ВЕХА - "значковый шест, жердь, поставленная стойком, иногда со значком, с флагом, веником, голиком, снопом, пучком соломы и пр. В море она ставится на отмелях, ино по обе стороны прохода (фарватера); на сухом пути: для цели, для указания расстояния при метании бомб, для проложения землемерами прямых линий, для обозначения зимних дорог в степных местах и по льду".
В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
ВЕХА - "1. Шест в поле для указания пути, границ земельных участков, а также шест на поплавке для указания пути по воде. 2. перен., обычно мн. Важный момент, этап в развитии чего-н. Основные вехи русской истории. II уменьш. вешка... (к 1 знач.)".
С.Ожегов. Толковый словарь русского языка
Это не просто традиция или дань моде - подводить итоги уходящего (ушедшего) года. Вернее, это - ставшая традицией, вошедшая в моду неискоренимая человеческая потребность: оглянуться назад, определиться в пройденном пути, сверить старые вехи и вешки, выставить новые, дабы двигаться дальше все более уверенно и в нужном направлении. И многие мои коллеги - православные ученые, политики, публицисты в этом роде уже высказались, столь доходчиво, образно, красноречиво, что, как говорится, не убавить от их анализа и не прибавить. И я бы, вероятно, на этот раз в общем хоре промолчал (он и без того получился мощным и на один лад), если бы не некоторые, на мой взгляд, упущенные аспекты, если бы не ряд, опять-таки на мой взгляд, немаловажных акцентов и нюансов, которые, право же, так и "подмывает" расставить.
НАЧНЕМ С ТОГО, что минувший 2006 г. для России, для русского народа явился поистине ПЕРЕЛОМНЫМ. Об этом говорят вехи и вешки, которые патриоты, и прежде всего православные, с переменным успехом, но преодолели. При этом вехи и вешки, которые подразумеваю, - из области души, духа, самосознания народного, а отнюдь не экономические или социальные. Если и случились в 2006 г. у нас в России какие-то социально-экономические подвижки, например, запущено несколько так называемых национальных проектов (о качестве которых здесь спорить не будем, констатируем лишь, что случились), то первотолчком к ним стали как раз кардинальные перемены в духовно-нравственной сфере.
"Бытие определяет сознание", - как уверял нас сын раввина и, по "неразумной" молодости его, сатанист К.Маркс. "Ага, бытие!" - полтора столетия спустя ему вторят наши доморощенные либералы всех мастей, хотя с коммунизмом в России, "раем на Земле", вроде бы, покончено, да и какое, казалось бы, отношение имеют либералы к марксизму? Но мы-то знаем и видим, что - как раз наоборот! Сознание определяет! Чьих заповедей будем держаться, какие законы напишем - так и жить станем.
Из ВЕХ, то есть судьбоносных, ПОВОРОТНЫХ для России событий 2006 г., я бы выделил следующие:
1. началось не на словах, а на деле долгожданное единение двух дочерей одной Матери-Церкви - Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей;
2. страна отпраздновала общенародный праздник 4 ноября - День народного единства;
3. на кино- и телеэкраны вышел фильм П. Лунгина "Остров";
4. российское ЗАО "Северсталь Групп", как не старался его совладелец и ген. директор А.Мардашов, на мировой сталелитейный рынок не пустили.
По первому пункту, думаю, возражений не последует: диалог на воссоединение двух родных Православных Церквей, как бы трудно он не шел, начал принимать конкретные решения и действенные формы, носит поистине вселенский и непреходящий характер. Кроме того, в наш жестокосердный век - повсеместного размежевания, личного и общественного раздрая всему Русскому мiру, и в пределах Отечества, и за рубежом, по всем странам-континентам, преподан прекрасный урок - как следует объединяться, вопреки всему и вся, но ВО ИМЯ и ВО БЛАГО!
По другим пунктам предвижу возражения. Дескать, разве можно к эпохальным причислять светское празднование 4 ноября, проводимое, к тому же, во второй раз (то есть - событие не первой "свежести")? И при чем здесь кинофильм, пусть и на православную тему и - как бы хорош он не был? И уж вовсе несуразно - какая-то "Северсталь", какой-то Мардашов? Тем более что сам же автор только что говорил, что не будет затрагивать экономических аспектов...
Обосную свою точку зрения.
Считаю, что 4 ноября, День народного единства, а, по сути, традиционный православный День Спасительницы России Казанской иконы Божией Матери мы всенародно и впервые отметили именно в прошлом году. А в 2005 г. празднества не получилось: вспомним, какая сумятица по поводу 4 ноября творилась тогда в головах и душах людей, какой гвалт стоял в либеральных и многих патриотических СМИ: "Смутный праздник!.. Непонятный праздник!" (об этом я уже писал не раз). То, что либералы галдели - это понятно. Ну, а в патриотическом лагере кое-кому дюже не понравилось, что в Госдуме за новый праздник единогласно проголосовала "Единая Россия". Хотя радоваться надо было: не проголосуй единороссы, у коих в парламенте большинство, не было бы праздника!
Усугубляло ситуацию и то, что власть предержащие, боясь кого-то или чего-то, а, скорее всего, собственной тени, всячески выхолащивали из нового праздника историческую и религиозную составляющие, говорили в связи с 4 ноября много и долго, но так и не объяснили народу, что же мы в конце концов в этот день празднуем, с кем и на каких основах "единимся".
За год изменилось многое. Все, кому следует и кто имел элементарно желание, в сути 4 ноября разобрались и - взяли праздник на вооружение.
Если судить по сообщениям СМИ, в прошлогоднем Дне народного единства массовое участие приняло население около 130 российских городов! Закладываются традиции нового праздника.
Однако суть 4 ноября даже не в этом.
Главное, что День народного единства, как никакое другое явление нашего времени, заставил народ опамятовать, лицом к лицу повернуть к родной своей истории - оскверненной, оболганной (вражьими стараниями в нескольких поколениях) и тем не менее... ВЕЛИЧАЙШЕЙ в истории человечества!
Стыдно признать, но до совсем недавнего времени подавляющее большинство русских в России толком и знать не знали, кто были такие нижегородский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский! Нечего и удивляться: в школьных учебниках подвигу Нижегородского ополчения уделялось и по сей день уделяется лишь несколько абзацев. Первый и на сегодня единственный художественный фильм о Народном ополчении 1611-1612 гг. был снят в годы Великой Отечественной войны. Нет государственных наград имени его героев. Старые литературные источники не переиздавались, а новые - не создавались, поскольку тема значилась в разряде мало актуальных...
Инициатива Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, осенью 2004 г. призвавшего учредить День народного единства, сделать 4 ноября выходным, буквально всколыхнула интеллектуальные силы общества. Посмотрите, сколько книг, посвященных как самому Смутному времени, личностям К.Минина и Д.Пожарского, так и близлежащим историческим периодам (правление Иоанна Грозного, Михаила и Алексея Романовых) переиздано и впервые вышло в свет за каких-то два года! В Н.Новгороде, других российских городах открываются экспозиции и музеи Народного ополчения 1611-1612 гг. (музеев до недавнего времени не было ни одного), устанавливаются памятники и монументы, поднимаются из руин и вновь освящаются православные храмы, реставрируются другие памятные места, связанные с народным подвигом 400-летней давности!..
Видимо, уже к ноябрю этого года ожидает нас еще одно знаменательное событие - телесериал о Минине и Пожарском, о собранном ими ополчении. Съемки полным ходом идут на сценических площадках "Беларусьфильма", на полях и в лесах под Смолевичами. Снимает сериал известный кинорежиссер В.Хотиненко. В ролях Минина и Пожарского - не менее известные М.Башаров и М.Пореченков соответственно. Средства в костюмы, декорации и пр. вкладываются немалые. Трудно пока предполагать, что в художественном смысле сериал будет из себя представлять, но то, что в плане ПРОСВЕЩЕНИЯ народа это будет нечто, - вне всяких сомнений! Современным (то есть доступными) языком, современными же изобразительными средствами ему, народу, наглядно "покажут" о "забытом" им отрезке собственной героической истории - согласитесь, разве это не здорово? А кинематографу уделяю столько значения и внимания в связи с мнением вождя мирового пролетариата, как-то высказанным им в беседе с одним из его наркомов: "Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшим для нас являются кино и цирк". К несчастию, спустя почти столетие эти слова вновь злободневны: народ, некогда самый читающий в мире, читать в массе своей перестал, накрепко прилипнув к телеэкранам, которые заменили ему и кино, и цирк, а что на этих экранах деется, думаю, и говорить никому не надо... Словом, пожелаем В.Хотиненко и его команде всяческих успехов. Таких успехов, что обрели на киношном своем пути авторы фильма "Остров".
Хотя "Остров" Павла Лунгина - это явление отнюдь не кинематографического порядка.
Разумеется, "Остров" - произведение высочайшего художественного уровня, своего рода кинематографический шедевр, что обязан признать всякий непредвзятый в своем мнении ценитель. Разумеется, и с содержательной стороны "Остров" уникален, он - первый фильм такого уровня, да и вообще первый о современном нам Православии, тем паче Православии РУССКОМ. И все-таки величайшая ценность "Острова" не в совершенствах его формы и содержания, не в каких-то кино- и прочих изысках (они как бы сами собой подразумеваются), но в необычайной ДУХОВНОЙ его проникновенности, глубине, столь необычайной, что подобно явление "Острова" чуду!
Чудом фильм и является. Ведь создали его великие грешники, прежде на ниве Православия себя ну никак не проявившие!
Напомню, что режиссер Павел Лунгин с присущим ему талантом снял в свое время "чернуху" под претенциозным названием "Такси-блюз", конъюнктурный "Олигарх" (по "местам боевой славы" небезызвестного Б.Березовского). Актеры Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев вдоволь покрушили из пистолетов-автоматов-пулеметов конкурентов-бандитов во всяких там "Братьях", "Бригадах", "Жмурках". О Петре Мамонове и не говорю: его уродливое кривляние в "Звуках Му" в конце 80-х-начале 90-х гг. трудно было с чем-либо сравнить, солировал так, словно бы церебральный паралич его разбил!.. Само собой, у фильма были авторитетнейшие консультанты (старцы, иереи Русской Православной Церкви). Но и снять, сыграть подобным образом, не имея Господа в душе, невозможно. Следовательно, в душах наших режиссеров и актеров ЧТО-ТО, да творится. И это ЧТО-ТО - тоже знамение нашего времени!
Заскребло в прошлом году на душе и у наших нуворишей, неправедно сколотивших свои миллиардные состояния. А все потому, что первый блин - реальный их выход на международный рынок (попытка слияния российской компании "Северсталь" со сталилетейной ТНК "Арселор") обернулся полным крахом. Акционеры "Арселора" предпочли "Миттал стил", коим владеет гражданин Англии индийского происхождения, чем иметь дело "с этими русскими". Предпочли - вопреки рыночной логике (условия слияния, предлагаемые "Северсталью", в организационно-финансовом плане были куда более благоприятные, чем предлагаемые англо-идусскими партнерами). Вот тебе и здравый смысл, вот тебе и конкуренция!
И стало совершенно очевидным: никому-то наши новоявленные капиталисты, их жены и чада, кроме как России, не нужны. И если не хотят они растерять свои дражайшие капиталы, жить должны не где-нибудь, а в России, заботиться о ней, сохраняя ее народ, приумножая ее богатства, а возможно сие лишь в случае, если "играть" они будут по НАШИМ испокон веков установленным "нормам и правилам"! Что это за "нормы и правила"? Подзабыли многие, требуется напомнить. Чем каждодневно и занимается Русская Православная Церковь. Для чего и снят "Остров", учреждено празднование 4 ноября...
Но как же, спросит кто-то, Абрамовичи, Березовские, Гусинские и иже с ними? Их-то Запад принял? Их - принял, но взгляните, что у господ за фамилии! Мы же говорим о российском предпринимательстве с РУССКИМИ именами.
То же самое, кстати, отнесем и к российскому чиновничеству всех уровней. Как бы не было оно воровато, а не может уже не понимать, что грабеж народа, разбазаривание страны до бесконечности продолжаться не может. Что рухнет Россия, и полетят горе-правители сами в тартарары со всеми их особняками, счетами в зарубежных банках, любовницами и "мерсами". Отсюда - прошлогодний "накат" на нелегальных мигрантов, "национальные проекты", "материнские капиталы", "неотложные меры по борьбе с коррупцией" и прочая, прочая... И это - лишь вешки, первые ласточки. Процесс, как говаривал незабвенный сладкоречивый генсек, пошел: у нашей насквозь прогнившей, но немало напуганной так называемой властной элиты иного выхода попросту не осталось!
Однако и обольщаться раньше срока не стоит. Да, ПЕРЕЛОМ произошел, но главные вехи, свершения все еще впереди.
Фильм не случайно назван - "Остров".
Обособлен он, отделен от материка. Пусть так, духовной обители этого, вероятно, и надо. Но, увы: эти острова, островки духовности, эти, по меткому выражению Владимира Даля, "возвышенности среди болот", "плодородные места среди бесплодного, оазисы, зеленцы" пока что большая в нашей повседневности редкость, вкраплениями они - на карте бескрайней и все еще великой, непобедимой в веках страны...
Сергей Васильевич Скатов, Координатор Движения "Народный Собор", участник Ассоциации православно-патриотических СМИ