Искушение чудом

0
286
Время на чтение 3 минуты
Есть книги, которые нужно прочесть вовремя. Тогда они станут толчком, этапом, ступенью. "Пандем" Сергея и Марины Дяченко - из таких.

Раньше срока эта книга будет - не понята и бесполезна.

Позже, - интересна, но не обязательна. В "Пандеме" на уровне идей нет ничего такого, что нельзя прочесть в уже написанной богословской и философской литературе.

Если бы я прочла "Пандем" в свои 17-18-19, когда мучительно искала ответы на наивные, но важные для меня вопросы: "Если есть Бог, то почему он мне не отвечает, когда я к нему обращаюсь? Он не всеведущ? Или Он не любит меня? Если есть Бог, то почему есть зло? Разве нет другого пути к спасению, кроме страдания? Почему Бог не сделает всех добрыми? Свобода воли? Но люди-то злы от неведения, если им объяснить..."

Если бы ТОГДА я прочла "Пандем", то, пожалуй, всё бы встало на свои места, и ответы бы нашлись гораздо скорее. Жаль, что тогда он ещё не был написан.

В "Пандеме" нет лёгкости. Надо продираться сквозь словесные дебри. Нет прозрачности стиля и стройного, логически завешённого сюжета, многие из его ниточек - не обрываются, а просто уходят в никуда.

Хотя издатели снабдили обложку книги пометкой "фэнтэзи", по жанру это антиутопия. Но не социальная, а теософская.

Уже на 30 странице становится очевидно, что эта книга родилась из умозрительного предположения - а чтобы было, если бы после грехопадения Господь не отстранился бы от человека и по-прежнему беседовал бы с ним почти на равных, и не стал бы изгонять его из рая, и не дал бы человеку познать страдание.

Итак, в недалёком будущем в мире появляется существо, обладающее "таким комплексом свойств: всеведение, вездесущесть и всемогущество". Это существо называет себя Пандем, и общается с людьми напрямую, при помощи мыслей (некоторым, правда, является во плоти), и любит не только человечество, но и каждого человека в отдельности. Пандем избавляет человечество от болезней, от несчастных случаев, от глупых смертей. Пандем с каждым ведёт разговор по душам. Он "оправдывал слабости и внушал надежду, желание быть лучше".

И - срабатывает. Человечество становится счастливым и делает большой рывок вперёд. Исчезают преступления - и тормозом для преступника становится то, что Пандем наблюдает за ними постоянно, видит не только их поступки, но и каждую чёрную мысль. Исчезают бездельники - в ситуации, когда работать не обязательно в них пробуждается естественная любознательность и тяга к творчеству - не без влияния разговоров с Пандемом. Пандем советует, убеждает, но ни в чём не нарушает свободы воли людей.

Однако рождаются дети, и вырастает поколение, не знавшее страдания и одиночества, не помнящее о смерти, не знающее, что такое преодоление. Они становятся фамильярны с Пандемом. Они требуют вместо того, чтобы просить. И проклинают его, если он не выполняет их желаний. Созданы все условия для творчества - но подлинного искусства не рождается, и произведения поколения "детей Пандема" оказываются поделками "скучающих посредственностей". Люди отдаляются друг от друга - у каждого есть личный собеседник, самый понимающий, самый всепрощающий. Им становиться сложно общаться с теми, кто не видит их мыслей. Однако внешне мир, находящийся "в кармане у Пандема" выглядит пока вполне благополучным. "Человек, это тот, кто обладает волей", - говорит Пандем. Но у людей "атрофируется желание и возможность принимать решения и вообще чего-то хотеть".

Появляется третье поколение детей в этом рае на земле. Родители - первые "дети Пандема" за них спокойны, они их рожают без мук и отпускают жить своей жизнью. "Или ты думаешь, что сможешь воспитать её лучше, чем Пандем?" - удивляется один из героев, когда отец из поколения "допандемных" упрекает его в невнимании к двухлетней дочери. Но воспитание Пандема не идёт в прок. Он рассказывает детям, что хорошо, что плохо, но добро, зло и сострадания так и остаются для них пустыми понятиями. "Пандем велел сказать, что я вас обоих люблю", - с детской наивностью передаёт маленькая Юлька, но чувствует ли она любовь на самом деле остаётся загадкой. Эти дети вырастают существами, сочетающими в себе агрессивность отсутствие воли. Их возбуждает смерть и боль. Чужие смерть и боль. Они убивают животных - не для пропитания или из самозащиты, а просто для любопытства. Они бы убивали и друг друга, но не получается.

Пандем покидает этот мир. Заканчивается "искушение чудом". Нет медицины, нет полиции, нет государства - их функции брал на себя Пандем. Человечество погружается в хаос и анархию. Одни впадают в глубокую депрессию от царапины на коленке и не могут терпеть малейшей боли, другие развлекаются тем, что убивают и смотрят, как красиво разлетаются капли крови, насилуют, взрывают, жгут. Здесь есть очень жесткие, жестокие страницы, но они оправданы - так авторы задают систему координат добра и зла.

"Великими страданиями надлежит вам войти в Царство Божие... Эти строки отражают реалии духовного роста, "учебником" которого и является Библия", - говорит один из героев романа, священник о. Георгий. Эта давно известная истина становиться одним из лейтмотивов "Пандема". Человек должен возрасти духовно, побороть "греховную природу", перестрадать, и тогда комфорт материальный не развратит его. В противном случае, даже из Рая человечество сотворит свой личный ад.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктория Черемухина
Дорогами Антония Великого
17/30 января - память преподобного Антония Великого (356 г.)
30.01.2009
Путь от меча до храма
Роман Елены Хаецкой о Бертране де Борне
14.06.2008
Под Покровом Божией Матери
Паломничество в Покрово-Тервинический женский монастырь
13.10.2006
Все статьи Виктория Черемухина
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06