Искушение чудом

Есть книги, которые нужно прочесть вовремя. Тогда они станут толчком, этапом, ступенью. "Пандем" Сергея и Марины Дяченко - из таких.

Раньше срока эта книга будет - не понята и бесполезна.

Позже, - интересна, но не обязательна. В "Пандеме" на уровне идей нет ничего такого, что нельзя прочесть в уже написанной богословской и философской литературе.

Если бы я прочла "Пандем" в свои 17-18-19, когда мучительно искала ответы на наивные, но важные для меня вопросы: "Если есть Бог, то почему он мне не отвечает, когда я к нему обращаюсь? Он не всеведущ? Или Он не любит меня? Если есть Бог, то почему есть зло? Разве нет другого пути к спасению, кроме страдания? Почему Бог не сделает всех добрыми? Свобода воли? Но люди-то злы от неведения, если им объяснить..."

Если бы ТОГДА я прочла "Пандем", то, пожалуй, всё бы встало на свои места, и ответы бы нашлись гораздо скорее. Жаль, что тогда он ещё не был написан.

В "Пандеме" нет лёгкости. Надо продираться сквозь словесные дебри. Нет прозрачности стиля и стройного, логически завешённого сюжета, многие из его ниточек - не обрываются, а просто уходят в никуда.

Хотя издатели снабдили обложку книги пометкой "фэнтэзи", по жанру это антиутопия. Но не социальная, а теософская.

Уже на 30 странице становится очевидно, что эта книга родилась из умозрительного предположения - а чтобы было, если бы после грехопадения Господь не отстранился бы от человека и по-прежнему беседовал бы с ним почти на равных, и не стал бы изгонять его из рая, и не дал бы человеку познать страдание.

Итак, в недалёком будущем в мире появляется существо, обладающее "таким комплексом свойств: всеведение, вездесущесть и всемогущество". Это существо называет себя Пандем, и общается с людьми напрямую, при помощи мыслей (некоторым, правда, является во плоти), и любит не только человечество, но и каждого человека в отдельности. Пандем избавляет человечество от болезней, от несчастных случаев, от глупых смертей. Пандем с каждым ведёт разговор по душам. Он "оправдывал слабости и внушал надежду, желание быть лучше".

И - срабатывает. Человечество становится счастливым и делает большой рывок вперёд. Исчезают преступления - и тормозом для преступника становится то, что Пандем наблюдает за ними постоянно, видит не только их поступки, но и каждую чёрную мысль. Исчезают бездельники - в ситуации, когда работать не обязательно в них пробуждается естественная любознательность и тяга к творчеству - не без влияния разговоров с Пандемом. Пандем советует, убеждает, но ни в чём не нарушает свободы воли людей.

Однако рождаются дети, и вырастает поколение, не знавшее страдания и одиночества, не помнящее о смерти, не знающее, что такое преодоление. Они становятся фамильярны с Пандемом. Они требуют вместо того, чтобы просить. И проклинают его, если он не выполняет их желаний. Созданы все условия для творчества - но подлинного искусства не рождается, и произведения поколения "детей Пандема" оказываются поделками "скучающих посредственностей". Люди отдаляются друг от друга - у каждого есть личный собеседник, самый понимающий, самый всепрощающий. Им становиться сложно общаться с теми, кто не видит их мыслей. Однако внешне мир, находящийся "в кармане у Пандема" выглядит пока вполне благополучным. "Человек, это тот, кто обладает волей", - говорит Пандем. Но у людей "атрофируется желание и возможность принимать решения и вообще чего-то хотеть".

Появляется третье поколение детей в этом рае на земле. Родители - первые "дети Пандема" за них спокойны, они их рожают без мук и отпускают жить своей жизнью. "Или ты думаешь, что сможешь воспитать её лучше, чем Пандем?" - удивляется один из героев, когда отец из поколения "допандемных" упрекает его в невнимании к двухлетней дочери. Но воспитание Пандема не идёт в прок. Он рассказывает детям, что хорошо, что плохо, но добро, зло и сострадания так и остаются для них пустыми понятиями. "Пандем велел сказать, что я вас обоих люблю", - с детской наивностью передаёт маленькая Юлька, но чувствует ли она любовь на самом деле остаётся загадкой. Эти дети вырастают существами, сочетающими в себе агрессивность отсутствие воли. Их возбуждает смерть и боль. Чужие смерть и боль. Они убивают животных - не для пропитания или из самозащиты, а просто для любопытства. Они бы убивали и друг друга, но не получается.

Пандем покидает этот мир. Заканчивается "искушение чудом". Нет медицины, нет полиции, нет государства - их функции брал на себя Пандем. Человечество погружается в хаос и анархию. Одни впадают в глубокую депрессию от царапины на коленке и не могут терпеть малейшей боли, другие развлекаются тем, что убивают и смотрят, как красиво разлетаются капли крови, насилуют, взрывают, жгут. Здесь есть очень жесткие, жестокие страницы, но они оправданы - так авторы задают систему координат добра и зла.

"Великими страданиями надлежит вам войти в Царство Божие... Эти строки отражают реалии духовного роста, "учебником" которого и является Библия", - говорит один из героев романа, священник о. Георгий. Эта давно известная истина становиться одним из лейтмотивов "Пандема". Человек должен возрасти духовно, побороть "греховную природу", перестрадать, и тогда комфорт материальный не развратит его. В противном случае, даже из Рая человечество сотворит свой личный ад.


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктория Черемухина:
Дорогами Антония Великого
17/30 января - память преподобного Антония Великого (356 г.)
30.01.2009
Путь от меча до храма
Роман Елены Хаецкой о Бертране де Борне
14.06.2008
Под Покровом Божией Матери
Паломничество в Покрово-Тервинический женский монастырь
13.10.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Новый комментарий от Серёга Чудиса
07.04.2019
Мой друг Сергей Юкин
Новый комментарий от Григорий Иванович
07.04.2019
Маловерие
Новый комментарий от _Ольга_
07.04.2019