Фигура Шостаковича - парадоксальна, в творчестве его ярко и безошибочно узнаваемо воплотился ХХ век - со всеми его катаклизмами, войнами, ускоряющимся временем, технократическими процессами, трансформацией души-психики. Особый отпечаток на музыку композитора наложила пережитая им эпоха. Сочетание глубокой скорби и сарказма, их взаимопроникновение и взаимодействие - казалось бы, невозможное, противоестественное - является движущей силой и материей сочинений Шостаковича.
И в то же время Шостакович обладает почти барочной цельностью, не свойственной его эклектичной эпохе. Не случайно именно он стал первым, кто после Баха решился создать свой цикл прелюдий и фуг. Теперь этот цикл - 24 прелюдии и фуги - в среде музыкантов называют "Новым хорошо темперированным клавиром", вслед за Баховским ХТК.
Шостакович - космичен и национален. 100-летие Шостаковича, отмечаемое всем миром 25 сентября с.г., символично почти совпадает с Международным днем музыки, учрежденным по решению ЮНЕСКО 1 октября 1975 г. (в год кончины величайшего композитора ХХ в.). Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был именно Дмитрий Шостакович.
В Москве начался Музыкальный фестиваль, посвященный юбилею композитора. Фестиваль продлится до 25 декабря, в нем примут участие Геннадий Рождественский, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, сын композитора Максим Шостакович, симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. А 25-го сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, в Большом зале Консерватории запланирован торжественный концерт, в котором принял участие Мстислав Ростропович.
Приурочена к юбилею и трехмесячная серия концертов в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Первый концерт состоялся в рамках Бетховенского музыкального фестиваля в Бонне.
Музыка Шостакович одновременно возвышенна и саркастична. Быть может, в этом и заключается подлинное его величие - в невозможности отделить ухмылку горечи от слез счастья. Кажется, сложность его музыки так и не позволила "компетентным органам" до конца понять подлинное содержание его полотен. Но когда в 1936 г. его опера "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова) была названа "сумбуром вместо музыки" (статья в газете "Правда"), он уже вряд ли пошутил бы так, как в 1924 г., будучи юным: "Неужели, если бы я стал великим, как Ленин, мой город после моей смерти назвали бы Шостаковичград?"
Не раз привечавшие и самого композитора, харьковчане продолжают обильно исполнять его сочинения и не собираются прерывать традицию. В частности, по словам директора ХАТОБа Г. Селихова, 100-летие со дня рождения Шостаковича театр отмечает вечером его симфонической музыки и премьерой балета "Барышня и хулиган". Планируется и постановка одноактной оперы "Антиформалистический раек", яркую недавнюю премьеру которой харьковчане еще не забыли.
ХАТОБовцы мечтают повторить 13-ю симфонию Шостаковича "Бабий яр" и снова пригласить поэта Е. Евтушенко, который уже озвучивал свою одноименную поэму с этой сцены 19 декабря 2003 г., предваряя музыку симфонии.
У этого полотна своя, непростая история. Его - из боязни - в свое время отказались исполнять вокалист Б. Гмыря и дирижер Е. Мравинский. Тем не менее, в 1962 г. состоялась премьера 13-й симфонии, вскоре, впрочем, запрещенной. Пленка с ее записью попала в Харьков и один из очевидцев вспоминал, как его пригласили послушать запись в дом поэту к М. Рахлиной, где присутствовал и поэт Б. Чичибабин: "Не глядя друг на друга, уставившись в магнитофон, мы слушали эти потрясающие музыку и стихи, от которых мороз был по коже..."
Но было в Харькове еще, к примеру, и дебют молодого композитора, первое триумфальное исполнение 1-й симфонии Шостаковича, состоявшееся в 1926 г. Написал ее 19-летний Шостакович (как почти эзоповски писали о ней в советских книжках, "симфония была идейно незрелой, но поражала обилием новых идей").
После успешной премьеры 1-й симфонии Шостаковича в Ленинграде дирижер Малько предложил кандидатуру молодого музыканта в качестве автора-композитора и пианиста для своих летних концертов на Украине, в Харькове, который на тот момент носил столичный статус. Шостакович предстал перед харьковской публикой в двух амплуа: как автор симфонии и как исполнитель Первого концерта Чайковского.
Концерт происходил в саду делового клуба на ул. Сумской - на концертной эстраде, обладавшей уникальными акустическими свойствами. Сейчас ее уже нет. Выступление молодого Шостаковича произвело резонанс в кругах музыкантов. Сразу были организованы еще несколько его концертов, на которые окрыленный молодой музыкант согласился с радостью. Все концерты прошли с большим успехом, при переполненных залах.
Харьковские "гастроли" стали для Шостаковича одной из немногочисленных "счастливых страниц" жизни. И теперь ни для кого уже не имеет значения, что дирижер Малько преследовал и меркантильные цели, пригласив к сотрудничеству молодого, неизвестного тогда композитора. В его переписке осталась такая реплика о Шостаковиче: "Его можно взять дешево, а через год он будет приносить деньги".
А начало этой истории лежит в начале 20-х годов. Однажды директору Петроградской консерватории композитору Александру Глазунову его помощник заявил: "Шостаковичу мы стипендию не дадим, потому что мне имя этого студента ничего не говорит". Глазунов пришел в ярость: "Если вам это имя ничего не говорит, то зачем вы тут находитесь вместе с нами? Вам здесь нет места! Шостакович - одна из лучших надежд нашего искусства". Митя Шостакович, ставший в последствии Дмитрием Шостаковичем и всемирно признанным гением, надежды Глазунова оправдал. Дипломной работой гениального студента была как раз 1-я симфония.
Сегодня Шостакович - пожалуй, один из самых исполняемых авторов ХХ в. К примеру, в том же Харькове его произведения включены в концерты областного филармонического оркестра и нередко в репертуар артистов, приезжающих на гастроли, часто любители музыки могут услышать сочинения Шостаковича в исполнении студентов Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского или участников Международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева.
Историческая справка
Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец - инженер-химик, любитель музыки, мать - одаренная пианистка. После занятий в частной музыкальной школе в 1919 г. Шостакович в 13 лет был принят в Петроградскую консерваторию. Еще студентом начал работать тапером в кинотеатрах. В 1923 г. окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. - по классу композиции (у М.О. Штейнберга). Его дипломной работой была "Первая симфония", давшая автору мировую известность.
В 1927 г. он получил почётный диплом на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где выступал с исполнением собственного произведения.
Первый балет Шостаковича, "Золотой век", пользовался большим успехом. Его опера "Катерина Измайлова" подверглась разгрому в официальной советской печати - за "отсутствие простой и понятной мелодии" и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей "своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой".
С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором. Оставаясь в первые годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией. Она была исполнена 29 марта 1942 г. в Колонном зале московского Дома Союзов. За это произведение композитор получил Сталинскую премию.
В 1948 г. член Политбюро А.А. Жданов назвал Шостаковича среди основных фигур "формалистического направления". Это не помешало власти как до, так и после этого объявлять Шостаковича лауреатом Сталинских, затем Гос. премий.
Шостакович покорно принимал адресованные ему обвинения, и это спасало его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 г. он получил официальное поощрение за "реалистическую" и "демократическую" музыку к кинофильму "Молодая гвардия".
В 1954 г. ему присвоили звание народного артиста СССР. Почетному члену многих иностранных академий, Шостаковичу в 1960 г. выдали билет члена КПСС. В 1965 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения. В 1966 г. композитор был удостоен звания Героя Соц. Труда.
Отношения Шостаковича с советской властью были очень "неровными", что дорого стоило композитору в плане здоровья - современники отмечали у него признаки затравленности и постоянной неуверенности. Официозная ругань в 1930-х и в конце 1940-х сменялась благосклонностью. В 1957 г. Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960-1968 первый секретарь).
Музыка Шостаковича в большинстве своем тональна и написана в традициях романтизма, но в ней присутствуют элементы атональности и хроматизма. В некоторых своих поздних работах (например, в Двенадцатом квартете) композитор использовал технику так называемых тональных рядов.
Отличительные черты его стиля - интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор.
Заметными циклами в творчестве Шостаковича являются его циклы симфоний и квартетов, каждый из которых содержит по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Восьмая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.
Музыка композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов Шостаковича: Баха в его фугах и пассакалиях, Бетховена в его поздних квартетах, Малера в его симфониях, Берга в его использовании музыкального цитирования и кодирования. Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому, для его опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в зимних сценах "Катерины Измайловой" и в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.
Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.