Мне кажется, от декабря 1917 года верующие Вятки ожидали не разгорающейся революционной смуты. Они ждали совсем другого... 21 декабря должно было праздноваться 290-летие со дня кончины блаженного Прокопия Вятского. Но после февральского переворота смута все сильнее захлестывала Россию, с корнем выворачивая устои национального бытия. 1917-й год стал последним, когда память блаженного праздновалась по "старому" стилю. Почил-то святой Прокопий в конце декабря, а новый стиль "перетащил" ее в 1918 году уже на январь следующего, 1919-го, года. Даже в этих метаморфозах дат проявилось своеобразное юродство!
Житие блаж. Прокопия, его небесное покровительство земли Вятской - подлинное чудо, тихое чудо русского православия. Даже имя "Прокопий" переводится с греческого как "опережающий", "успевающий". Действительно, святой Прокопий опередил свое время.
"ОДР - ЗЕМЛЯ, ПОКРОВ - НЕБО..."
Блаженный явил себя миру в конце 16-го века, когда подвиг юродства проявился на Руси с необычной силой. Как писал в начале 20-го века ключарь собора Василия Блаженного свящ. Иоанн Ковалевский: "<...> ни в какой другой стране подвиг юродства так не процветал, как в древней Руси: в 14-м, 15-м и 16-м вв. <...>". За это время в русских святцах можно найти не менее 10 юродивых (только прославленных!). А ведь во всех странах времен высшего расцвета христианства в 5-10-м веках канонизированных юродивых можно насчитать в два раза меньше.[1]
Прокопий родился в 1578 году в дер. Корякинской недалеко от главного вятского города Хлынова в крестьянской семье[2] (или как уважительно уточняется в одном из старинных житий, "художеством бяху земледельцы").[3] Господь сохранил имена родителей святого - Максим и Ирина. Детишек у них долго не было. Поэтому Прокопий стал желанным моленным сыночком[4].
Рос младенец папе с мамой на утешение. Но в 12 лет с мальчиком случилось несчастье. Во время работы в поле его застала сильная гроза с молниями. Испуганный ураганом, Прокопий упал с лошади и потерял сознание. С плачем молились Максим и Ирина свят. Николаю Чудотворцу о сыне, и тот очнулся. Но болезнь совсем не прошла. Мальчик, точно полоумный, рвал на себе рубашку и ходил нагим. Как тонко пишет вятский священник Сергий Гомаюнов: "Безумство это не было притворным. Прокопий, по попущению Божию, ради славы будущих его подвигов подвергся демонскому нападению. Он увидел врага лицом к лицу. Можно предполагать, что это событие во многом определило его дальнейший жизненный путь".[5]
Тогда родители повезли больного отрока в г.Хлынов в Успенский монастырь, настоятель которого преп.Трифон отслужил молебен, покропив тяжко болящего святой водой. По молитвам преподобного Трифона мальчик получил исцеление.
Это встреча стала воистину судьбоносной не только для двух святых, но и для всей Вятской земли.
Но пока внешняя жизнь вновь вошла в привычное русло. В 17 лет, то есть примерно в 1595 году, Прокопий ушел в г.Слободской, где три года прислуживал священнику Екатерининской церкви о.Иллариону. Но когда юноше исполнилось 20 лет, родители решили его женить (такая же история была в свое время и с преп. Трифоном!).
Прокопий же видел свое предназначение совершенно в другом. Он ушел в Хлынов, где и начал юродствовать. По церковному преданию, и на отказ от женитьбы, и на крест юродства Прокопия благословил Трифон Вятский. Предание отразилось в акафистах, посвященных обоим святым. Так, в 1-м икосе акафиста блаж. Прокопию говорится:
"Радуйся, на подвиг юродства Христа ради свыше призванный. Радуйся, от преподобного Трифона на путь спасения наставленный и благословенный".
...Три десятилетия подвизался в Хлынове блаженный Прокопий, став живой легендой города. Шло время, Прокопий мужал, старился, но по-прежнему не имел крыши над головой, спал где придется, ходил по улицам почти нагим, дареную одежду отдавал другим или рвал. Летом он терпел укусы многочисленных мух и комаров, зимой переносил стужу. Поистине, пишет один из вятских историков начала 20-го века, одром ему была земля, а покровом - небо: "Это - жизнь юрода".[6]
Блаженный почти не разговаривал, поэтому многие его считали немым (только духовник юродивого священник Иоанн Калашников[7] знал, что Прокопий мог изъясняться нормально, но юродивый просил скрывать это до своей смерти). Особенно поначалу многие его считали полоумным, глумились над юродивым, били и издевались.
Но постепенно стали замечать, что многие действия "безумного" прозорливы. Блаженный предсказывал недуг или смерть, исцелял от болезни (например, жену своего духовника). Если предузнавал о грядущем пожаре, то забирался на колокольню и звонил во все колокола.
Придя к сосланному в г.Хлынов боярину Михаилу Татищеву, Прокопий подавал узнику хлеб и воду, показывая через окошко, что вытащит его на свободу. И, действительно, вскоре опальный чиновник был освобожден.
Однажды блаженный зашел в приказную избу и снял с воеводы Жемчужникова шапку. Воевода уступил ему свое место. Тогда Прокопий взял Жемчужникова за руку и увел его в арестантскую. И что же? Вскоре пришло царское повеление на несколько дней заточить воеводу за провинность.
В Слободской Предтеченской церкви во время службы юродивый втолкнул в алтарь Корнилия Корсакова, который впоследствии стал священником, а позже игуменом Киприаном.
Жена вятского воеводы Александра Даниловича Приемникова-Ростовского Наталья очень почитала блаженного. Она приглашала его в свой дом, ухаживала за святым, угощала, одевала в чистые одежды. Но Прокопий, уходя из гостей, разрывал подаренную одежду, валялся до того, пока снова не запачкается.
Успенский собор Трифонова монастыря. Около него упокоился блаженный |
Блаженного похоронили у северной стороны Успенского собора. За 15 лет до этого здесь же упокоился и преп.Трифон Вятский.
ДВА СОБРАТА...
Начиная с 17-го века, жития преп. Трифона и блаж. Прокопия неизменно на соседствовали в вятских рукописных сборниках. Святые словно показывали: "Мы два - собрата. Как нас можно разделять?"
Об этом же - единственное широко известное посмертное чудо блаж. Прокопия. 3 марта 1666 года одержимой нечистым духом девице Марфе Тимофеевой после усердной молитвы в Вятском Успенском монастыре (напомню: именно здесь покоятся преп. Трифон и блаж. Прокопий) явились два светоносных мужа. Они называли друг друга Трифоном и Прокопием и обещали болящей скорое исцеление. И она, действительно, вскоре выздоровела.[8]
Но вот после этого чуда - тишина. Было вообще непонятно, кем был Прокопий для вятчан, почитали они его? Но вот случайно нашел рукопись - не маститого ученого, не церковного историка - дипломную работу студентки вятского вуза С.Юферевой. И Божиим промыслом это тоскливое неведение исчезает. Светлана пишет: у известного историка В.О.Ключевского еще в 19-м веке хранилось рукописное житие блаж. Прокопия, которое Ключевский датировал концом века 17-го. И вот неожиданная версия С.Юферевой - блаженный был прославлен благочестивым вятским архиепископом Ионой (Барановым).[9]
Владыка Иона возглавлял Вятскую кафедру в 1675-1699 гг., он вошел в историю Вятки тем, что начал строить каменные храмы, был основателем ряда обителей, усердным молитвенником и почитателем святынь, собирателем вятского церковного предания. Одним из главных деяний архиеп. Ионы стало прославление преп.Трифона Вятского. Владыка Иона даже почил в день памяти преподобного - 8/21 октября, и у его гробницы вятчане постоянно служили панихиды.[10]
Подтвердится ли смелая версия о том, что Владыка Иона прославил и блаж. Прокопия - покажут время и новые сведения. Но все-таки это предположение должно заставить нас еще раз посмотреть на свою историю с радостью...
Ведь того же преп. Трифона Вятского до середины 19-го века почитали на Вятке очень скромно (даже день памяти преподобного 8/21 октября проходил практически незамеченным). Только в 1860-1870-е годов в честь преподобного начали освящать храмовые престолы, повсеместно устраивать крестные ходы. Эта многолетняя напряженная миссионерская работа принесла, в конце концов, свои плоды: почитание святого Трифона возрастало, он стал воистину Вятским! Довершил дело 1912 год, когда без преувеличения вся Вятская страна отмечала 300-летие преставления преп. Трифона.
С лихвой преподобный испил чашу теплохладного отношения. И зная горечь этой чаши, словно за руку повел своего младшего собрата, блаж. Прокопия, по тернистым путям истории к нашим душам. Преподобный словно спрашивал: "Для вас я Вятский? Так вот, Прокопий тоже Вятский!"
На иконах святых стали изображать вместе. Такое соседство было ярче многих слов, оно стало свидетельством евангельской истины: "Ваши же блаженны очи, что видят" (Мф., 13, 16). Эти иконы распространялись во время крестных ходов, посвященных Трифону Вятскому.[11]
А в 1880-х годах в Успенском Трифоновом монастыре на отпустах стали постоянно произносить имена преп. Трифона и блаж. Прокопия. Такое новшество было столь необычно для пожилых священников, что они с большим трудом привыкали к нему[12] (хотя справедливости ради надо сказать, что еще в синодике Слободского Богоявленского собора, ведущегося с 17-го века, поминали "Прокопия юродивого"[13]).
Первым вятским архиереем, начавшим постоянно произносить на отпустах имена свв. Трифона и Прокопия, стал еп. Никон (Софийский). Вятскую кафедру возглавлял в 1901-1904 годах. 28 мая 1908 года, будучи экзархом Грузии, принял мученическую кончину от рук террористов, которые нанесли ему восемь ран.
Но все-таки почитание блаженного Прокопия отставало от почитания Трифона лет на двадцать-тридцать и было более скромным, более тихим...
Преп.Стефан (Куртеев) много писал о блаженном |
Но, как говорится, нет худа без добра. Находясь в ссылке в Успенском монастыре, отец Стефан мог молиться преп. Трифону и блаж. Прокопию. Батюшка черпал силы у своих предшественников, которые также претерпели непонимание и злобу со стороны окружающих. Во время своего вынужденного затворничества (жил батюшка в специально построенной келье) преп. Стефан писал много духовных сочинений. Возможно, именно тогда составил и выпустил жития обоих святых.
Сочинения о.Стефана (Куртеева) были очень популярны, и, конечно, посеяли немало благих зерен в сердцах вятчан. Причем, о. Стефан не просто переложил житие Прокопия, но и рассказал о блаженном Уаре, который жил в Вятке в первой половине 19-го века и был похоронен в Успенском Трифоновом монастыре. Его могила у Трехсвятительской церкви находилась рядом с могилой другого юродивого - Антипы. Обе могилы верующие вятчане очень почитали, постоянно служили здесь панихиды (к сожалению, могилы не сохранились).
Так вот, блаженный Уар тоже ходил летом и зимой в одной рубахе и терпел мороз до 30-ти градусов. Этот рассказ, пишет о. Стефан, нужен "для того, чтобы мы не сомневались в таком сверхъестественном подвиге блаженного Прокопия". В сильный морозный вечер, продолжает батюшка, Уар стучался в двери одного из домов, но его не пустили. Утром видели, как блаженный вылез из сугроба, где пролежал всю ночь...[15]
Этими книжечками о.Алексанр Флоров пробуждал у вятчан память о Прокопии |
Но самое главное - идею строительства горячо поддержал архиепископ Вятский и Слободской Алексий (Опоцкий). Надо сказать, о Владыке Алексии, возглавлявшем кафедру в 1896-1901 годах, у вятчан осталась самая добрая память. Приезжавший через несколько лет в Вятку св. праведный Иоанн Кронштадтский, увидев портрет Владыки, очень тепло отозвался о нем: "Мой знакомый; добрый симпатичный епископ".[16]
Особенно радостно, что позже, уже служа на Тверской кафедре, Владыка стал одним из восстановителей почитания св. праведной княгини Анны Кашинской, которое торжественно свершилось в 1909 году.[17] Здесь стоит напомнить, что хотя в 1649 году на Соборе Русской Церкви было установлено почитание св.Анны, в Кашине освятили ее храм, а от мощей святой происходили многочисленные исцеления, в 1677 году ее имя вычеркнули из святцев. Официальное объяснение - пальцы княгини сложены в двоеперстие. Только при Государе-мученике Николае II почитание Анны Кашинской было восстановлено. На прославление приехала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. А непосредственным организатором этих масштабных торжеств стал Владыка Тверской Алексий (Опоцкий).
Это был огромный труд во славу Божию. Своеобразным прологом ему стали и вятские труды еп. Алексия, связанные с прославлением блаж. Прокопия. 21 мая (3 июня н. ст.) 1897 года после литургии в с.Бобино был свершен крестный ход в деревню Митино, на родину блаженного Прокопия, Это день особенный - начало Великорецкого крестного хода! И замечательно, что именно тогда в Митино при большом стечении народа и освятили часовню.[18]
Еп.Алексий (Опоцкий) заложил и освятил на Вятке первый Прокопьевский храм |
Поистине промыслительно, что почил архиеп. Алексий в 1914 году 20 декабря[21] - то есть накануне дня памяти блаженного Прокопия. Верим, что молитвами святого Владыка сподобился стяжать Царствия Небесного...
И еще одна праведная кончина связана с именем блаженного. Впрочем, "верно слово: если мы с Ним умерли, то мы с Ним и оживем" (2 Тим., 2, 11). Спустя три недели после освящения храма Прокопия Вятского неожиданно, 6/19 октября 1898 года, острым воспалением легких заболела настоятельница Слободского Христорождественского женского монастыря игумения Мария (Попова). Сестры обители молились об исцелении матушки, но она уже предвидела исход болезни, часто повторяя: "не держите меня! домой пойду!.."
Через три дня, утром 9/22 октября, на следующий день после празднования памяти преп. Трифону Вятскому, игумения Мария тихо отошла в вечность. Современники писали, что "редким в мире и обителях приходится умирать такою тихою и мирною смертию, какой скончалась матушка игумения Мария".[22]
Перед кончиной игумения Мария благословила свою преемницу, матушку Олимпиаду, образом преп. Трифона и блаж. Прокопия (и случилось это, скорее всего, именно 8/21 октября, в день памяти преподобного). Сейчас эта икона с собственной надписью иг.Марии находится в Троицкой церкви г.Слободского.[23]
Спустя несколько лет, в 1903 году, иг. Олимпиада побывала в Сарове на прославлении Батюшки Серафима. И вот нечаянная радость! Там матушка была представлена Царской семье. Более того, Великим постом следующего, 1904 года, игумению Олимпиаду вызвали в Петербург, где она была принята императрицей Александрой Феодоровной. Матушка привезла Государыне в подарок образ преп. Трифона и блаж. Прокопия, написанный сестрами обители.[24]
А 18/31 августа 1913 года в том же г.Слободском, но уже в мужском Крестовоздвиженском мужском монастыре был освящен придел во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия.[25]
ЖАЖДА ПРАЗДНИКА
И все же упоминаемый выше еп. Никон (Софийский) упустил поистине исторический шанс сделать имена свв. Трифона и Прокопия общим достоянием вятской православной жизни. В 1901 году Св. Синод начал, не побоюсь слова, великое дело. Всем епархиям было велено представить имена местночтимых святых, не занесенных в синодальные святцы.
Занялись этим и на Вятке. Сведения собирались со всех благочиний. Вот тогда и выяснилось, что блаж. Прокопия вместе с преп. Трифоном чтут в ряде сел Вятского, Глазовского и Уржумского уездов.[26]
В 1903 году Синод выпустил "Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами общецерковно и местно".[27] Были в нем и имена преп. Трифона и блаж. Прокопия. Но Владыка Никон не довел начатое до конца, не разослал по приходам указание обязательно служить в дни памяти вятских святых.
Так что, к сожалению, почитание блаженного прочно не укоренилось. Наверное, было мало и таких деятельных искренних батюшек, как о. Александр Флоров. Да и сами верующие не взогревали в своих сердцах почитание Прокопия. Даже в 1915 году прот. Иоанн Осокин писал: "Торжественное служение в день памяти блаж. Прокопию совершается, как нам известно, только в Вятском Трифоновом монастыре, во всех же других церквах совершается простодневное богослужение".[28]
Вот так... Зато было отмечено 300-летие кончины св. Прокопия, которое пришлось на 1928 год. Отмечено, как положено, крестным ходом вокруг Успенского собора с участием духовенства Троицкого Кафедрального и Спасского соборов. Все хорошо, благолепно, только вот все эти храмы были к тому времени захвачены... обновленцами.[29] Сам лже-митрополит Александр Введенский собирался приехать на торжества.
А если взглянуть с другой стороны, блаженный и здесь поюродствовал, словно обращаясь к православным: "Может, хоть сейчас меня вспомните". Думается, православные не могли равнодушно отнестись к тому, что юбилей св. Прокопия используют раскольники и сами отметили памятную дату.
Впрочем, потом было не до праздников. В 1940 году закрыли одну из главных святынь, связанных с блаж. Прокопием - церковь в с.Митино. Для этого использовали стандартный сценарий: надавили на членов приходской двадцатки, заставив их написать отказные заявления. Итоги этой работы подытожены в бойком отчете: "Всего в двадцатке при Митинской церкви состояло <...> 18 человек, из них 15 человек подало заявления об отказе, <...> один психически больной, двое по возрасту более 70 лет находятся в больнице".[30]
Правда, в ноябре 1943 года верующие с.Бобино обратились к властям с просьбой открыть митинский храм. Православные настаивали: бобинскую церковь сломали в 1930-е годы, а митинская, находящаяся от села всего в 3,5 километрах, была в свое время построена именно на деньги бобинских прихожан.[31] Прокопьевская церковь в военные годы не была снесена, в ней находилась школа.[32] В феврале 1944 года кировский облисполком без лишних объяснений отказал в открытии храма.[33]
Но как росточек пробивается сквозь мертвую толщу асфальта, так и имя блаженного Прокопия не ушло в небытие. Вновь, как и в начале 20-го века, протянулась ниточка между преп. Серафимом Саровским и вятским святым. Тогда, в 1903-м, вятские купцы-единоверцы, приехав с саровских торжеств в честь прославления преп.Серафима, решили построить храм святому. И построили, да такой, что любо-дорого глядеть. Но и он не избежал участи закрытия в годы гонений. К началу Великой Отечественной в Вятке не осталось ни одного действующего храма. Ни одного!
Но именно Серафимовскому собору с 1942 года суждено было стать на несколько десятилетий центром местной духовной жизни. Тогда, в день Тихвинской иконы Божией Матери, в храме после нескольких лет отслужили первую службу - и этот день чтится наравне с престольными праздниками.
Спустя годы в Серафимовском соборе обустроили нижний пещерный храм. И один из приделов посвятили преп. Трифону и блаж. Прокопию. Еще не было масштабного открытия и строительства храмов 1990-х годов, и такое освящение было важно - вятские святые благословляли вятских людей.
Но, к сожалению, бесполезно искать в православной периодике свидетельства о помощи святого. Безмолвствует и церковное предание. Хотя, конечно, возможно, что какие-то рассказы до сих пор под спудом. Впрочем, может, главная причина в нас самих?
Если бы вы приехали 2 января 2002 года на всенощное бдение в вятский Успенский собор, где покоятся мощи блаженного, вас встретила бы полу-темень. Двое служащих священников, с два десятка прихожан. Не праздник, а тоска. Но если бы через год вы попали в тот же Успенский собор, вы бы удивились перемене. 3 января 2003 года, в день памяти блаженного, литургию возглавлял архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф с сонмом духовенства. Собралось много верующих. Многая лета вятскому Владыке за то, что он понял жажду праздника и своим архипастырским решением превратил службу блаженному в подлинное торжество.
Святой нужен нам - нужен своими молитвами "за страну Вятскую и люди ея". За последние годы на Вятке прославлены несколько новых святых. Дело благое. Только вот о блаж. Прокопии вспоминаем не часто, чтим худо. Разве таким пренебрежением мы не гневим Бога?
УЛЫБКА СВЯТОГО
Так удалось ли нам догнать "опередившего время"? Сказать "да" - значит покривить душой. Но все же, все же... Меня поразило, когда на ряде интернет-сайтов нашел одинаковые сведения, что в с.Прокопьевском Шабалинского района Кировской области есть храм Прокопия Вятского. А дело-то в том, что храм посвящен небесному покровителю юродивого - блаж. Прокопию Устюжскому. Но эта неожиданная ошибка дает нам урок: если в виртуальном пространстве Интернета Прокопьевский храм есть - значит, должен быть и на Вятской земле.
И еще. В конце 19-го века при храме Прокопия Вятского была открыта школа. Вот и первый в нынешней Вятке православный детский сад и воскресная епархиальная школа наречены во имя блаженного Прокопия. Наверное, это промыслительно. "Не плотские дети, суть дети Божии" (Рим., 9, 8).
Только ребенок может встречать каждого с улыбкой. Никогда не забуду, как в Почаевской лавре мы, вятские паломники, поднимались после литургии из пещерного храма во имя св. Иова Почаевского. Наверх из этого храма ведет галерея, на стенах которой изображены все святые земли Русской в хронологическом порядке, начиная с девятого столетия. И так радостно было найти лики преп. Трифона Вятского и Леонида Устьнедумского. И блаженного Прокопия с веселой-веселой улыбкой...[34]
Вот так он встретит и нас, если будем достойны, в Царствии Небесном.
Артем Владимирович Маркелов, Вятка (Киров)
Автор будет благодарен за любые свидетельства о современном почитании блаженного Прокопия Вятского - за рассказы о случаях его молитвенной помощи; за сведения о храмах и иконах, ему посвященных или о людях, нареченных в честь святого.
Писать можно по адресу: 610000 г.Киров (Вятка), главпочтамт, до востребования. Маркелову Артёму Владимировичу.
E-mail: avkimarkelov@mail.ru
СНОСКИ:
1. Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1992 (Репринтное издание 1902 г.). С.141.
2. Вехи жития святого даются по книге: Житие преподобного Трифона и Блаженного Прокопия Вятских Чудотворцев (Составил иеромонах Стефан). Б.м., б.г. (Воспроизведено с издания 1893 г.). С.36-40.
3. Цит. по: Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский чудотворец (составил свящ.А.Флоров). Вятка, 1898. С.6.
4. Живые иконы (Святые и подвижники Вятской земли). Авторы-составители Гомаюнов С., свящ.; Маркелов А. Киров, 1999. С.36.
5. Там же. С.37.
6. Одоев А. К канонизации преп.Трифона и блаж.Прокопия, вятских чудотворцев // Вятские епархиальные ведомости (далее - ВЕВ). 1903, N10 (отд. неофиц.). С.423.
7. Бехтерев Н., Васильев С. История Вятского края с древних времен до начала 19 столетия. Вятка, 1870. Т.1. С.186.
8. Житие преподобного Трифона и Блаженного Прокопия Вятских Чудотворцев (Составил иеромонах Стефан). Б.м., б.г. (Воспроизведено с издания 1893 г.). С.40.
9. Юферева С. Житие Прокопия Вятского как исторический источник (Дипломная работа). Киров. 1993 // Кировская областная научная библиотека им.А.И.Герцена (2019/П14). С.46.
10. Cм.: Живые иконы (Святые и подвижники Вятской земли). Авторы-составители Гомаюнов С., свящ.; Маркелов А. Киров, 1999. С.63 - 77; Архиерейская дорожка (Материалы к жизнеописанию святителя Ионы (Баранова), архиепископа Вятского и Великопермского). Автор-составитель Маркелов А.. Киров (Вятка), 2005.
11. Исторический очерк почитания преп.Трифона, Вятского чудотворца // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1912, вып.1-2. С.42.
12. Там же. С.43.
13. Рукопись хранится в Кировской областной научной библиотеке им. А.И.Герцена (Д1431/П10), Л.4.
14. В 2002 году прославлен в лике местночтимых святых Вятской епархии. Память 17/30 августа.
15. Жизнь преп.Трифона и блаж. Прокопия вятских чудотворцев. Вятка, 1899. С.47.
16. ВЕВ. 1905, N17. Приложение. С.22.
17. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. Москва, 1996. С.114-115, 234.
18. ВЕВ. 1897, N11 (отд. дух.-лит.). С.552.
19. ВЕВ. 1898, N19 (отд. дух.-лит.). С.1010.
20. ВЕВ. 1897, N10 (отд. дух.-лит.). С.480.
21. Архиепископ Алексий // ВЕВ. 1915, N1-2 (отд. неофиц.). С.18.
22. Цит. по: Чураков Д. Подвижницы благочестия Слободского Христорждественского монастыря // Конференция "Обретение святых" (г.Киров (Вятка, 2001). Б.м., Б.г. С.41.
23. По данным диакона Димитрия Чуракова.
24. Кедрова С. Христорождественский женский монастырь в гор.Слободском Вятской епархии // ВЕВ. 1905, N6 (отд.дух.-лит.). С.354-355).
25. ВЕВ. 1913, N39 (отд. дух.-лит.). 1160-1163.
26. Исторический очерк почитания преп.Трифона, Вятского чудотворца. С.51-52.
27. Там же. С.56.
28. П.И.О-н. Памяти Прокопия Вятс., Христа ради юродивого // ВЕВ. 1915, N51. С.1489.
29. Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО), ф.Р-1258, оп.1, д.1787. Л.6; Маркелов А. Под эгидой обновленцев // ВЕВ. 1998, N2. С.4.
30. ГАКО, ф.Р-2169, оп.44, д.197. Л.20.
31. Там же. Л.48.
32. Там же. Л.52.
33. Там же, д.12. Л.30.
34. Маркелов А. Трещинка на часовом стекле // Воскресенiе (Православное приложение к газете "Киров вечерний"). 1999, 20 августа. С.2.