Это делается очень просто. В школах урезаются учебные часы на историю России, русский язык и литературу, переписываются на западный манер учебники по ним. А еще разнообразные Фурсенко стараются закрыть дорогу в общеобразовательные школы курсу "Основы православной культуры" (ОПК). Боятся, как бы чего патриотического, неугодного их западным "друзьям", из этого предмета не вышло. И ведь боятся не зря!
Слава Богу, еще не до всех школ дошли руки у подобных "деятелей". В Калуге и области все больше учебных заведений, где преподаются ОПК. В некоторых "Основы" идут уже два года. За это время накопился определенный опыт и проблемы. Как они решаются, я попытался узнать, заглянув в общеобразовательную школу N 28.
Едва открылась дверь одного из школьных кабинетов, как моему удивленному взору предстали две человеческие фигуры: одна - в ярком, броском царском одеянии, другая - в черной рясе русского средневекового митрополита. Первая мысль: "Уж не попал ли я в какой-нибудь монастырь?" Но, оглянувшись, понял: нет. Это был школьный музей "Угорщина", посвященный событиям 1480 года на реке Угре и эпохе правления царя Иоанна Грозного. В царском костюме посетителей, естественно, встречал самодержец (точнее, его восковая копия), а в церковном - оппонент государя митрополит Филипп. Причем костюмы сшиты в мастерской областного драмтеатра по заказу школы и в полном, до мелочей, соответствии с историческими оригиналами.
Такой музей - не причудливая прихоть руководства и педагогов. Принцип историзма - основополагающее начало в системе воспитания учеников 28-й школы. Он заключается в том, что ребята не должны терять связи с великим прошлым Родины. Школа всеми доступными средствами старается воспитывать в детях чувство гордости не только за историю своей страны, но и за ее великую культуру, созданную на мощном православном фундаменте. Родиноведческое воспитание пронизывает всю учебную систему школы от 1 до 11 класса. А "Основы православной культуры" в органичном соединении с другими предметами здесь начинают преподавать уже второклашкам.
Причем школа была первопроходцем такого воспитания. Впервые о необходимости курса, подобного современному "Родиноведению", заместитель директора по научно-методической работе школы N 28 Валентина Ивановна Чайкина задумалась еще в 1995 году:
- Чем я больше узнаю православный мир, тем больше убеждаюсь в промыслительности Господней. В Евангелии от Иоанна сказано: "В начале было Слово..." Так получилось и с нашим музеем. На одной из краеведческих конференций выступал калужский ученый. И упоминалось как раз Великое стояние на реке Угре. Этот "специалист" сказал, что река Угра названа Поясом Богородицы, потому что на ней построено очень много храмов Пресвятой Богородицы.
Я тогда и сама была не столько сведущей в этом вопросе. Но почему-то это заявление у меня вызвало сомнение. И когда в школе мы с детьми начали изучать стояние на реке Угре, я сказала: "Дети, а ведь река Угра названа Поясом Богородицы". И один ученик спросил меня: "А почему, Валентина Ивановна?" "Да я тебе не могу ответить, почему. Надо же изучить эту тему". И мы начали изучать этот вопрос. Вышли на историю иконы Божией Матери Владимирская, которая появилась на Руси одновременно с появлением Пояса Божией Матери. И выяснили, что она была принесена Иваном III из успенского собора г. Владимира в 1480 году в Москву, и то, что перед ней молились, и Богородица бросила Свой охранительный Пояс на реку Угру и тем самым спасла Русь от хана Ахмата.
Рассказывать об исторических поисках Валентина Ивановна может очень долго и увлекательно. Самый главный результат такой деятельности - то, что дети, активно участвуя в исследованиях, на практике убеждаются в том, что русская культура в своей основе действительно православная. И это заставляет их задуматься: "А что же такое Православие? Что двигало нашими предками? Что позволило им создать столь мощную православную цивилизацию?" И естественно, что когда стало возможно изучать ОПК, ребята и их родители, а также руководство школы отнеслись к этому курсу очень заинтересованно. Он встал на то подобающее место, которое, по Промыслу Божию, готовил ему курс "Родиноведение".
Убедиться в заинтересованности детей я смог, посетив некоторые классы. И начал "поход" по школе с визита в один из вторых классов. Вот что рассказали мне его ученики.
Глеб Шумилкин, 8 лет:
- Я здесь изучаю заповеди и еще про Деву Марию.
- Что тебе интереснее всего изучать?
- Заповеди.
- Какие заповеди ты знаешь?
- "Не делай себе никаких идолов", "Не произноси Божие имя напрасно", "Уважай своих отца и мать", "Не убивай", "Будь чистым в мыслях и желаниях", "Не ври"...
Панкратов Ваня, 9 лет:
- На "Православной культуре" мне нравится изучать заповеди и библейские истории, например, историю построения Вавилонской башни или о том, как Дева Мария поступила в храм.
Карина Пойкова, 9 лет:
- Мне больше всего понравилось изучать заповеди.
- Ты как-то применяешь их в своей жизни?
- Да.
- Маме с папой лжешь?
- Нет.
Следующим был 5-й "А". Я вошел туда как раз в тот момент, когда 11-летняя Люда Грибанова выступала перед одноклассниками с докладом по теме "Защитники Русской земли".
- Люда, что вы сейчас изучаете на "Основах православной культуры"?
- Мы изучаем защитников Русской земли, а еще Христа и Его 12 учеников, предательство, распятие и потом Воскресение.
- Для тебя самой что интереснее всего изучать из того, что ты назвала?
- Мне - все.
Крахмалева Валя, 11 лет:
- Я приготовила сообщение о Дмитрии Донском и о Куликовской битве. Я знаю, что Сергий Радонежский поддержал в этом Дмитрия и благословил его на этот бой.
- То есть, была очень серьезная духовная поддержка со стороны Церкви. А в чем еще она выразилась? Кого преподобный Сергий послал на битву?
- Двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Александр Пересвет начал Куликовскую битву поединком с татарином Челубеем.
Натаров Максим, 11 лет:
- Я рассказываю на уроке про православные обычаи на Руси. Один из таких обычаев отмечается на второй неделе после Пасхи и называется Радоницей. В этот день все христиане идут на кладбище поминать умерших.
- Многие из современных светских людей "поминают" усопших водкой. Как ты думаешь, это можно делать?
- Поминать можно, но не водкой, а помолиться, поставить свечки в церкви.
Скажу честно: я специально задавал ребятам немного провокационные вопросы, чтобы выяснить, как знания, получаемые по ОПК в школе, влияют на их духовное развитие. И убедился, что влияние это - очень благотворное. Знания не лежат в памяти детей мертвым грузом, а активно применяются на практике. Лишний раз я в этом убедился, побывав на уроке по "Основам" в 7-м классе. Кстати, характерная особенность: урок проводился в том же музее "Угорщина", откуда я начал свой путь по школе.
Занятие вела преподаватель Елена Леонидовна Леванюк:
- Ребятам очень нравится этот предмет. Мне он тоже очень нравится. Я сама - учитель французского языка, но сейчас я нашла себя в ОПК. Этот предмет мне, как человеку, дает очень многое. Я сама, и ребята за время изучения очень изменились. Мы с трепетом занимаемся по каждой теме этого учебника Аллы Бородиной, обращаемся к Валентине Ивановне Чайкиной - нашему научному руководителю, обращаемся к нашим духовным наставникам, которые тоже нам во многом помогают. И стараемся изменить свою духовную жизнь в соответствии с тем, что узнаем на ОПК.
- Вы как преподаватель иностранного языка соприкасаетесь с западной культурой и можете сказать, чем выгодно отличается от нее наша православная культура...
- Конечно! Не то, что выгодно отличается, а отличается в корне лично для меня. Здесь - истина. Что бы я ни говорила и ни делала, все идет от души. Православная вера для меня истинная и родная.
Когда было воссоединение нашей Церкви с Зарубежной, приехало очень много представителей русской диаспоры. И там были две сестры, одна из Америки, другая из Франции. И я смотрела на "француженку", и понимала ее душой, как ей стало легко, когда произошло восстановление единства Церкви...
А на этом занятии мы повторяем то, что прошли в прошлый раз - жития Святых и, в частности, Николая Угодника. Ребята подготовили выступления. А вторая часть - о Владимирской иконе Божией Матери.
- Ребята, а вы общаетесь с вашими сверстниками, которые рядом живут с вами, но не являются представителями православной культуры?
Никита Анисимов, 13 лет:
- Общаемся.
- Как они относятся к тому, что ты изучаешь ОПК?
- Нормально. Они тоже изучают... иногда. Ну, когда я им расскажу.
- А вот знание православной культуры тебе как-то в жизни помогает?
- В разных ситуациях помогает верное решение найти, по совести. Один раз я нашел кошелек и думал: "Оставить себе или нет?" Но потом нашел хозяина кошелька и отдал его.
- Один из второклассников сказал мне: "Я вот помолился Богу, и мне сразу четверку по диктанту поставили". У вас такие ситуации бывают?
Роман Ермаков (с улыбкой):
- Да, когда контрольная или диктант, и не подготовился, сидишь только молишься, чтобы хорошая оценка была. Молишься всем Святым, кого вспомнишь.
- Ребята, а вот скажите честно, вам нравится изучать "Основы православной культуры"?
Все вместе:
- Да, конечно.
Впрочем, разговор с семиклассниками не был только односторонним. Мне, как священнослужителю, они тоже задали немало вопросов и по истории Церкви, и по православной истории государства, и по христианским обычаям. Меня такой поворот обрадовал, потому что он снова и снова доказывает, что наша молодежь далеко еще не потеряна для правильного, духовного воспитания. А это значит, что есть еще будущее и у нашей православной матушки России.
Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"