Бог так близко, а суета и мир так далеко...
Инокиня Наталья Мансурова
Путешествие из Петербурга в Ригу - это целая паломническая история: альбом живых фотоэтюдов, исписанные блокноты, запечатлевшие ход мысли, биение сердца, томление души...
Дни здесь бегут, как серебристые облака, - послушайте, посмотрите, здесь мы встречаем то, что ищем в жизни, вот что делает с человеческими сердцами, душами, глазами особая пустынская тишина, такая благодатная тишина, называемой Верой.
Опыт паломничества - Надежда. Все это напоминает рижско-петербургский роман. Его монолог к нам. "Думал ли ты когда-нибудь, что все, касающиеся тебя, касается одинаково и меня. Ибо, касающееся тебя, касается зеницы ока Моего. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и я возлюбил тебя, а потому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, если враг придет, как река, - я хочу, чтобы ты знал, что от Меня это было. Я - Бог, располагающий твоими обстоятельствами. Ты не случайно оказался на своем месте: это - то самое место, которое Я тебе предназначил"[1]. Счастьем было быть там...
Тысяча с чем-то минут, проведенных в Спасо-Преображенской пустыни, расположенной недалеко от Елгавы, - это ведь целая история! Сюжет для рассказа или что-то около того. Путешествие в Спасо-Преображенскую пустынь - это реальная история, которая будет переходить из поколения в поколение, из сердца в сердце каждого из нас.
История Спасо-Преображенской пустыни неразрывно связана с Рижским Свято-Троице-Сергиевым монастырем, которому она принадлежит. Основательницами обители стали фрейлины двора Императрицы, сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители - член Государственного Совета, статс-секретарь Б.П.Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины М.Н.Мансурова, урожденная княжна Долгорукова - наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания.
В Ригу Мансуровы приехали в 1887 году в связи с болезнью младшей дочери Натальи. Здесь семья включилась в активную благотворительную деятельность: основала воскресную школу, участвовала в создании народного училища, библиотеки, бесплатной столовой, взяла под свою опеку заключенных и их детей в Рижской женской тюрьме. После исцеления Натальи, в знак благодарности Богу, в 1891 году Мансуровы основали приют для девочек и богадельню с чтением неусыпаемой Псалтири. Вокруг сестер постепенно образовалась Свято-Троице-Сергиева община.
Однако община не имела собственных помещений, их приходилось арендовать. Не было и храма для проведения полноценных монастырских служб. Благодаря хлопотам и ходатайствам устроительниц, Святейший Синод даровал общине в собственное владение земельный участок на улице Красного Барона в Риге. В 1893 году с помощью собранных пожертвований был выстроен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского (действующий и поныне). Среди благотворителей был тогда и отец Иоанн Кронштадтский. На свои средства он заказал резной дубовый иконостас, который сохранился до наших дней.
При духовной поддержке великой подвижницы, игумении московского Страстного монастыря Евгении Озеровой, в душе сестер зрело решение удалиться от мира. Батюшка Иоанн Кронштадтский благословил их и предупредил, что, возможно, они встретят не только гнев отца, но и осуждение света, близких и знакомых, но ничто не должно их смущать, ибо они следуют за Христом. В 1894 году сестры Мансуровы приняли иноческий постриг.
17 июня 1894 года пришло радостное известие: Государь Александр III соизволил отвести в дар Свято-Троицкой общине более ста семидесяти десятин казенных лесов под Митавой (Елгавой). Ходатайствуя о наделе общины землей, сестры Мансуровы думали не только об укреплении растущей городской обители. Они имели горячее желание основать в лесу тихую пустыньку - место углубленной молитвы и богомыслия.
С иконой в руках отыскали место будущей пустыни, и летом 1895 года здесь поселились первые шесть сестер. Беление воска и заготовка дров продолжались до сентября. Затем все переселялись в город и возвращались только с наступлением весны.
1897 год прошел в хлопотах и заботах о возведении храма. Он нужен был проживавшим в пустыни сестрам, окружающему православному населению и особенно сезонным рабочим. В строительстве храма не менее заинтересованы были и сами православные заводчики. Они во всем и помогали. В 1899 году был освящен первый храм пустыни в честь Преображения Господня. Тогда же была выстроена часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника - покровителя пустыни. И с этого времени в лесной обители началось постоянное пребывание сестер во главе с инокиней Наталией.
19 сентября 1901 года старшая сестра была пострижена в монахини с наречением имени Сергии. Спустя два месяца приняла постриг и младшая сестра, нареченная Иоанной. 12 января 1902 года общину преобразовали в общежительный монастырь с таким числом монашествующих, какое обитель могла вместить и обеспечить. В 1908 году был освящен деревянный храм во имя преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. В 1909 году тихую Преображенскую пустынь посетила ныне прославленная в лике преподобномучениц Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Больше недели провела княгиня среди сестер, знакомясь с их жизнью. В 1915 году, к моменту эвакуации монастыря в глубь России в связи с военными событиями, в обители было 200 сестер.
После окончания Первой мировой войны сестры стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илуксткого монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Теперь эта икона почитается не только сестра ми Рижского монастыря, но и православными всей Латвии. Бывшая настоятельница Рижского монастыря, игумения Сергия (Мансурова) после эвакуации не вернулась обратно. Обе сестры переехали в Царское Село. Придел Успения Божией Матери в рижском храме Святой Троицы не стал для них усыпальницей, как это мыслилось первоначально. Старшая сестра окончила свой жизненный путь в Царском Селе, где и была похоронена в 1926 году. Ее останки с подобающими почестями перевезли и перезахоронили в Спасо-Преображенской пустыни в 1989 году. Младшая сестра, приняв схиму с именем Анны, после кончины сестры переехала на Азов. Место ее захоронения затерялось...
Вторая мировая война и немецкая оккупация принесли монастырю новые скорби и убытки. Но монастырь не закрывался, и когда при отступлении фашистов из Риги сестер побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, они категорически отказались. Пустынь выжила, и в послевоенные годы начался новый период ее истории.
В 1953 году духовником пустыни стал архимандрит Кирилл (Смирнов), в схиме Косьма. Монашеский подвиг он начал послушником Валаамского монастыря. В лихолетье едва не был расстрелян. Испытал все скорби того времени. Пребывание в пустыни отец Кирилл начал с обустройства жизни и быта сестер. Постепенно пустынь стала оживать, становилась все более известной. Паломники ехали отовсюду, нередко из самых дальних мест. Многие стремились именно к батюшке Кириллу, находя в общении с ним душевное утешение.
С 1969 по 1979 годы духовником пустыни был архимандрит Таврион (Батозский), известный исповедник Православной веры, проведший в заключение более 20 лет. Отец Таврион ежедневно совершал утренние и вечерние богослужения. Сам управлял левым хором, в котором пели и паломники. Вел обширную переписку. Принимал всех, кто приезжал в пустынь порой из самых дальних мест.
7 мая 1977 года в храме Святой Троицы был совершен чин поставления в игумении монахини Магдалины (Жегаловой). Ее жизнь связана с рижской обителью с детских лет. Здесь был священником ее отец, и она постоянно проживала в обители вместе с родителями. Имея хороший голос, музыкальный слух и музыкальную память, она с ранних лет с удовольствием помогала отцу в церкви. В семье помнили, как маленькая девочка говорила, что непременно будет игуменией. Тогда этому, конечно, не придавали значения...
Приметой времени было массовое проявление интереса к церкви, Православной вере. Многие стремились поступить в монастырь. Но мало кто имел реальное представление о монастырской жизни, церкви вообще, ибо росли и воспитывались в семьях воинствующих атеистов. Не случайно послушницами зачастую становились не благодаря, но вопреки желаниям родителей.
Игумения Магдалина понимала тревоги и сомнения молодых. Она опекала их духовно, разъясняла молитвенную сущность монашеского подвига. Но одновременно считала необходимым проявлять строгость, особенно в отношении неукоснительного соблюдения монастырских традиций, назидая сестер, прежде всего, своим личным примером. Ей удалось полностью запершить капитальный ремонт всех зданий и построить странноприимный дом, что позволило значительно улучшить условия для паломников.
При игумении Магдалине монастырь получил широкое признание как выдающийся православный духовный центр. Послушницы ехали сюда из разных мест России и из зарубежных стран. В обители часто пребывала послушница из Японии Ясуко Миядзава, в крещении Татиана. Она приняла постриг и теперь возглавляет один из православных женских монастырей Японии.
Постепенно рижский монастырь стал как бы наставником возрождающихся православных обителей. Общение с многоопытной игуменией Магдалиной, а также издавна сложившийся уклад монастырской жизни с ее вековыми традициями стал поистине бесценной школой возрождающегося монашества. Духовные дочери игумений Магдалины одна за другой стали получать приглашения из других епархий. За последние годы почти третья часть рижского монастыря выехала из Латвии в другие обители. Более двадцати сестер являются настоятельницами и игумениями. Сегодня это ответственное перед Богом и людьми послушание несут бывшая благочинная Спасо-Преображенской пустыни игумения Сергия (Конкова) в Дивееве, игумения Никона (Перетягина) в Шамордине, игумения Антонина (Шаховцова) во Владимире, игумения Олимпиада (Баранова) в Хотькове, игумения Митрофания (Перетягина) в Пензе, игумения Сергия (Рузавина) в Чебоксарах, игумения Любовь (Якушкина) в Ташкенте и другие.
Нынешняя благоустроенная пустынь уже мало напоминает ту затерянную в лесной глуши тихую и скромную обитель, где возносили молитвы первые насельницы. Происшедшие в мире за сто лет изменения неизбежно коснулись и жизни обители. Сестры стараются, чтобы внешние перемены не угасили благодатный молитвенный дух, созидавшийся несколькими поколениями монашествующих.
Главное в этой паломнической истории - Истина, внушающая каждому из нас смысл нашего существования. "Помни, что всякая помеха есть Божие наставление. Всякое жало притупляется, если ты научишься во всем видеть Меня, что бы ни коснулось тебя, - а потому положи на сердце все слова, которые Я объявил тебе сегодня - от Меня это было, - это не пустое слово для тебя, но это жизнь твоя..." [2]. И есть ты, пытающийся поймать интонацию сказанного.
Эта поездка нам покажет все, чем стоит дорожить, и все, что стоит любить, в этой жизни. И на вопрос: что утратил человек навсегда, чем он обладает вечно, - каждый из нас получил ответ.
В думах паломников, припорошенных благодатью пустыни, - Вера, Надежда и Любовь...
СНОСКИ
1 - Духовное наставление, ошибочно приписываемое прп.Серафиму Вырицкому. РЛ.
2 - То же.