То, что происходит сейчас, далеко не случайно. Десятки лет существуют непризнанные квазигосударства, вроде Северной Республики Кипр без всякого признания. Зачем же Соединенным Штатам и некоторым государствам Евросоюза спешить легализовывать это квазигосударство сейчас, идти на обострение международной обстановки, рисковать вызвать конфликт почти в центре Европы? Тому существует несколько причин.
Во-первых администрации Буша так и не удалось завершить ни один конфликт, который она развязала - ни в Ираке, ни в Афганистане, поэтому хотя бы в Косово перед концом президентского срока необходимо создать иллюзию завершенности, так сказать - зачистки. То, что в результате этой зачистки могут погибнуть тысячи людей и сотни культурных памятников, за океаном никого не волнует: когда американские власти и военные щадили чужие жизни и святыни - в Дрездене, в Хиросиме, во Вьетнаме? Или в той же Сербии в 1999 году, когда слали бомбы с надписью: "Счастливой Пасхи". Во-вторых - это возможность вытереть ноги об Россию, в очередной раз доказать ее беспомощность и бессилие. Вдумаемся: провозглашение независимости откладывалось из-за выборов в Сербии, но подождать с выборами в Российской Федерации почему-то не захотели. Вероятно в Вашингтоне и Брюсселе сочли, что как и прежде, от России не придется ждать ничего серьезного кроме призывов к соблюдению международного права. В третьих, то, что сейчас происходит - сознательный слом Ялтинской системы, всей системы международной безопасности, сложившейся после Второй Мировой войны и установление Нового Мирового порядка, под которым никто ни в чем не может (и не должен) быть уверен. Здесь не работают никакие правила, никакие законы, в любой момент они могут быть изменены согласно желанию Главного Игрока (или Главного Шулера). А те правила, что применяются, могут быть с двойным или даже тройным дном: что не прощается одним народам (скажем - сербам), то должно быть прощено албанцам. Впрочем, в этом порядке в конечном счете нет выигравших, есть одни проигравшие. Албанцы, провозгласившие независимость, радуются совершенно напрасно: с течением времени их полупатриархальному-полумафиозному обществу в Евросоюзе рано или поздно настанет конец. Но самое главное, в этом Новом порядке нет места ни суверенному государству, ни традиционному обществу, ни нормальной семье. Это - мир электронного концлагеря, где сопротивление будет свирепо подавляться. Как? За примерами далеко ходить не надо.
Все, что сейчас говорится российскими властями относительно попрания международного права - справедливо В одном хотелось бы им возразить.
Косово действительно уникальный случай. Именно поэтому оно не должно быть признано. Впервые за послевоенную историю провозглашается независимость квазигосударства, появившегося в результате неспровоцированной агрессии ряда европейских стран, входящих в блок НАТО против мирного государства - члена ООН, без санкции Совета Безопасности, без какой-либо законодательной основы. В настоящее время это квазигосударство в основном существует за счет наркотрафика и работорговли. И тем не менее солидные, респектабельные государства вроде США и Великобритании признают их и назначают туда послов.
Однако, правовая риторика, не подкрепленная силой, выглядит просто беспомощно. Невольно вспоминаются кадры из фильма "Холодное лето 1953 года", когда вооруженные бандиты идут на корабль, а старик-капитан кричит в рупор: "Проход на государственный объект запрещен". США и прочие государства - члены НАТО сделали ставку на силу и вместе с шекспировским героем Ричардом III могли бы сказать: "Кулак нам - совесть и закон нам - меч".
И этой корыстной, безсовестной силе необходимо противопоставить силу нравственную и разумную, и не только моральную, но и физическую.
Всем нам стоит вспомнить стихи Гете:
Жизни годы
Прошли не даром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за ними в бой.
Именно сейчас мы сталкиваемся с таким ключевым случаем, когда все силы надлежит бросить не просто на сохранение чести и достоинства нашей страны, не только на сохранение международного права и жизни десятков тысяч косовских сербов - наших собратьев, но на сохранение самого бытия России как великой державы и просто государства.
Во-первых, демонстрация беспомощности в настоящее время непростительна. Дряхлого льва всегда пинают. Разговоры об экономической мощи России просто смешны, если она не умеет защищать эту мощь и своих союзников.
Во-вторых, бывшая Югославия, а теперь и Сербия - полигон, где апробируются технологии для расчленения и уничтожения многонациональных государств. Эти технологии подразумевают провоцирование национальных конфликтов, подкуп правящих и интеллектуальных элит, экономическую блокаду, провоцирование т.н. "бархатных революций", окружение враждебного государства базами, а при необходимости - прямая военная интервенцию с захватом части территории, а в дальнейшем и полное уничтожение государства и включение его обломков в наднациональные и надгосударственные структуры с полным уничтожением их государственного и культурного суверенитета. Пример бывшей Югославии показывает это со школьной наглядностью: вначале в ней провоцировали межнациональные конфликты, затем были быстро признаны отделившиеся республики - Хорватия, Словения, Македония, Босния. А когда боснийские сербы не признали этого разделения и взялись за оружие, чтобы спастись от поголовного истребления, их сделали преступниками в глазах международного сообщества и бомбежками заставили жить в чужом для них государстве Босния. При этом проводилась политика двойных стандартов: раздувались правонарушения сербов, но закрывались глаза на явные преступления боснийских мусульман и хорватов.
Затем провоцируется конфликт в Косово, финансируется и вооружается из доходов за наркотики сепаратистская Армия Освобождения Косова, которая наполовину захватывает край и начинает изгонять сербов. После того как сербская полиция и армия усмиряют сепаратистов, Сербию начинают шантажировать, требуя передачи края под международный контроль, а когда шантаж не достигает цели, следуют варварские бомбардировки, после которых Косово оказывается формально под властью ООН, на самом деле - под властью албанской мафии (1999). Затем происходит "оранжевая революция" (2000), после которой страна меняет свое название (2002), а затем от нее в результате манипуляций с референдумом отделяется Черногория (2006). Наконец, провозглашается независимость Косово, после чего может последовать насильственное отделение Воеводины - автономного края на севере Сербии.
При этом все договоренности девальвируются и дезавуируются на последующем этапе. В Дейтоне (1995) президенту Сербии Слободану Милошевичу обещали территориальную целостность Сербии. Затем потребовали Косово, обещая сохранение у власти в случае покорности. А затем - произошла оранжевая революция, арест Милошевича и его гибель в Гаагской тюрьме.
Теперь сравним с тем, что происходило у нас. Вначале, в 1991 году, разваливается СССР при активной помощи ЦРУ и иных западных спецслужб. Затем завязывается кровавый чеченский конфликт, на поддержание которого обильным потоком шли деньги и оружие из США и Великобритании. Под его аккомпанемент в НАТО вначале принимается ряд бывших соцстран (1999), а в 2003 г. бывшие прибалтийские республики.
Еще до этого в 2001 г. организуются базы США в Средней Азии, якобы для борьбы с моджахедами, а сейчас - третий противоракетный район в Европе. Неоднократно предпринимались попытки совершить "оранжевую революцию" - на деньги Березовского и Ходорковского, сейчас - под руководством Касьянова и Каспарова. При этом нам все время что-то обещали, но устно, без галстуков. В начале девяностых нас уверяли, что бывшие соцстраны никогда не войдут в НАТО, затем в 1997 г., что все советские республики останутся нейтральными. За американские базы в Средней Азии и вывод российских баз с Кубы и Вьетнама обещали членство в ВТО, до сих пор мы туда не вступили.
Сейчас на повестке дня - вступление в НАТО Украины и Грузии. Что оно означает для России со стратегической точки зрения - понятно: окончательный развал Черноморского флота, либо его блокирование и быстрый и неизбежный военный разгром РФ в случае военного конфликта.
Мы видим, что сценарий не так сложен: вначале союз или союзное государство разваливается, затем создаются базы на территории сопредельного государства, бывшего члена союза, затем блок НАТО вмешивается в этнический конфликт и окончательно добивает остаточное государственное образование (Сербию, или Россию). Может наступить момент, когда и ядерное оружие не поможет (особенно после того, как Америка создаст систему противоракетной обороны). И в этом случае участь российской элиты будет незавидной: ей припомнят все, в том числе и Чечню и посадят на скамью Гаагского трибунала, как Милошевича. Стоит вспомнить призывы западной прессы объявить генерала Владимира Шаманова военным преступником и изображения президента В.В.Путина с окровавленными клыками.
И поэтому Сербия является предпольем к России и ее надлежит всячески поддерживать, и не только дипломатически. К сожалению, очень многое упущено в результате многолетней оппортунистической политики в югославском вопросе, направленной на ублажение западных интересов. Российское руководство слишком поспешно смирилось с распадением Югославии, довольно быстро признало новые государства на ее развалинах. Россия послушно проголосовала за режим международных санкций и исправно его выполняла в течение многих лет. Российское руководство не признало Республику Сербскую в Боснии, что в определенной степени способствовало эскалации конфликта. Во время августовской трагедии 1995 года - гибели Сербской Краины - с российской стороны не было сделано ничего для реальной помощи сербскому населению, подвергшемуся геноциду. Решения о сентябрьских бомбежках сербских позиций 1995 года принималось Советом Безопасности ООН с санкции России. Дейтонское соглашение декабря 1995 года, грубо проигнорировавшее законные национальные интересы боснийских сербов, - во многом результат оппортунистической политики российского МИД а и деятельности "демократа" Андрея Козырева - символа политического предательства. Вспоминаются демонстрации сербов в 1995 году у российского посольства, они закидывали его... булками. Действительно, за чечевичную похлебку ради торговых интересов, западных кредитов, которые все равно придется рано или поздно отдавать, ради виртуальных выгод, мы теряли лицо, предавали подлинные национальные интересы и продавали традиционных союзников, веривших нам, несмотря на все предательства.
Сравним это с тем, как вела себя Российская империя в сходных обстоятельствах: добровольческое движение и демарш 1876 года, русско-турецкая война 1877 г., наконец - 1914 год, вступление в Первую Мировую из-за Сербии. Как говорил епископ Николай Велимирович: "Сербский народ никогда не забудет подвига царя-мученика, который прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; Еще один Лазарь, еще одно Косово!" И нам станет видно, насколько мы нравственно опустились по сравнению с нашими предками. Существует расхожий миф, согласно которому нас в 1914 году якобы подставили сербы. Это не так: на самом деле нас и сербов втянула в Первую Мировую войну английская разведка и дипломатия, которая организовала Сараевское покушение, а потом держала паузу, пока ведущие европейские страны не втянулись в конфликт.
И даже после того, как в МИД пришел Е.М.Примаков, гораздо более принципиальный и порядочный, чем его предшественник, политика в Югославском вопросе, которая стала более благоприятной для Югославии, характеризовалась нерешительностью, половинчатостью и зависимостью от западных интересов... Даже когда российские официальные лица протестовали против бомбежек, они не подкрепляли свои слова никакими реальными доводами и гарантиями. И после окончания войны 1999 года, к сожалению, был допущен целый ряд ошибочных решений - в частности вывод российского миротворческого контингента из Боснии и Косова. Тем самым мы лишились реальных рычагов влияния в регионе и оставляли на произвол судьбы своих собратьев-сербов, беззащитных против албанского террора. И подобная беспомощность только раззадоривала НАТО в его расширении на Восток - новом Drang nach Osten.
Однако, ситуацию еще можно спасти в том случае, если Россия проявит политическую волю по возвращению в Балканский регион. Если страны Евросоюза против всяких законов посылают свою миссию в Косово, то почему Россия, постоянный член Совета Безопасности, не может сделать то же самое? Присутствие российских миротворцев в Косовском крае будет реально способствовать стабилизации ситуации и защите сербских жителей края. Кроме того, появление кораблей Военно-Морского Флота России в водах Средиземного моря и Адриатики не только будет способствовать росту влияния и престижа России, но, возможно, поможет возвращению косовского кризиса в правовое русло. Россия может позволить себе и более жесткие шаги: объявить, что в случае обращения правительства Сербии она окажет ему всю возможную военно-техническую помощь. Перспектива встречи с новейшей российской техникой охладила бы головы тех, кто планирует начать военную кампанию против Сербии в случае ее упорства в косовском вопросе. При этом Россия не теряет ничего: США и НАТО уважает только силу и не трогают тех, за кем она стоит. В 1962 году во время Карибского кризиса советское руководство проявило политическую волю и добилось успеха в казалось бы самом безнадежном положении - при блокаде Кубы и соотношении по ядерным боеголовкам один к десяти. Сейчас положение несколько более благоприятное для нас, чем сорок пять лет тому назад, по крайней мере - по силам ядерного сдерживания.
Однако, начинать сопротивление надо сейчас, пока Россия не оказалась в кольце военных баз НАТО и США, пока вокруг нее не выстроена система ПРО, пока ее ближайшие соседи - Украина и Грузия не вступили в НАТО. Достаточно и того, что в НАТО оказались страны Балтии и тем самым по сути дела заперли Россию в Финском заливе, блокировали Балтийский флот, отрезали от России Калининградскую область и составили прямую и непосредственную угрозу Санкт-Петербургу и всему Северо-Западу. В случае, если в НАТО войдет Украина, мы получим нечто подобное линии фронта в сентябре 1941 году, или границе Советской России по Брестскому миру. Тогда Москва окажется под непосредственным ударом НАТОвских войск.
Только с помощью жесткой и принципиальной политики мы можем уберечь мир от сползания к третьей мировой войне и сдержать натиск США и НАТО на Россию.
ВАСИЛИК Владимир Владимирович, диакон, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского госуниверситета