Американцы к крещению идут весьма охотно,
крестилось без мала тысяч семь
Cв.преп.Герман Аляскинский, 1795г.
30 марта этого года исполнилось 140 лет со дня продажи Соединенным Штатам Америки единственной заморской территории России, называемой современниками Русской Америкой, а ныне более известной как самый северный штат Соединенных Штатов - Аляска. Дата, конечно, не очень круглая, да и энтузиазма особого не вызывающая у русских патриотов. И тем не менее, уроки, которые мы можем извлечь из этой истории, достаточно поучительны и, как кажется автору, могут быть полезны для поиска решений некоторых наших насущных национальных проблем. Поэтому прошу внимания у благосклонного читателя.
1. Краткая история Русской Америки
Эпоха великих географических открытий в России вылилась в основном в расширение русского государства на Восток. В конце XVI века во времена Иоанна Грозного походами Ермака началось освоение Сибири. После покорения Сибирского ханства Кучума на огромном просторанстве открывшихся земель русские не встретили какой-либо сложившейся государственности. Местные племена, как правило, предпочитали добровольно подчиняться власти Русского царя взамен на гарантии защиты от внешних врагов. Уже к середине ХVII века русские землепроходцы достигли Тихоокеанского побережья Азии, а атаман Семен Дежнев обнаружил, что до Америки можно добраться только морем. Последовавшее затем освоение Дальнего Востока в первой половине XVIII века завершилось открытием Русской Америки Витусом (в крещении Иван Ивановичем) Берингом со стороны Тихого океана. Это открытие стоило жизни командору Российского флота, упокоившемуся на островах, названных в его честь Командорскими. С 1740-х годов начались промышленные плавания русских купцов и мореходов в эти края. К началу XIX века на Дальнем Востоке возникли поселения, игравшие роль центров русской государственности.
По мере продвижения на восток русские заселяли Алеутские острова и побережье Северной Америки. Григория Ивановича Шелихова, основавшего первое русское поселение в Америке на острове Кадьяк в 1784 году, современники называли русским Колумбом. Однако в отличие от великого испанца Шелихов начинал освоение новых земель не с резни местного населения, а с устройства школ для туземцев. На американском континенте Григорий Иванович мечтал основать большую русскую колонию - "Славороссию". Но этим планам не суждено было осуществиться из-за его скоропостижной смерти в 1795 г. в возрасте сорока восьми лет. Тем не менее, Шелихов успел организовать Российско-Американскую Компанию (РАК), которая получила от Императора Павла I монополию на торгово-промысловую деятельность в Северо-Западной Америке и на управление новыми территориями. Компания была объявлена находящейся под "высочайшим покровительством" и вскоре акционарами компании стали Император Александр I, великие князья и крупные государственные деятели. Одним из первых директоров компании был граф Николай Петрович Резанов, история любви которого и дочери коменданта крепости Сан-Франциско легла в основу известного мюзикла "Юнона и Авось" [1]. РАК способствовала и освоению новых земель и решению территориальных вопросов и исполняла представительскую роль от имени Российской Империи на Дальнем Востоке.
В 1795 году РАК назначила Главным правителем Русской Америки соратника Шелихова каргопольского купца и "иркутского гостя" Александра Андреевича Баранова. В 1804 году Баранов основал на о. Ситка столицу Русской Америки Ново-Архангельск (ныне г. Ситка на о. Баранов). К концу его правления в 1818 году в Америке было построено 24 опорных пункта для промысла морского зверя и торговли с аборигенами, в том числе Форт-Росс в Калифорнии, снабжавший русское население пшеницей. Также им были приобретены земли на Гавайских островах. Общая площадь территорий, освоенных русскими за 70 лет, достигла 10% территории современных США.
РАК организовала около 15 кругосветных экспедиций и примерно столько же полукругосветных. Наиболее известное из них - первое кругосветное путешествеие под русским флагом под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна в 1803-1805 годах. Суда Русско-американской компании водили военные моряки, а их служба в компании засчитывалась как служба в военно-морском флоте. РАК фактически осуществляла внешнюю политику российского правительства на Дальнем Востоке и в Русской Америке и даже получила право выпускать собственную валюту - кожаные "марки" достоинством от 25 копеек до 10 руб. - для употребления в Америке. В 1860 г. компания имела шесть отделов: Ситкинский, Кодьякский, Северный (или Михайловский), Уналашкинский, Атхинский и Курильский.
Заслуги русских в освоении Америки признаются современными американцами. И об этом свидетельствует не только топонимика: остров Баранова, Русская речка, города Санкт-Петербург (Флорида) и Москва (Айдахо). Материальным свидетельством тому служит, например, тот факт, что крепость Форт Росс ныне восстановлена как исторический парк. Ежегодно в последнюю субботу июля там отмечается "День Живой Истории", который по-существу является праздником русской культуры и предметом гордости потомков русских переселенцев. 23 сентября 1993 года Форт Росс посетил Патриарх Всея Руси Алексий II. Свои фестивали там устраивают русские эмигрантские организации вроде Конгресса Русских Американцев [2].
2. Причины продажи заморских территорий
В целом деятельность РАК значительно способствовала закреплению России на Тихом океане. Однако, несмотря на все усилия администрации и поддержку со стороны правительства, к середине XIX века РАК не удалось привлечь для заселения своих колоний достаточное количество русских людей для того, чтобы считать свое присутствие в Америке безопасным. Путешествие из Русской Америки в столицу Империи в то время занимало год и было сопряжено со значительным риском для жизни. Это нам показывает история жизни первопроходцев Шелихова, Баранова, Резанова, умерших по пути домой в Россию. (Можно только догадываться, сколько же менее известных землепроходцев сложили свои головы во славу России!). Но самая главная неприятность заключалась в том, что заморские территории России оказались в непосредственном контакте с владениями британской короны в Канаде. Напряженные отношения России с Великобританией во второй половине XIX века (вспомним хотя бы Крымскую войну) делало риск открытого конфликта достаточно большим. А отсутствие военного флота на Тихом океане не позволило бы в случае такого конфликта защитить Русскую Америку от английского флота.
В сентябре 1841 года российский вице-консул в Сан-Франциско Петр Степанович Костромитинов подписал соглашение о продаже селения Росс на калифорнийском побережье американцу Джону Саттеру. В 1850 году после присоединения Калифорнии к США русская колония в районе Форта Росс окончательно прекратила свое существование. С 1854 г. начались переговоры о возможности США купить Русскую Америку. Наконец, в период правления Александра II 18 (30) марта 1867 г. был подписан договор о продаже Российской Империей своих американских территорий США за 7,2 млн. долл. (ок. 11 млн. руб.). Отказавшись от Русской Америки, правительство Александра II не только сняло угрозу прямого вооруженного конфликта с Англией, но и способствовало укреплению добрых отношений со США. Кстати говоря, через 20 лет, мудрость решения о продаже Аляски была подтверждена тем, что вооруженный конфликт все же состоялся, но уже в Средней Азии, когда российская граница вошла в контакт с территориями, контролируемыми англичанами. Однако там британский флот был бесполезен, и спровоцированная Лондоном война России с Афганистаном 1884-1885 гг. быстро завершилась блестящей победой русских войск под командованием генерала Александра Виссарионовича Комарова на Кушке. Установленная после этого русско-английской комиссией пограничная линия между Россией и Афганистаном осталась неизменной вплоть до наших дней.
3. Американская Аляска
После присоединения Русской Америки к Соединенным Штатам, новые, теперь уже американские, территории на континенте получили название Аляска.
В 1890х на Аляске и прилегающей канадской территории Юкон было найдено самородное золото и это открытие привлекло туда тысячи искателей удачи, вызвав невероятный ажиотаж во всем мире. "Золотая лихорадка" стала темой блестящих рассказов Джека Лондона и знаменитого фильма Чарли Чаплина. Кустарная технология добычи самородного золота быстро истощала легкодоступные месторождения, а индустриальная технология была недоступна индивидуальным старателям. Золотая лихорадка вскоре спала, но дело было сделано - на землях бывшей Русской Америки появилось постоянное белое население, обслуживавшее индустриальные прииски и постепенно развивавшие транспортную инфраструктуру. Это способствовало дальнейшему освоению Аляски, а золотодобыча долгое время оставалась главным источником доходов Аляски.
Жизнь Аляски изменилась радикально с открытием залежей нефти в 1968 году. Освоение нефтяных богатств вывело Аляску на 3-е место в США по валовому продукту в денежном исчислении на душу населения штата ($60,079 в 2005 году). Бурное экономическое развитие Аляски потребовало быстрого решения демографической проблемы, так хорошо знакомой в России, в особенности на Дальнем Востоке и в Сибири.
На Аляске, так же как и у нас на Дальнем Востоке, молодежь стремится переехать в центральные районы страны. Также наблюдается эффект "вымывания мозгов", когда наиболее квалифицированные кадры, достигнув определенного успеха в своей карьере, покидают штат в поисках более благоприятных условий жизни. Так же как и у нас, на Аляске остро стоит проблема алкоголизма, наркомании и высокой вероятности самоубийств. Руководство штата постоянно работает над решением этих проблем. И здесь есть, чему поучиться.
Один из эффективных способов, применяемых на Аляска для привлечения молодежи, заключается в развитии местного среднего и высшего специального образования. Университет Аляски имеет отделения практически во всех крупных городах Аляски. Кроме того, здесь действует сеть так называемого "дистанционного обучения", когда в удаленных населенных пунктах организаются телевизионные классы, которые транслируют лекции из университетских аудиторий. Широко развита система получения ученых степеней через Интернет. Поскольку университетское образование является платным и довольно дорогим (для местных студентов около 7 тыс. долларов в год, а для приезжих из других штатов - около 15 тыс. долларов в год для получения ученой степени мастера в течение 5-6 лет), большинство учащихся вынуждены брать ссуду в специальных студенческих фондах или банках. Льготные условия получения ссуды имеют те, кто после завершения образования остаётся работать на Аляске. Результатом образовательной политики Аляски стало то, что 43% населения Аляски имеют или получают специальное образование.
В 1976 году был также создан Постоянный Фонд Аляски, пополняемый за счет доходов от добычи и транспортировки нефти. В отличие от Российского Стабилизационного Фонда, этот Фонд не заморожен, но немедленно используется для решения насущных проблем. Начиная с 1984 года, дивиденты с этих средств ежегодно выплачиваются всем постоянным жителям Аляски. Величина выплат все время растет: так, в 1984 году она составляла $331.29 в год на человека, а к 2000 году выросла до $1963.86.
Практикуется также известная у нас система доплат и дополнительных льгот (таких как увеличенные отпуска, укороченный рабочий день и повышенные пенсии) за исполнение определенных работ.
Справедливости ради следует отметить, что в аляскинской глубинке цены на продукты питания и другие потребительские товары все ещё очень высоки по сравнению с крупными городами из-за относительно слаборазвитой транспортой инфраструктуры. Любопытно, что даже нынешняя столица Аляски - Джуно - имеет только воздушное сообщение со своим штатом и внешним миром. И тем не менее, все перечисленные выше меры в совокупности приводят к тому, что население штата постоянно растет на 70-80 тысяч человек в год в течении последних 30 лет! К 2000 году население Аляски достигло уже 626932 человек, из которых 75% были белые, а 19% - индейцы (в основном алеуты). Плотность населения Аляски всё ещё остается низкой - примерно 0.42 человека на квадратный километр (для сравнения скажем, что плотность населения нашей Сибири составляет в среднем примерно 3 человека на квадратный километр). Однако динамика роста численности населения впечатляет.
4. Русский вклад в историю США
Русский народ может гордиться тем, что начал освоение дальнего Севера Америки и принес свет Православия на Американский континент ещё в XVIII веке. Этот факт способствовал как христианизации язычников Америки, так и привлечению туда русских эмигрантов в тяжелые времена лихолетья на родной земле. Мы не будем здесь распространяться о том, что русские сделали для материального и технического процветания Америки (интересующиеся этим вопросом могут обратиться к биографическому справочнику проф.Е.А.Александрова "Русские в Северной Америке" [3]), а обратим внимание читателя на более фундаментальные с нашей точки зрения вещи.
Одновременно с русскими промышленниками американские земли осваивали православные миссионеры. Первая Миссия Русской Православной Церкви была составлена в 1793 году из пяти монахов Валаамского монастыря году во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). По прибытию на о.Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников в Православную веру. Под руководством архимандрита, а потом епископа, Иоасафа Миссия находилась недолго: в 1799 году во время плавния между островами Преосвященный Иоасаф погиб вместе со своими спутниками. Обязанности начальника Миссии пришлось исполнять простому иноку Герману. Преподобного Германа хотели было посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом, оставаясь при этом духовным лидером Миссии.
Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Зять А.А. Баранова аристократ Семен Иванович Яновский, заменивший Баранова на посту Правителя Русской Америки в 1818 году, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но как большинство интеллигентов того времени к Христианству относился скептически, считая Православную веру пережитком прошлого. Преподобный Герман много беседовал с ним и подвигами своей праведной жизни заставлял задумываться о причинах силы его духа. Впоследствии С. И. Яновский признался: "Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином". Примечательно, что Яновский завершил свою жизнь монахом-схимником. Благотворное влияние праведного Германа испытали и многие другие его современники. Среди его крестников был Св. Мученик Петр Алеут [4], замученный иезуитами-фанатиками, но не променявший свою Православную веру на католическую.
В марте 1969 года Собор епископов Православной Церкви в Америке прославил преподобного Аляскинского инока Германа. Его мощи были перенесены с о.Еловый, который преп.Герман называл Новым Валаамом, на континент в собор Св. Архангела Михаила в г. Ситка (Ново-Архангельск). Там же ныне находится и замечательный образ Казанской Божией Матери - икона письма В.Л. Боровиковского, общепризнанная святыня Православной Аляски, известная в Русской Зарубежной Православной Церкви под именем "Ситкинской" иконы Божией Матери.
5. Православная Церковь после продажи Аляски
Статья 2 Соглашения относительно уступки Российского Имущества в Северной Америке между Его Величеством Императором Всероссийским и Соединенными Штатами Америки от 20 июня, 1867 года гласила [5]: "..понято и согласовано, что церкви, которые были встроены на уступленной Российским правительством территории, должны остаться владением управляющего Греческой Церкви Восточного обряда на территории, которого могут выбирать прихожане этих церквей". Однако в реальности с приходом американской администрации и уходом большинства русских алеуты испытали жесткое миссионерское давление со стороны протестантов. На Аляске был даже установлен памятник первому протестантскому миссионеру как принесшему свет Христианства в эти края (заметим, на 100 лет позже русских). Впрочем, настырное миссионерство протестантов имело неожиданный эффект - Православная вера была переосмыслена алеутами как национальная вера, наиболее полно отвечающая их идентичности, и с тех пор устойчиво присутствует на Аляске как вера аборигенов. Стараниями алеутов Аляска - наиболее православный штат США, где 10% населения - православные.
14 сентября 1898 епископом Алеутским и Аляскинским был поставлен епископ Люблинский (Польша) Тихон (Белавин), который уже с 1905 года именовался как архиепископ Алеутский и Северо-Американский. По его предложению, в 1905 Синод перенёс епископскую кафедру Русской Православной Церкви из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где его попечением был выстроен замечательный кафедральный Свято-Николаевский собор на Манхэттене, действующий и поныне как представительский собор Московского Патриархата. В епископство Тихона начался процесс массового перехода белых американцев из инославия в лоно Православия, что в конце конов привело к возникновению Православной Церкви Америки. При его деятельном участии начался перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты десятки новых храмов, включая знаменитый Свято-Троицкий собор в Чикаго. Для подготовки православных пастырей Свв. Тихон основал духовное училище в Кливленде и Духовную семинарию в Миннеаполисе - впоследствии именуемую Свято-Владимирской и находящуюся с 1983 в штате Нью-Йорк. В г. Скрантоне (Scranton, Pennsylvania), штат Пенсильвания, им был основан действующий и поныне Свято-Тихоновский монастырь, при котором устроена школа-приют для сирот.
В 1918 году в России было восстановлено патриаршество, и архиепископ Алеутский и Северо-Американский Тихон был избран Патриархом Московским и Всея Руси.
После 1917 года Православная церковь на Аляске стала частью Православной Церкви Америки. С 1970 г. Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Московского Патриархата. В настоящее время в состав Православной Церкви в Америке входят около 700 приходов, в которых подвизаются более миллиона (!) верующих и это число неуклонно растет. Присутствие Православия на Американском континенте в ХХ-м веке существенно провлияло на формирование русской диаспоры в Новом Свете.
6. Подвижники Русской Америки
Согласно Евангельской притче, добрый слуга, получив на хранение сокровища своего хозяина, приумножил их и тем заслужил его благодарность. Так и миссионерская деятельность Русской Церкви в Америке принесла свои добрые плоды не только Америке, но и самой Русской Православной Церкви. Миссинерские труды воспитали череду православных подвижников нового времени. Среди них были два Московских святителя: Свт. Иннокентий, служивший до занятия Московской кафедры в качестве архипастыря Чукотского, Анадырского и Алеутского и окормлявший при этом американские приходы, и Свт. Тихон, окормлявший православных Америки как архиепископ Алеутский и Северо-Американский.
Первым настоятелем Свято-Троицкого собора в Чикаго, освященного Свв.Тихоном, был Св. муч. о.Иоанн Кочуров. После возвращения в Россию о.Иоанн сподобился первым среди сонма новомучеников Российских принять мученический венец от большевиков в Царском Селе в первую неделю после Октябрьского переворота. Знаменательно, что именно в Чикагском Свято-Троицком соборе попечением протоиерея Американской Православной Церкви о.Сергия Гарклавса несколько десятков лет хранилась святыня русского народа - икона Тихвинской Божией Матери - вплоть до её триумфального возвращения во вновь восстановленный Тихвинский монастырь в 2004 году.
С воссоединением ветвей Русской Православной Церкви пополнился сонм праведников, составляющих крепость и славу нашей Церкви. Среди них по праву первое место принадлежит Свв. Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворецу, архиепископу РПЦЗ, подвижнику и великому молитвеннику, чьи нетленные мощи ныне почивают в Сан-Францисском соборе Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте. Свв. Иоанн был прославлен Русской Православной Церковью зарубежом в 1994 году.
На православном кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (по-русски Иордановка, штат Нью-Йорк) особым вниманием пользуется могила брата Иосифа (Хозе Муньос-Кортес) [6], принявшего мученическую кончину в 1997 году за чудотворный образ Божией Матери с Афона - мироточивую икону Иверская.
В Америке подвизался иеромонах о. Серафим (Роуз) автор замечательных просветительских публикаций, таких как "Православие и религия будущего", "Душа после смерти", основатель журналов "Православное слово" и "Русский паломник" и двух монастырей: мужского во имя Св. Прп. Германа Аляскинского и женского во имя Св. Блаж. Ксении Петербуржской в Северной Калифорнии - невероятно много сделавший для распростанения Православной веры среди таких же, каким был он сам, американцев.
Среди ныне живущих пастырей свет Православия ощутимо изливается от
- Митрополита Лавра (Шкурло), Первоиерарха Русской Православной Церкви зарубежом (РПЦЗ), чьими трудами в значительной степени восстановлено единство Русской Православной Церкви, и 40 лет хиротонии которого праздновали в этом, 2007, году;
- архиепископа Алипия (Гамановича) - замечательного иконописца, украсившего росписями и иконами не один храм Зарубежья, и составившего грамматику церковно-славянского языка, которой пользуются и в России, расписанный Владыкой собор Покрова Пресвятой Богородице в пригороде Чикаго Дез-Плэйнсе сугубо американская газета "Чикаго Трибюн" назвала "жемчужиной в короне Иллинойса";
- схиигумена Иоакима (Парра) - в конце 90-х пострадавшего за то, что исповедовал перед своей нью-йоркской англо-говорящей паствой необходимость и неизбежность воссоединения "белой" и "красной" ветвей Русской Православной Церкви.
Так что даже на каменистой почве семя, взращенное трудами праведников, прорастает. И русские, пожившие в США, могут подтвердить это так же, как и то, что видели Русскую Америку живой! [7]
7. Вместо заключения: урок, который надо повторить
История Русской Америки дает нам пример того, как в наше время практически на наших глазах свет Православия распространяется там, где, казалось бы, это стало уже невозможно. Для стороннего и непредвзятого наблюдателя становится очевидной внутренняя сила Веры Христовой. Мы воочию убеждаемся, что наши предки завещали нам Веру, которой покоряются все народы и языки. Многие наши соотечественники, в Новое Смутное время попавшие в США, стали христианами только потому, что были приняты в общины приходов РПЦЗ. Даже среди советских эмигрантов-евреев в Америке растет число крестившихся в Православие. Недавно на приснопамятном Брайтон-Бич в Нью-Йорке открылся один из крупнейших приходов Русской Православной Церкви зарубежом. Несомненно, что и процветание Аляски стало возможным по молитвам православных подвижников, подвизавшихся там, и народа, просвященного ими.
Для нас же на примере американской Аляски важно понять, что демографические проблемы лучше всего решать не с помощью чуждых стране гастарбайтеров, не заселяя нашу землю чужеземцами (см. недавнюю статью В.Сурина на Русской Линии), а с помощью своих же тружеников и подвижников, способствуя возвращению миллионов наших соотечественников из-за рубежа и, конечно, опираясь на свою великую моральную силу - Православие.
Ирония истории заключается в том, что в свое время американцы именно у русских учились, как надо строить новые города и обустраивать новые земли. Например, в 1904 году в статье, помещенной в The National Geographic Magazin, vol.15, pp.113-133 америкаский консул в Маньчжурии так описывал строительстве города Харбина русскими в Китае: "Одно из величайших достижений в городском строительстве, которое мир когда-либо видел, происходит сейчас в сердце Маньчжурии". Пришла пора вспомнить, что мы это делали и в Маньчжурии и на Аляске, в Средней Азии и во Вьетнаме, в Крыму и в Монголии, в Новороссии и на Кавказе, в Индии и в Китае. Мы строили города и шахты, порты и больницы, аэродромы и космодромы, дороги и мосты, школы и университеты, электростанции и заводы, плотины и ядерные реакторы, вооруженные силы и оросительные системы многим и многим народам (арабам, болгарам, украинцам, грузинам, китайцам, афганцам, кубинцам, эстонцам, литовцам, финнам, казахам, татарам и т.д.), некоторые из которых теперь не любят об этом вспоминать, зато любят все свои проблемы и неспособность жить своим умом сваливать на происки "москалей". Теперь нам, наконец, пора начать обустраивать свой русский дом, ибо это - не только наш дом, но и Дом Пресвятой Богородицы, последний оплот Православия.
Примечания:
1 - Постановка Марка Захарова на слова поэмы Андрея Вознесенского "Авось!" и музыку Алексея Рыбникова в театре "Ленком" в Москве с 1983 г. идет четверть века с аншлагом.
2 - http://www.russian-americans.org/
3 - Е.А.Александров. Русские в Северной Америке
4 - Святой мученик Петр Алеутский прославлен Православной Церковью Америки как местночтимый святой; его память отмечается 24 сентября по новому стилю.
5 - http://www.vancouver.ru/rak/alaska-dogovor.htm
6 - /st.php?idar=112246
7 - См. статью "Россия, которую мы нашли" на Русской Линии