к верёвке корзине. И не отказывали в милостыне никому - даже бедуинам. Эта "экзотика" была для монастыря единственным способом выжить. После завоевания Египта Персами (607 г.), а затем и арабами-сарацинами (639 г.) Церковь подвергалась гонениям, и монастыри - как оплоты веры - должны были стать неприступными крепостями... Так что двери и ворота вовсе не предполагалось. Впрочем, несмотря на предосторожности, в конце XI века монастырь был разорён арабами, но уже через сто лет восстановлен коптскими христианами...

Уже через несколько минут мы сидим в небольшой комнатке в стенах монастыря, отец Рувий угощает нас особым монастырским хлебом - пресным, напоминающим отдалённо наши просфоры - и объясняет разницу между душой и духом. Чудный батюшка. Из тех, чьи слова до сердца доходят. Сам, правда, отнекивался, мол, не проповедник, сейчас другое у меня послушание: просто гид. Но при том уснащал свою речь цитатами из Евангелия, житиям уделял больше внимания, чем архитектурным достопримечательностям и говорил притчами. Не удержусь, и поделюсь несколькими из них:
Разница

Нет ничего страшного в том, чтобы иметь деньги. Их можно держать, например, в нагрудном кармане. Тогда в любой момент их можно достать оттуда. Но нельзя позволять деньгам проникать глубже, в сердце. Тот, кто хранит деньги в сердце - не может достать их оттуда так легко, как из кармана. И когда в его сердце постучится Бог, Он увидит, что место занято.
Лев и паломник
Переходя через пустыню, паломник встретил льва. Он упал на колени, воздел руки к небу и начал молитву. Лев удивился "Почему ты поднял вверх руки, что это значит?" - спросил он. "Я молюсь Господу, потому что мне страшно", - ответил паломник. Лев подумал немного, а потом уселся на песок и воздел передние лапы. "Что ты делаешь?" - пришёл в недоумение паломник. "Молюсь перед едой", - ответил лев.
Зеркало
Однажды монахи пришли к настоятелю с жалобой, что нет ясности в мыслях, поступках, нет на сердце покоя. "Принесите мне чашку воды", - попросил авва. И принесли ему воду, авва взболтал её и показал монахам, как вода мутна и беспокойна. Потом он велел оставить чашку в тишине и одиночестве. И через какое-то время велел снова взглянуть на воду. На сей раз она была так спокойна, что каждый мог увидеть в ней своё отражение, как в зеркале.
Душа человеческая, как вода в сосуде. Каждый день надо находить хотя бы немного времени, чтобы побыть одному, в тишине и покое. Не молиться в эти минуты. Не читать. И тогда, душа успокоиться, ты сможешь заглянуть в неё и увидеть в ней, как в зеркале отраженье прошедшего дня.
Источник

Источник питает весь монастырь - воды, стекающей с журчанием по узкому каменному жёлобу, за сутки набирается до ста кубометров. Вода из него употребляется на хозяйственные нужды и для полива сада и огорода. Сады монастыря начали возделываться ещё при жизни Антония Великого. Тогда первые монахи привозили в пустыню плодородную почву из долины Нила. И появились среди пустыни оливковые рощи. Сады считаются одной из достопримечательностей монастыря, но мне, так же как и всей женской части нашей группы побывать там не удалось: "Это рай для Адама, но не для Евы", - опередил наше любопытство отец Рувий.
Могила
У святого Антония, нет раки, нет мощей, которым поклоняются верующие. Перед смертью св. Антоний, сказал, что не хочет, чтобы его бренному телу поклонялись, как идолу, и завещал похоронить его без особых почестей. Монахи исполнили просьбу своего настоятеля. Но вскоре возвели вокруг его могилы храм, посвящённый Пресвятой Богородице. Сейчас самый древний из семи храмов монастыря называют церковью Антония Великого. Алтарь в храме - тройной. Центральная часть алтаря посвящена св. Антонию, левая - св. Марку-евангелисту - по преданию основателю коптской Церкви, а правая - Афанасию Великому, автору жития святого Антония. Могила Антония Великого находится в нише, рядом с центральным алтарём, справа от царских врат. Помня о завете святого, паломники не распевают возле неё величания, только втыкают горящие свечи в рыхлый песок, садятся на каменный пол церкви и молчат минуты две.
Примечания:
1 - Цит. по: Афанасий Великий "Житие преподобного отца нашего Антония".
2 - Монофизиты (от греч. monos, один; и physis, природа) времён раннего христианства утверждали, что у Христа была только одна природа - божественная, а во время пребывания на земле он принял на себя некоторые свойства человеческой природы. Современные копты придерживаются воззрений умеренного монофизитства. Они признают, что у Христа была двойственная природа божественная и человеческая, но считают, что после Воскресения божественная природа полностью поглотила человеческую. Это расхождение во взглядах с официальной доктриной Вселенской Церкви на первый взгляд может показаться незначительным. Однако отрицание человеческой природы в воскресшем Христе, ставит под сомнение возможность Воскрешения и Спасения человека. Коптская Православная Церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами - Армянской, Сирийской и Эфиоптской.
3 - Коптская Церковь, так же как и Православная, живёт по Юлианскому календарю. Устройство храмов, облачение священства, службы имеют лишь несущественные отличия Православных (в алтарь можно зайти только через Царские Врата, богослужебный язык - коптский). Для совершения таинства Причастия используется квасной хлеб, практикуется причащение младенцев.
В XX веке был сделан ряд шагов по сближению Коптской Православной Церкви со Вселенской Церковью. В 60-х гг. XX века Русской Православной Церковью была осуществлена программа, в рамках которой в Ленинградской Духовной Академии обучались студенты Церквей монофизитской группы. Не так давно Александрийская Патриархия подписала с Коптской Церковью соглашения о взаимном признании таинства брака.