День народного единства - праздник внутренней силы российского народа

Выступление на Первом гражданском форуме "Единение", состоявшемся в Иваново 2 ноября сего года

Новости Москвы 
0
533
Время на чтение 6 минут
День народного единства является одним из ключевых государственных праздников современной России. Сегодня мы вспоминаем события начала XVII столетия - Смутное время и восстановление российской государственности. Это была эпоха не только тяжелейшего испытания, через которое пришлось пройти российскому народу, но и время проявления его глубинной силы. Тогда в полной мере проявились его способность к самоорганизации и глубочайший потенциал внутреннего единства. Праздник 4 ноября служит уроком для наших современников, является примером того, как государство, оказавшееся на краю гибели, лишившееся своих центральных органов и своего возглавления, было восстановлено самим народом.

Обычно, говоря о Смутном времени, историки вспоминают общественные противоречия, приведшие к тяжелому социальному, экономическому и политическому кризису. Однако при этом, не уделяется достаточно внимания факторам, которые не только помогли России успешно преодолеть трудности, но и начать ускоренное развитие. В самом деле, пройдет всего несколько лет после окончания Смутного времени, и наше Отечество, только что вышедшее из полосы войн и потрясений, найдет огромные внутренние ресурсы для созидания. Это проявилось, например, в строительстве одного из самых грандиозных оборонительных сооружений в истории человечества - Засечной системы, протянувшейся на тысячи километров. Благодаря ей были остановлены разорительные набеги кочевников и внутренние области страны обрели мир и безопасность. Через несколько десятков лет Россия продвинется далеко на Запад, включив в свой состав земли Малороссии. Результатом этого станет как упрочение геополитического положения нашей Родины, так и обеспечение единства братских православных славянских народов. Окрепшая и хорошо осознавшая свои задачи Россия начнет строить отношения с другими государствами не с позиций подражания, а с позиций уважительной независимости. Так будет продолжаться до самого конца XVII столетия.

В чем секрет этого удивительного прорыва?

Самобытный русский мир на протяжении столетий, предшествующих Смуте, сумел выработать в себе устойчивые формы народной самоорганизации и самоуправления. Сегодня много говорится о развитии гражданского общества, при этом подразумевается, что моделью для его формирования должны служить западные демократии. Люди, считающие так, забывают, что Россия в своем поступательном историческом развитии уже имела опыт развитого гражданского самосознания и развитых гражданских институтов, а наше Отечество вовсе не было "страной рабов, страной господ". Однако принципы этой глубинной народной демократии, общинного, городского и земского самоуправления покоились на других основаниях, нежели на Западе.

Напомню общеизвестный исторический факт - именно самоуправляющиеся города и крестьянские общества, в первую очередь, Поволжья, сумели при отсутствии верховной государственной власти и внешних скреп самоорганизоваться, объединиться, сформировать народное ополчение и выгнать захватчиков из Московского Кремля. Вот реальный пример российского гражданского общества, доказавшего свою историческую силу и зрелость. Но в основе его лежат духовные принципы. Русские люди в первую очередь стремились к исполнению своего гражданского долга, а не к осуществлению неких абстрактных гражданских свобод.

Думается, что здесь уместно вспомнить надпись на памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Она, как известно, звучит так: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия". И посадский человек Косьма Минин, и принадлежавший к военной элите князь Дмитрий Пожарский были равны в стремлении к служению Богу, Отечеству и своему народу. "Если нам похотеть помочь государству, - говорил в своей известной нижегородской речи Минин, - то не пожалеем животов наших, да не только животов, дворы свои продадим, жен и детей заложим, чтобы спасти Отечество. Дело великое, но совершим его". Перед нами совершенно другая психология, нежели господствующая ныне. Современное мировоззрение зачастую сводится к стремлению получить от государства некие блага и привилегии, воспользоваться готовыми формами общественной жизни.

На чем основывалась удивительная самоотдача и жертвенность наших предков, преодолевших Смуту? Как архиерей Русской Православной Церкви свидетельствую - на вере. Эпоха, вспоминаемая нами в День народного единства, была временем целостной религиозности. Она являлась основой не только нравственного поведения, но совокупности жизни каждого человека. Новая Россия утверждалась на основе строгого народного благочестия, которое почтительно поражало иностранцев не только из Европы, но и из православных стран Востока. Русские, которые выстаивали, часто на коленях, многочасовые церковные службы, казались гостям страны ангелами, превосходящими обычное человеческое естество. "Все они, без сомнения, истинно святые", заметил архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший в Москву патриарха Антиохийского Макария. Он подсчитал, что в среду первой недели Великого поста, во время чтения канона преподобного Андрея Критского москвичи положили в храме в общей сложности более тысячи земных поклонов.

Очень часто сегодня религиозность и гражданственность противопоставляют друг другу. Но вспомним, что День народного единства установлен в религиозный праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Ополчение, осадившее Московский Кремль несло перед собой этот чтимый образ. В память об этом и был 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому) установлен праздник Казанской иконе Матери Божией, ставший церковно-государственным. Вспомним и то, как перед штурмом Москвы ополченцы наложили на себя строгий пост.

Неужели перед нами лишь анахронизмы эпохи, некие второстепенные обычаи? Нет. Именно вера в Бога была той силой, которая формировала чувство ответственности, в том числе - гражданской ответственности - у наших предков. Именно на абсолютных, как бы мы сейчас сказали, базовых ценностях, основывалось следование ими принципу служения. Этот принцип проявлялся во всем - и в устроении гражданских и общественных дел, и в устроении семьи.

Здесь нельзя не вспомнить очень важное обстоятельство. Наши предки в эпоху Смутного времени, во время самых тяжелых войн и социальных потрясений, вражеских нашествий и природных катаклизмов рожали детей. Они неуклонно увеличивали свою численность. "Русские бесчисленны, как муравьи", писал уже цитировавшийся нами архидиакон Павел Алеппский, который посетил Россию всего несколько десятилетий спустя после окончания Смутного времени. Сегодня мы видим совершенно другую ситуацию. Отказ от деторождения, являющегося национальным и личным долгом человека, влечет за собой тяжкие последствия. Этот отказ пытаются объяснить социальной неустроенностью и бедностью. Но разве жизнь современного человека более тягостна и неустроенна, чем жизнь наших предков? А ведь они почти четыреста лет назад сумели не только отстоять свободу и независимость нашей Родины, но и обустроить Россию. Наша беда - отсутствие того демографического потенциала, который неоднократно помогал подниматься Отечеству после страшных потрясений. Но его отсутствие - это не социальная, а в, первую очередь, духовная проблема. Нам надлежит возвратиться к тому фундаменту, на котором строилась жизнь российского народа на протяжении столетий. Более того, мы должны суметь воспитать подрастающее поколение так, чтобы они смогли формировать своё будущее на этом крепком основании. И наша история дает нам здесь очень богатый материал.

Отрадно, что Правительство Ивановской области приняло программу усиления духовно-нравственного воспитания средствами историко-культурного наследия. Большим событием в жизни нашей области стало недавнее открытие в городе Шуя памятника священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений. Это памятник всем, кто ценой своей жизни отстаивал те же идеалы, что и их предки в эпоху Смутного времени. Наша Иваново-Вознесенская земля имеет славную историю. Впереди важный юбилей, самым тесным образом связанный с ежегодным празднованием Дня народного единства. В 2012 году исполняется 400 лет с момента освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков и восстановления нашей государственности. На Иваново-Вознесенской земле в начале XVII столетия разворачивалась значительная часть событий национально-освободительной борьбы нашего народа. Хочется, чтобы Ивановская область заняла достойное место как в юбилейных мероприятиях 2012 года, так и в идеологии праздника 4 ноября вообще. Взглянув на историю наших городов и сел, мы увидим, что это вполне возможно. Ведь именно с нашей земли, из села Мугреево нынешнего Южского района, князь Дмитрий Михайлович Пожарский уходил в ополчение. Это ополчение победило врага и освободило Москву.

В 2009 году исполняется 400 лет с момента сразу нескольких событий, занявших очень важное место в истории Смутного времени. Это героическая оборона от польских захватчиков городов Кинешма и Шуя. Это и народное восстание против оккупантов и их пособников, вспыхнувшее на территории нашей Иваново-Вознесенской земли. Это и Дуниловское сражение 11 февраля 1609 года, когда под селом Дунилово восставшие наголову разгромили сторонников Лжедмитрия II. Очень хочется, чтобы данные события вновь стали достоянием нашего исторического, национального и гражданского самосознания. Надеемся, что предстоящие юбилеи будут достойно отмечены в Ивановской области.

День народного единства напоминает нам о российских славе и силе. Он возвращает нас к древним традициям гражданственности и к нашей исконной самобытности. И сегодня нам как никогда важно не только вспоминать своих предков, но и стараться следовать их примеру. Мы должны обустроить Россию на основе исконных вековых традиций. Следует подражать тем, кто жил на нашей земле до нас. Тогда мы сможем дать надежду на будущее грядущим поколениям. Постараемся быть достойными этой золотой нити нашего единения.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов)
Воспевать Пасху Христову, вечную и спасительную
Пасхальное послание епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Русской Православной Церкви
21.04.2009
Место Вооруженных Сил в деле духовно-нравственного воспитания молодежи
Выступление на секции "Церковь и Армия. Православные ценности в духовно-нравственном воспитании военнослужащих" в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений
01.02.2008
Святитель Митрофан Воронежский и российское духовно-культурное наследие
Выступление на круглом столе в рамках Дня Общественной палаты Ивановской области в Савинском муниципальном районе
22.01.2008
Все статьи Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59