Сегодня, 5 февраля 2024 года, исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
«Вечная память и Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке», – пожелал митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) на странице в ВКонтакте.
Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк.
Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова), благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям.
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал главным бухгалтером на небольшом предприятии. С началом военного лихолетья Ваню на фронт не взяли: болезнь глаз оставила его в тылу. Оставаясь в Москве, он продолжал работать.
В 1944 году стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 года — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем).
В 1945 году был рукоположен Патриархом Алексием I во священники, поступил в Московскую духовную семинарию.
В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей, в которых много пострадал за веру. Вернувшись из заключения досрочно в 1955 году, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн.
В 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью.
Отца Иоанна (Крестьянкина) знали во многих странах мира и называли «всероссийским старцем». Слова его пользовались безусловным авторитетом.
В последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имел возможности принимать желающих, однако письма из разных концов света продолжали приходить на адрес монастыря, на многие из них он отвечал сам.
Проповеди и книги отца Иоанна открыли духовный мир для многих тысяч людей.
В феврале 2021 года Псковская епархия и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь начали сбор материалов для подготовки прославления старца в лике святых.
10 июня 2021 года, в праздник Вознесения Господня, в Орле состоялось открытие первого в России памятника приснопамятному архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
В ноябре 2022 года митрополит Псковский и Порховский Тихон (ныне митрополит Симферопольский и Крымский) выступил с инициативой по прославлению отца Иоанна в лике святых как исповедника.
«В данном случае мы просим прославить его не как преподобного и чудотворца, а именно как исповедника. Дай Бог, это произойдет, но это уже воля Святейшего Патриарха и Священного Синода. Мы во всяком случае представим им все материалы», – сказал тогда митрополит Тихон.
Владыка также пояснил, почему предлагается канонизировать старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) именно в лике исповедников: «Исповедники – это те, которые претерпели заключения, пытки, поругания, тюрьмы, ссылки и не отреклись от Христа, но убиты не были. Таких людей и мучеников, и исповедников, Церковь благословляет канонизировать сразу после кончины. Отец Иоанн (Крестьянкин), несомненно, исповедник. Батюшка провел восемь лет в заключении, где его пытали, ломали пальцы рук, но он не назвал ни одного имени, которое от него просили, он не признал антисоветскую деятельность. Отец Иоанн говорил: "Если Вы считаете, что проповедь Евангелия и отсутствие благословения людей на участие в антицерковных организациях – это антисоветская деятельность, то можете считать меня антисоветчиком, другим я ничем не занимаюсь". Он безупречно вел себя в заключении, многих обратил к вере, в том числе начальника тюрьмы. Примеров его исповедничества очень много».