itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мы такие же русские!

В румынской Сучаве прошел фестиваль русинов

Русинский вопрос 
0
205
Время на чтение 3 минуты
В начале июня в Сучаве, бывшей столице Молдавского княжества, состоялся фестиваль русинов Румынии. Участвовали в нем не только местные русины. Прибыли делегации и русинские народные коллективы из уездов Дева и Хунедоара в Трансильвании, из Арада, Марамуреша, расположенных в разных концах страны. Были и представители Общественной организации "Русь" из Молдавии.

Главное торжество состоялось в день Храмового праздника Вознесения Господня в селе Дэрмэнешть, близ Сучавы. Сцена сельского клуба была украшена государственным флагом, флагом ЕС и бело-красно-синим русинским флагом с изображением медведя. Концерту предшествовало исполнение государственного гимна и гимна русинов "Я русин был, есмь и буду" на слова известного деятеля русинского Возрождения конца XIX в. А. Духновича. Священник Василий Бойчук по-русски и по-румынски прочел молитву "Отче наш". Выступающие говорили на двух языках - русинском и румынском. Язык русинов Румынии ничем не отличается от языка, на котором говорят в русинских селах Молдавии, так что языкового барьера не возникло. Председатель объединения русинов Молдавии Общественной организации "Русь" Сергей Суляк вручил председателю Культурного Союза Русинов Румынии Георгию Фирцаку, представляющему русинов в румынском парламенте, подарок - икону Св. Штефана Великого. Депутат подарил представителям "Руси" сборник своих парламентских выступлений и написанную им брошюру "Русины - народ несправедливо забытый".

Русинское возрождение, естественно, зиждется на энтузиастах. На празднестве выступал общеизвестный среди румынских русинов поэт Иван Мойсюк, один из современных русинских "будителей". Песни на его слова и на слова другого русинского поэта, Другуша Паулюка, и пела молодежь на фестивале. Иван Александрович Мойсюк говорит по-русски правильно, и без всякого акцента: "Чего удивляетесь? Мы же такие же русские!". С русскими старообрядцами Румынии у русинских активистов сложились отношения тесного сотрудничества.

Русины, как и другие национальные меньшинства Румынии, пользуются свободой национального самовыражения и финансовой поддержкой со стороны государства. Выходят журнал "Руська вiра" ("Русская вера"), действуют самодеятельные русинские коллективы, начат выпуск литературы, проводятся публичные мероприятия. Созданный в 2000 году Культурный Союз Русинов Румынии поддерживает связи с русинскими организациями Венгрии, Словакии, Украины. Его руководители участвуют во Всемирных конгрессах русинов. Георгий Фирцак является сопредседателем этой международной организации.

Есть в русинском движении и трудности. Русинов разделяют конфессиональные различия. Большинство среди них составляют православные, но есть и греко-католики (униаты). Унаследованное от прошлого многообразие этнонимов накладывает свою печать на национальное сознание русинов. В селе Дэрмэнешть совместно проживают и прекрасно находят общий язык русины, украинцы и гуцулы. Здесь, скорее всего, имеют место не этнокультурные различия, а расхождения в публичной национальной самоидентификации. Нечасто, раз в месяц, слышат русины родную речь по радио или по телевидению. Отсутствие школьного обучения и литературы на русинском языке подрывает этнокультурную самобытность русинов. Девушки и молодые люди, поющие русинские песни, помнят, что они русины, но между собой чаще разговаривают на языке школьного обучения, т.е. на румынском.

История русинов Румынии еще не написана. С.Г. Суляк, автор книги "Осколки Святой Руси", напомнил в своём выступлении о том, что первые сообщения византийских писателей о проживании их предков на Внутрикарпатском плато относятся в VI веку, что в XIII - XVII веках славянский язык, столь близкий к разговорному языку русинов, был языком летописей и делопроизводства, то есть официальным языком не только в Молдавии, но и в Валахии и Трансильвании, что еще в XIX столетии бытовало наименование "Семиградская Русь". Исторический экскурс С.Суляка вызвал неподдельный интерес и даже удивление не только молодых людей, но и их представителей старшего поколения. В Дэрмэнеште никто не смог нам разъяснить, откуда у села со славянским населением румынское название.

В древней Сучаве немало памятников молдавской истории. Многие из них находятся в прекрасном состоянии, некоторые, несмотря на экономический спад, реставрируются. Действуют церкви. Полон молящихся храм Константина и Елены, где с 1402 года покоятся мощи самого почитаемого святого Молдавского княжества Иоанна Нового. В программу празднества устроители включили и посещение старинного монастыря Драгомирна. Русины считают его и своей святыней. В монастырском музее участники фестиваля увидели ряд древних книг на славянском языке, а также старейшую, отпечатанную в 1642 году, книгу на молдавском языке - "Казания" митрополита Варлаама, написанную традиционной молдавской кириллицей, так называемым "молдавским изводом".

Сохранение этнокультурного многообразия задача общеевропейского, да и всемирного масштаба. Для возрождения русинского этноса необходимо объединение усилий нескольких государств. Обновление исторической памяти русинов неизбежно хотя бы потому, что этого требует сама логика познания.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Михайлов
Все статьи Петр Михайлов
Русинский вопрос
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
«Необандеровские романтики легко меняют идеологически перчатки»
Бандеровщина, как любой нацизм, – идеология ущербных людей, остро ощущающих невостребованность, но относящих свои проблемы на счёт «враждебного», «не понявшего» их «величия» общества
23.01.2024
Карпатские русины в поисках идентичности
Борьба карпато-русского и украинского движения в Подкарпатской Руси в 1920-е годы
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии