Раньше срока эта книга будет - не понята и бесполезна.
Позже, - интересна, но не обязательна. В "Пандеме" на уровне идей нет ничего такого, что нельзя прочесть в уже написанной богословской и философской литературе.
Если бы я прочла "Пандем" в свои 17-18-19, когда мучительно искала ответы на наивные, но важные для меня вопросы: "Если есть Бог, то почему он мне не отвечает, когда я к нему обращаюсь? Он не всеведущ? Или Он не любит меня? Если есть Бог, то почему есть зло? Разве нет другого пути к спасению, кроме страдания? Почему Бог не сделает всех добрыми? Свобода воли? Но люди-то злы от неведения, если им объяснить..."
Если бы ТОГДА я прочла "Пандем", то, пожалуй, всё бы встало на свои места, и ответы бы нашлись гораздо скорее. Жаль, что тогда он ещё не был написан.
В "Пандеме" нет лёгкости. Надо продираться сквозь словесные дебри. Нет прозрачности стиля и стройного, логически завешённого сюжета, многие из его ниточек - не обрываются, а просто уходят в никуда.
Хотя издатели снабдили обложку книги пометкой "фэнтэзи", по жанру это антиутопия. Но не социальная, а теософская.
Уже на 30 странице становится очевидно, что эта книга родилась из умозрительного предположения - а чтобы было, если бы после грехопадения Господь не отстранился бы от человека и по-прежнему беседовал бы с ним почти на равных, и не стал бы изгонять его из рая, и не дал бы человеку познать страдание.
Итак, в недалёком будущем в мире появляется существо, обладающее "таким комплексом свойств: всеведение, вездесущесть и всемогущество". Это существо называет себя Пандем, и общается с людьми напрямую, при помощи мыслей (некоторым, правда, является во плоти), и любит не только человечество, но и каждого человека в отдельности. Пандем избавляет человечество от болезней, от несчастных случаев, от глупых смертей. Пандем с каждым ведёт разговор по душам. Он "оправдывал слабости и внушал надежду, желание быть лучше".
И - срабатывает. Человечество становится счастливым и делает большой рывок вперёд. Исчезают преступления - и тормозом для преступника становится то, что Пандем наблюдает за ними постоянно, видит не только их поступки, но и каждую чёрную мысль. Исчезают бездельники - в ситуации, когда работать не обязательно в них пробуждается естественная любознательность и тяга к творчеству - не без влияния разговоров с Пандемом. Пандем советует, убеждает, но ни в чём не нарушает свободы воли людей.
Однако рождаются дети, и вырастает поколение, не знавшее страдания и одиночества, не помнящее о смерти, не знающее, что такое преодоление. Они становятся фамильярны с Пандемом. Они требуют вместо того, чтобы просить. И проклинают его, если он не выполняет их желаний. Созданы все условия для творчества - но подлинного искусства не рождается, и произведения поколения "детей Пандема" оказываются поделками "скучающих посредственностей". Люди отдаляются друг от друга - у каждого есть личный собеседник, самый понимающий, самый всепрощающий. Им становиться сложно общаться с теми, кто не видит их мыслей. Однако внешне мир, находящийся "в кармане у Пандема" выглядит пока вполне благополучным. "Человек, это тот, кто обладает волей", - говорит Пандем. Но у людей "атрофируется желание и возможность принимать решения и вообще чего-то хотеть".
Появляется третье поколение детей в этом рае на земле. Родители - первые "дети Пандема" за них спокойны, они их рожают без мук и отпускают жить своей жизнью. "Или ты думаешь, что сможешь воспитать её лучше, чем Пандем?" - удивляется один из героев, когда отец из поколения "допандемных" упрекает его в невнимании к двухлетней дочери. Но воспитание Пандема не идёт в прок. Он рассказывает детям, что хорошо, что плохо, но добро, зло и сострадания так и остаются для них пустыми понятиями. "Пандем велел сказать, что я вас обоих люблю", - с детской наивностью передаёт маленькая Юлька, но чувствует ли она любовь на самом деле остаётся загадкой. Эти дети вырастают существами, сочетающими в себе агрессивность отсутствие воли. Их возбуждает смерть и боль. Чужие смерть и боль. Они убивают животных - не для пропитания или из самозащиты, а просто для любопытства. Они бы убивали и друг друга, но не получается.
Пандем покидает этот мир. Заканчивается "искушение чудом". Нет медицины, нет полиции, нет государства - их функции брал на себя Пандем. Человечество погружается в хаос и анархию. Одни впадают в глубокую депрессию от царапины на коленке и не могут терпеть малейшей боли, другие развлекаются тем, что убивают и смотрят, как красиво разлетаются капли крови, насилуют, взрывают, жгут. Здесь есть очень жесткие, жестокие страницы, но они оправданы - так авторы задают систему координат добра и зла.
"Великими страданиями надлежит вам войти в Царство Божие... Эти строки отражают реалии духовного роста, "учебником" которого и является Библия", - говорит один из героев романа, священник о. Георгий. Эта давно известная истина становиться одним из лейтмотивов "Пандема". Человек должен возрасти духовно, побороть "греховную природу", перестрадать, и тогда комфорт материальный не развратит его. В противном случае, даже из Рая человечество сотворит свой личный ад.