Почему?
Потому что монархия ведет свое установление и устроение от Самого Бога: "Мною цари царствуют..." (Притч.8,15); "Он (Бог) изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей". "Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу Своего вседержительства - царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, царя наследственного". Митрополит Московский Филарет (Дроздов)
Особое значение имеет для нас, конечно, монархия христианская, о которой и идет речь в данной статье.
"Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах" Свт. Димитрий Ростовский
На христианском Царе чрез помазание, согласно Православному Учению, почивает Дух Господень. Православный Царь есть, по мнению свт. Иоанна Златоуста, свт.Феофана Затворника и других святых Отцов, тот библейский "Удерживающий" мир от хаоса и прихода антихриста. Даже мысль и упоминание о христианском вселенском Царе по-прежнему пугает врага человеческого спасения диавола, который продолжает придумывать всё новые и новые теории, порочащие саму идею православной монархии, причисляя её к разряду чисто юридических, а не вероучительных, исторически изживших себя, одиозных, несовместимых с демократией и т.д.
В 2004 году, когда с Божьей помощью была мною написана и издана в Санкт-Петербурге книга "Благословенно Царство" (Церковные основы монархической идеи в России), гидра постсоветского антимонархизма лишь начинала возрастать и её нелепые, с точки зрения традиционного русского православия, наукоподобные концепции не находили ещё широкого распространения. Однако за последних года ситуация существенно изменилась, чему во многом способствовал всепроникающий и разрушающий все нравственные устои дух западного либерализма, все более завоевывающий свои позиции в России. Антимонархизм за последнее время консолидировался, окреп, осмелел и через своих адептов перешел в решительное и наглое наступление. Заметно укрепился антимонархизм свои позиции и в современном Православии. В ход пошли новые прореспубликанские доктрины, "открытия" в Библейских текстах, где современные богословствующие ухитрились найти даже возвышенные слова о республиканском строе (Первая книга Маккавейская). Царскую же власть стали трактовать часто открыто, как "греховную", что нашло отражение даже в новых учебных пособиях для воскресных школ, составленных по современному протестантскому образцу со схемами и ответами на вопросы, где, к примеру, правильным ответом на вопрос о грехе израильского народа пред Богом есть единственный ответ "о желание израильтян иметь царя". Вот так, с детских лет, в сознание ребенка и отложится понятие о Царской власти, как греховной и мерзкой пред Богом, а следовательно, и неприемлемой для истинных христиан (имею ввиду трактовку библейских текстов 1Цар.гл.8). И ни слова нет в том учебном пособии по изучению Ветхого Завета о том, что грех-то заключался вовсе не в желание израильского народа иметь царя, а в отступление от Бога. Но саму Царскую власть Господь подтвердил и освятил Своим помазанием.
И с момента помазания Сам Дух Господень стал почивать на царях (1Цар.6: 11-13)
Именно об этом свидетельствует нам и Слово Божие.
Активная антимонархическая деятельность современных ревизионистов святоотеческого наследия привела к тому, что ныне фактически уже слеплен даже некий антимонархический штамп-катехизис, кочующий теперь из одной печатной статьи в другую. Вот и на форуме "Русской линии" некий "р.Б.Дмитрий" выбросил домашнюю заготовку подобного типа, критикуя монархическую форму правления и пытаясь доказать воистину недоказуемое: что ряд святых Отцов были, якобы, антимонархистами. Как вам это нравится!?
Широко ввели в оборот наши российские антимонархисты и новые ярлыки, типа "царебожие" или "кесарепапизм". Впрочем, термины эти по сути не новы, но смысл в них вкладывается теперь иной. Наподобие термина "патриотизм", превратившегося чуть ли не в форму нарицательного значения, которая воспринимается многими обывателями чуть ли не со страхом и трепетом...
В каждом, даже здравом и богоугодном явление, бывают, конечно же, свои крайности и изъяны, но нельзя же из всех монархистов делать маргиналов и царепапистов.
Вообще говорить и писать о достоинствах православной монархии в последние годы стало явно не модно и не престижно. Особенно на официальном церковном уровне.
Понятно, не хочется портить отношения со светской властью, за которой пристально следит незримая Хазария, мгновенно отслеживающая нежелательные для неё информационные направления, вплоть до мелких нюансов и тенденций.
Как-то разом вдруг исчезли авторы священнослужители, ранее писавшие на тему о монархии и освящавшие ее несомненные достоинства в духе святорусских традиций.
Я уже не говорю о наших глубокочтимых архиереях. Последний российский архипастырь, открыто говоривший и писавший доброе и правдивое слово о православной монархии был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Вот, к примеру, выдержки из некоторых его статей о монархии:
"Не подлежит сомнению, что самодержавие - наилучший государственный строй из всех известных человечеству, строй в котором Церковь находилась под непосредственным покровительством государства".
"Именно монархия является оптимальной, исторически опробованной, естественной формой государственного бытия российской цивилизации".
Казалось бы лучше и не скажешь. А если сюда добавить несколько десятков высказываний на туже тему таких столпов Православия, как святители Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Макарий (Невский), Андроник (Никольский), Никон (Рождественский), Серафим (Соболев), Иннокентий (Борисов), св. прав.Иоанн Кронштадтский, то казалось, бы и места для споров на тему о предпочтительности для России государственного строя не должно быть (этот же акцент о предпочтительности монархии пред республиканской формой ранее был отмечен и в социальной концепции РПЦ, но ныне, боюсь, что и это положение мы уже там не найдем, как не находим часто высказываний перечисленных выше святых Отцов во вновь издаваемых книгах наших уважаемых православных издательств. Воистину: "o tempora! o mores!"
И лишь исключительно немногие, тем не менее, глубоко чтимые среди православных, подлинные Отцы наших последних времен продолжают непоколебимо оставаться на твердых монархических позициях, не поддаваясь на конъюнктуры времени и века сего.
К примеру, всегда ясную и четкую позицию по царской теме, сталинской лжемонархии, современным богословским искажениям занимает архимандрит Рафаил (Карелин). Дай Бог ему здравия в Новом году и многая и благая лета!
Но подобных ему ныне, к сожалению, единицы... Быть может, вы поправите меня в этом смелом утверждении.
Оружие современных антимонархистов, как я уже отмечал выше - это ревизия, прежде всего, святоотеческого наследия. Ибо именно они, святые Отцы, всегда были и будут для нас наивысшим авторитетом, мерилом всего истинно православного и евангельского.
Другой способ - это замалчивание невыгодных для них текстов. Оттого едва ли в продаже вы найдете сегодня сочинения многих наших священнослужителей, активно участвовавших в русском монархическом движение, включая черносотенное.
Третье оружие - изъятие из печатных текстов неугодных слов. К примеру, в современных изданиях св. прав. Иоанна Кронштадтского нередко изымают все его фразы, касающиеся иудейства и монархии. Странная избирательность, не правда ли?
С большим трудом пробивают себе путь к издательствам в России наши прекрасные поэты монархисты, такие как Сергей Бехтеев и Владимир Петрушевский.
Глубоко убежден, что к теме монархии Россия еще не раз вернется. Многие шаги Путин, будучи президентом, строил, исходя именно из монархических принципов. Даже свое вступление в президенты он обставлял неким подобием венчания на Царство христианского Царя, благословляясь на служение Патриархом Московским и Всея Руси.
Именно эта, пусть закамуфлированная демократической лексикой, но все же имеющая место державная позиция, так раздражает Запад и порождает их весьма обоснованное подозрение в отношение истинных целей наших нынешних правителей, касательно грядущих судеб России.
Антимонархизм в Православии, безусловно, обречен на поражение, ибо Богопротивен, а бунт против Бога заканчивается, как мы знаем, всегда плачевно.
Тем не менее, следует признаться, что монархическая идея ныне еще очень далека от сознания и души нашего многострадального народа.
И как писал Сергей Бехтеев, видимо, "не зажглось еще пламя святого огня в буйном сердце восставших рабов", "не настала ещё молодая весна, не растаял над безднами лёд".
С глубокой верой в торжество православной монархической идеи,
Владимир Невярович,
Директор Бехтеевского Фонда.