Дни их памяти приходятся на май. Кроме того, идея Крестного хода появилась в разговоре начальника местного отделения ГИБДД со священником, которому было поведано о большом количестве аварий на определенном участке Мурманской трассы, которые совершают водители в нетрезвом состоянии.
Издревле на Руси было заведено на любую скорбь и напасть отвечать не хулой на правительство или сетованием на судьбу, а Крестным ходом и теплой молитвой к Богу, Божией Матери и святым угодникам Божиим. Бездождье ли, продолжительные ливни, болезни, пьянство - все богобоязненный народ русский побеждал искренней верой в Пресвятую Троицу. И вот его потомки обратились наконец-то к своей религиозной истории - вышли на Мурманскую трассу с иконами, хоругвями, крестами.
Песнопениями тропарей и величаний, а также окроплением святой водой и колокольным звоном (была установлена передвижная колокольня) они разгоняли силы бесовские над Шуйским краем, с которого, как известно и началось крещение карелов, причем гораздо раньше официальной даты на три века.
То, что сохранили предания об этом крае, и то, что мы видим сейчас, очень сильно разнится между собой. Шуйский погост - духовный центр северной окраины России, где лежат кости наших предков от самых дальних до ближайших, расстрелянных при советской власти, хотят обратить в балаган: устроить музей, где будут представлены все культуры, кроме русской, и в довершении фарса поставить памятник генералу Маннергейму, непонятно за какие заслуги перед Россией. По такому же принципу и в Гитлере можно что-нибудь хорошее найти. А для того, чтобы православные русские патриоты "не обижались", в музее будет воссоздан макет одного из храмов Шуйского погоста, коих было несколько, и которые могли сравниться по красоте разве что с Покровской церковью Кижского архитектурного ансамбля.
Такая псевдокультура в массах приносит плоды, противоположные культуре православной. Богатая область, объединявшая более ста процветающих деревень, напоминает пейзаж после наполеоновского нашествия - заброшенные дома, покосившиеся строения, местные жители, шарахающиеся от священника, как от серийного убийцы, много спившихся. Это и понятно: на полях не сеют, скотину не разводят, отрада одна - телевизор и бутылка водки, перед ним распитая. Храмов нет - вместо них придорожные кабаки, организованные выходцами с Кавказа, да вот новопостроенные музеи. Правда, живуч наш народ - много было тех, кто с радостью встречал проходящих Крестным ходом: женщины выносили детей, прохожие прикладывались к иконам, в машинах крестились и благодарили отца Геннадия Кузькина, настоятеля храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в Шуе, возглавившего Крестный ход, за окропление "колесницы".
- Праздник Вознесения учит нас, - сказал в проповеди отец Геннадий, - что мы призваны взойти вслед за Господом на духовную гору Елеонскую. У нас нет другого выбора - или мы следуем за Христом, или мы Его отвергаем. Наша жизнь, как и прежде, - это борьба: добра и зла, ангелов и бесов, Бога и дьявола. Мы должны понять для себя, на чьей мы стороне. Мы должны возлюбить Бога всем сердцем своим. Ведь тогда мы сможем полюбить и нашу Родину. Нет отдельной любви к Богу и отдельной любви к Отечеству. Истинный патриот - тот, кто верит во Христа.
Эти слова были произнесены в строящемся храме во имя святых Царственных мучеников в поселке Новая Вилга, откуда и начался Крестный ход. Далее люди на автобусе проследовали до поклонного креста на улице Садовой в поселке Шуя (бывшее место Шуйского погоста), а потом пешком до поклонного креста на станции Шуйской, где ранее стоял храм во имя иконы Божией Матери "Скоропослушница". К сожалению, мы великолепия Шуйских храмов уже не застали - хорошо, хоть живем во времена, когда поклонные кресты стоят в память о них.
Крестный ход сегодня - явление диковинное. Шествующие с большой радостью и воодушевлением приняли в нем участие. Люди были рады помолиться Богу о страждущих от греховных недугов ближних своих, особенно находящихся в плену неверия, а также за весь православный мир, как это обычно и бывает. Если учесть, что пункт назначения Крестного хода находился на скале, напоминающей гору, то хотя бы символически мы прошли за Христом "на духовную гору Елеонскую", о которой говорилось в проповеди.
Валентина Калачева, редактор вестника Социального центра "Попечение" (Петрозаводск)