Дом Божий в храме искусств

7 декабря - память великомученицы Екатерины (IVв.)

Новости Москвы 
0
587
Время на чтение 17 минут
Образцом добродетелей, благоуханным цветом чистоты, красоты и мудрости суждено было стать этой александрийской царевне для христиан последующих поколений. Желание встречи с достойным женихом преобразилось в душе прекрасной Екатерины в стремление соединиться с Женихом Предвечным, любовь к Которому, открывшаяся ей, увенчалась мученическим венцом. В день ее памяти обратимся к вмц.Екатерине словами молитвы: "О, премудрая дево! Даруй нам вся, яже к пользе прошения: можеши бо многая испросити у возлюбленнаго Жениха, Христа Бога нашего. Мы вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествуемая благоутробием Милосердаго Бога, Емуже слава, честь и благодарение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Этой великомученице древности в Петербурге были посвящены три приходские церкви (храмы на Съездовской линии Васильевского острова и в Мурино возвращены Церкви, а Екатерингофская церковь, на месте которой построили кинотеатр "Москва", была разобрана); а также шесть домовых, единственная из которых возрождена. Домовой церкви вмц. Екатерины в Академии художеств и посвящен этот рассказ, тем более, что недавно церковь отметила десятилетие своего освящения.

Но богослужения в академической церкви стали совершаться раньше, еще с 1991 года, этот храм явился первым из возрожденных в России в конце XX века при высших учебных заведениях.

вмч. ЕкатеринаЦерковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств как домовой храм является органичной частью исторического здания Академии. С торжественной закладки будущей церкви при участии императрицы Екатерины II началось строительство здания Императорской Академии художеств в 1765 году. Так что у возрожденной церкви в этом году два юбилея, и это хороший повод для рассказа об ее истории, тем более, что к десятилетию освящения храма Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира издан сборник статей "Домовая церковь св.Екатерины Академии художеств" ("Знаки", СПб, 2005 /Сост. канд. искусствоведения Н.С.Кутейникова). С помощью этого издания познакомимся с историей домового храма.

В первые годы своего существования Академия художеств, созданная по указу императрицы Елизаветы от 6 ноября 1757 года, не имела своего здания и, соответственно, храма. Церковь академисты посещали по воскресным и праздничным дням (это был ближайший к Художественной школе тогда еще деревянный Андреевский собор), занятия по катехизису у них проводил иеромонах из Кадетского корпуса, расположенного по соседству.

В январе 1765 года в Правительствующий Синод была доставлена просьба снабдить Академию "походной церковью со всею принадлежащей ей утварью". Прошение было удовлетворено, к присланной церкви был определен иеромонах Иосиф (Зеленский). Уже в ночь с 2 на 3 апреля 1765 года в Академии состоялось первое Пасхальное богослужение с большим крестным ходом и литургией. Первая походная церковь прослужила Академии более пятидесяти лет.

28 июня 1765 года, в годовщину восшествия на престол императрицы Екатерины II, с пышной торжественностью была совершена закладка здания Академии с домовым храмом, который первоначально собирались посвятить преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в период иконоборчества (VIII в.). Торжество по закладке церкви возглавили митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). В фундамент церкви под пение певчих "Тебе, Бога, хвалим..." собственноручно императрицей Екатериной была заложена вызолоченная "скрынка", дощечка с надписью о совершавшемся событии, камень "из порфира российского сделанный" с вензелем императрицы. Увы, из-за нехватки средств строительство основанной церкви было закончено лишь через несколько десятилетий. Особенно долго длились эпопеи по созданию купола и внутреннего убранства храма. Было сделано несколько проектов, среди авторов которых такие известные имена как А.Ф. Кокоринов, Ю.М.Фельтен, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, но завершить строение было суждено другому выдающемуся архитектору - Константину Тону.

В 1829 году К.Тон наряду с другими архитекторами предоставил свой проект отделки церкви на "высочайшее усмотрение". Николай I одобрил тоновский вариант, к работам над которым приступили в 1832 году, через год церковь была отстроена вчерне, а в 1837 г. - закончена и освящена в честь небесной покровительницы основавшей её императрицы.

Замысел Тона был прост. Он убрал деревянные колонны, хоры и ротонду. Открыв окна верхнего яруса, сделал храм светлее. Свод предложил выбелить, а пилястры и стены отделал под мрамор оранжево-охристого цвета, с которым гармонирует розовый колер стен. Резной иконостас был сделан в соответствии с замыслом архитектора наподобие римской трехчастной триумфальной арки, строгой по рисунку.

Во время строительства были сделаны заказы академическим мастерам на живопись и скульптуру. В алтарной апсиде П.В.Басин написал "Сошествие Святого Духа на апостолов". По свидетельству современников, это изображение стало "одной из драгоценностей русской школы". Для запрестольного образа Ф.Бруни сделал повторение "Моления о чаше", столь любимого Николаем I. В.К.Шебуеву дали заказ на создание плафона, представляющего "Славу Всевышнего", и полотна для западной стены - "Крещение народа при великом князе Владимире в Киеве", образы св.Екатерины, св.кн. Александра Невского и "Тайной вечери" для иконостаса. А.И. Иванову заказали "Несение тела Христова ко гробу в сопровождении Божией Матери, святых мужей и жен". Ф.П. Брюллов написал лики Архангелов Михаила и Гаврила. Скульптор Б.И. Демут-Малиновский создал статуи четырех евангелистов, которые и ныне находятся на карнизе, в углах большого зала.

Легкость, обилие воздуха, строгая торжественность классицистических форм и, одновременно, праздничная нарядность отличают этот церковный зал по проекту К.Тона. В этом облике храм возрожден в наши дни. (Нет, правда, вызолоченного с резными царскими вратами иконостаса, настенной живописи знаменитых академических мастеров и некоторых других деталей церковного убранства).

Количество церковнослужителей в академической церкви всегда было невелико и включало трех человек: иеромонах, иеродиакон и церковник (или священник, диакон и причетник). Кроме служб, проповедей слова Божия и "толкования обучающемуся юношеству в классах Божественного Закона" для всех православных читался курс Священной и церковной истории, несмотря на то, что при поступлении ученик должен был знать катехизис и краткий вариант этой истории.

Весь учебный процесс в значительной степени был соотнесен с главными религиозными и государственными праздниками. Вступление в брак, рождение детей, празднование юбилейных дат, открытие выставок, похороны, - все эти события не обходились без церковных служб. Некоторые академические мероприятия были приурочены к церковному календарю. Так, регулярные богослужения в академическом храме начинались 8 сентября по старому стилю, т.е. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Весенние выставки обычно открывались в залах Академии художеств в первую неделю Великого поста и продолжались не менее шести недель.

Доходы служителей храма были невелики, тем не менее, убранство храма соответствовало академическому уровню. Еще в 1802 году профессорам предписывалось "при задании впредь задач ученикам стараться обращать труды их к таким предметам, которые могли бы послужить к украшению церкви". В 1807 году члены Совета, "желая видеть церковь Академии соответственно всему ее зданию, единогласно объявили, что они художественные украшения приемлют на себя без всякой платы". Впоследствии нередко за работы для церкви в качестве поощрения присуждались почетные звания, конечно, если профессиональный уровень работ соответствовал этому. Многое подарено было храму его прихожанами, что не только свидетельствовало об их любви к своей церкви, но и служило хорошим примером бескорыстия для молодого поколения.

В середине XIX века в культуре России стало заметно стремление к собственному национальному стилю, что отразилось во всех искусствах, и, конечно, в архитектуре и изобразительном искусстве. Академия художеств не могла остаться в стороне от этого процесса, она активно участвовала в его формировании. Важную роль должен был сыграть класс православного иконописания, устройством которого занялся вице-президент Академии князь Григорий Гагарин. И хотя по неизвестным пока исследователям причинам начинание это не осуществилось, сам факт попытки организации такого класса свидетельствует о растущем влиянии Православия, об усилении процесса осмысления национальных корней отечественного искусства.

В первые месяцы после революции церковь действовала, но уже в начале 1918 года был издан указ о закрытии домовых церквей. 9 апреля 1918 года в Академии художеств состоялось собрание, члены которого обратились в Отдел юстиции с ходатайством о: 1) сохранении церкви в неприкосновенном виде и продолжении богослужений; 2) разрешении создания при храме самостоятельного прихода, члены которого возьмут на себя все расходы по содержанию церкви и ее причта; 3) разрешении создания церковноприходского совета для заведования делами прихода. К 10 мая в члены прихода записалось более пятисот человек. Борьба за храм продолжалась более года. Правительство отказало Академии в ходатайстве. В ноябре 1918 года правительственным комиссаром по делам музеев церкви св.Екатерины было выдано охранное свидетельство как памятнику искусства и старины, в котором не могут вестись службы. Вновь последовали собрания, ходатайства, петиции...

В апреле 1919 года Отдел по охране памятников искусства разрешил возобновить службы в академическом храме. Но ненадолго, уже в октябре того же года Отдел юстиции сообщил, что "домовые церкви при правительствующих учреждениях могут быть обращены в приходские храмы только в том случае, если находятся в отдельных зданиях или обособленных флигелях, а поэтому ходатайство об открытии богослужений в церкви св.Екатерины, что в Петроградских художественных мастерских, удовлетворению не подлежит". Это был уже окончательный приговор. Храм закрыли и опечатали. Несколько лет церковное имущество сохранялось в неприкосновенности.

Но в 1924 году до Екатерининской церкви добрались Помгол (Комитет в помощь голодающим) и Музейный фонд. Работавшая в храме комиссия отобрала и вывезла предметы прикладного искусства, объяснив, что они имеют материальное, а не художественное значение. Оставшееся церковное убранство сохранялось в неприкосновенности до следующего, самого драматичного периода в истории домовой церкви и всей Академии - пролеткульта. В декабре 1928 года поступило распоряжение: "Оборудование церкви, не нужное Академии и не представляющее интереса для Русского музея", отдать в комиссию Госфондов. Внутреннее убранство церкви было приказано разобрать, а помещение превратить в зал для игры в мяч, хотя впоследствии храм использовали как клуб. Иконостас был снят и бесследно исчез, за ним последовали иконы и картины со стен. К марту 1929 года церковь была полностью разорена.

...Вторая жизнь возрожденной домовой церкви св. вмц. Екатерины началась четырнадцать лет назад. 10 июня 1991 года академический приход был зарегистрирован, а в ноябре того же года была совершена первая Божественная литургия. Невозможно переоценить вклад в дело возвращения храму первоначального предназначения его бессменного настоятеля, выпускника (а теперь профессора) института им. И.Е.Репина и СПб Духовной Академии, игумена Александра (Федорова). Говоря о целях и задачах вверенного ему прихода, о.Александр объясняет: "Цель у Церкви и у любого ее прихода одна - спасение человека, а задач много, для академической церкви они сосредоточены на двух направлениях: организация богослужения и всего, что ему сопутствует, в том числе и на благоукрашении храма, а также на организации христиански ориентированной внебогослужебной жизни. Для прихода при учебном заведении есть еще удивительная возможность преобразить профессиональную деятельность студентов.

Одной из важных перемен в жизни Академии уже через два года после возобновления жизни храма стало открытие мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А.К. Крылова. Новой вехой в сотрудничестве Академии художеств с Русской Православной Церковью стали живописные и скульптурные работы в воссозданном храме Христа Спасителя в Москве. В них самое активное участие приняли петербургские мастера, связанные с академическим институтом им. И.Е. Репина. Курсовые и дипломные работы многих студентов обращены к церковным темам".

Многие прихожане и служащие в Екатерининской церкви приняли священный сан. Так, первый регент домового храма Академии - диакон Виталий Головатенко - теперь священник и настоятель храма в Консерватории. Из Екатерининского прихода вышли также священники: протоиерей Александр Степанов, иереи Александр Панкратов, Вадим Опопченко, Роман Зеленский, Вадим Могилко, Виталий Грищук.

+ + +

Встретившись в эти праздничные дни с настоятелем Екатерининской церкви игуменом Александром (Федоровым) в Академии художеств, мы не могли избежать разговора о творчестве.

- Ваше преподобие, как понимать саму способность человека к творчеству с точки зрения православного вероучения?

- Вопрос о творчестве является на самом деле одним из самых христианских вопросов. Потому что как раз христианское вероучение дает нам понимание того, что человек создан по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке и его подобие как раскрытие этого образа (потому что образ есть нечто потенциальное, а подобие нечто уже осуществленное) заключается в том, что человек имеет в себе словесное начало, имеет свободу, имеет возможность любви и открытости к Богу и к людям. Человек отличается от всех иных созданий в животном мире именно тем, что обладает этим личностным началом, не индивидуальным в смысле обособленности от мира, а личностным - открытым к Богу, людям и миру.

Входит в это понятие и творчество - возможность создавать прежде не бывшее. Господь создает из ничего, человек создает из чего-то, но проявляет то творческое начало, которое тоже есть запечатленность в акте творения Божиим образом. Эта возможность, явленная в человеке, очень важна, и раскрывается в полной мере только тогда, когда образ начинает становиться подобием. Поэтому мы хотя и говорим, что человек создает что-то новое, но можно оценить это как некие прообразы, и уже здесь, на земле он является со-трудником Божиим по слову апостола Павла. И вот это со-трудничество, конечно, является творческим делом.

Деяния, которые человек может совершить во славу Божию, очень разнообразны и интересны, они касаются разных сфер. Это и словесное творчество, и творчество в человеческих отношениях (если они строятся во славу Божию, а не ради корыстных целей) и, конечно, творчество художественное, неслучайно о Премудрости Божией в Священном Писании еще Ветхого Завета говорится как о Художнице. А Премудрость Божия - это ничто иное, как название Второй Ипостаси Господа Бога - Сына Божьего Иисуса Христа. Можно сказать, что в творении мира запечатлено архитектурно-художественное творчество Самого Господа, но и в нашем малом человеческом творчестве, являющемся со-трудничеством Богу тоже открываются интересные вещи.

К церковному искусству мы должны отнестись как к сердцевине, но дальше, за сердцевиной, на периферии также есть прекрасные жемчужины, которые украшают этот мир, являясь проявлением человеческого творчества. Просто все должно находится на своих местах. Есть церковное ядро - сердцевина, и есть разнообразие на периферии. И если произведение искусства находится на периферии церковного искусства, это не значит, что оно плохое, там существует тоже много интересных и полезных вещей. О храме Божием можно сказать, что он своим присутствием преображает мир, также и об искусстве церковном. Исходя из этого можно понять, что отношение к творчеству в христианстве в корне отличается от понимания творчества где бы то ни было вне, и это очень существенно.

- Каждый человек одарен от Бога каким-нибудь талантом, и к любому занятию можно подходить творчески. Но существует и понятие "творческой профессии" (да, мирское понятие, но оно объективно существует, мы понимаем, о чем идет речь). Как с христианской точки зрения воспринять это явление? Согласиться с тем, что особо одаренные люди - избранные - мы не можем. Это те, "кому больше дано, и с кого больше спросится"? Тогда возникает следующий вопрос: а действительно ли им больше дано? Может, в чем-то больше, а в другом они обделены? Поясню свою мысль: не секрет, что талантливые люди нередко горды, тщеславны, капризны. И может, простец, не имеющий ярких талантов, богаче христианскими добродетелями - кротостью, смирением, терпеливостью, но эти качества сокровенны, не кричат о себе, мир не замечает их.

- Думаю, во многом вы уже ответили на свой вопрос. На самом деле, конечно, каждому человеку от Господа дан дар. И не наше дело измерять: кому больше дано, кому меньше. Наше дело - почувствовать, увидеть тот дар, который дан нам, и его развить, а не похоронить. В этом состоит наша задача. Если кто-то почувствует, что его дар связан с таким-то служением - изобразительным искусством, например, то надо постараться развить его и осуществить. Бывает, человек одновременно два-три дела может делать равноуспешно. Опять-таки, не измеряя величие этого дара, нужно просто служить Богу. И если все получается, это нормально, необходимо благодарить Бога за то, что получается. А вот если похоронил дар, это хуже.

Творчество может быть самым разнообразным. Можно и духовной поэзией заниматься, можно и медициной, и к работе дворника тоже творчески подойти можно.

А если говорить о каких-то привходящих обстоятельствах, тут вот и появляются и гордыня, и тяга к неправильно понятой свободе, т. е. псевдо-свободе, разнузданной свободе. Она искушает, пленяет человека. Отсюда проистекает желание людей искусства жить богемной жизнью. Но это не онтологически связано с искусством, а происходит от неумения человека пережить радость творчества, он пленяется какими-то привходящими обстоятельствами, несущими разрушение.

В своей педагогической работе с молодым поколением наших будущих художников, архитекторов, и даже иконописцев, конечно, приходится это учитывать. Нужно воспитывая их, говорить об опасностях. Но все-таки не надо думать, что это что-то совершенно исключительное, можно ведь и иначе подойти. Каждый человек уникален и исключителен в том, что бы ему ни было от Бога дано. И потому, если его служение приносит пользу большому количеству людей, то, конечно, говорим об исключительности какого-нибудь преподобного отца, связанного, например, с иконописью: преподобного Алипия, иконописца Печерского, или преподобного Андрея Рублева, работы которого, в отличие от инока Алипия, знаем хорошо и радуемся, что они существуют и приносят такую пользу нам.

- Исходя из вышесказанного, можно говорить, что дар - это крест? (Знаем, что без Божией помощи человек нередко ломается под этой ношей).

- Да, правильно. Любое творческое действие должно восприниматься как служение. А служение, конечно, имеет такую сторону как крестоношение. Мир не хочет, чтобы человек служил Богу, противится этому (мир как система ценностей, руководимая диаволом).

- Рассказывая на одной из конференций об окормлении и воспитании современных мастеров церковного искусства (в настоящее время о.Александр является заведующим иконописной школой при СПб Духовных школах. М.М.), вы как-то оговорились, что к творческим людям необходимо подходить с иными требованиями, чем к другим учащимся. Очевидно, что и сам обладатель дара осознает свою инаковость. Грехолюбивая человеческая натура не ищет ли в этой ситуации поблажек, послаблений, самооправданий? Если этот творец - верующий человек, какие советы вы ему даете, дабы избегать этот соблазн? Или не может быть никаких особых рецептов кроме тех, что указаны для спасения всем христианам?

- Думаю, все зависит от человека. Для одного это сложно, а для другого вполне преодолимо. Не буду называть конкретных имен, но это именно так. Если говорить о методике... Наверное, для тех, кто связан с Церковью, можно говорить о работе аскетического характера над собой. Необходимо советоваться с духовником, читать святых Отцов и работать над собой. А вот для тех, кто с Церковью не связан, и существует сам по себе, остается сказать общие слова, а дальше уже человек отвечает за себя сам, то есть он всегда он отвечает сам за себя, конечно, это так, но здесь особенно. Здесь даже не знаешь, как и помочь ему. Это лишний раз доказывает, что творчество просветленное и до конца правильно понятое и пережитое должно быть церковным. Не в том смысле, что только иконы надо писать, а в том, чтобы человек понимал, что он служит Богу, и был церковным человеком. При этом он может делать какие-то светские вещи.

- Творчество относится к душевной сфере человеческой жизни или возможно поднятие до духовного уровня?

- Думаю, творчество охватывает всего человека, потому что связано с его личностным началом. Это означает, что и духовная, и душевная, и физическая составляющая присутствует в этом процессе. Причем каждый человек привносит какие-то особые составляющие в свое творчество. У кого-то может в творчестве присутствовать больше душевной стороны, кто-то больше интеллектуальных усилий вкладывает в свое творчество, другой свое волевое начало проявляет. Тем не менее, результат показывает, насколько было истинно это творение, по результатам мы можем судить о пользе данного творчества.

- Молитва - это творчество?

- Молитва - это то творчество, которое связано с созиданием красоты внутреннего мира человека. Неслучайно "добротолюбие" при правильном переводе означает "любовь к красоте". (Доброта - это красота по-славянски). Так вот, речь идет о созидании целостного, красивого во всем человека, что является, конечно, тоже творческим деланием. И отнюдь не эгоистичным, как кому-то может показаться, потому что связано с раскрытием творческих способностей человека, а не с их сокрытием.

- Десять-пятнадцать лет большинство нынешних прихожан находится в лоне Церкви. Мы испытали действие призывающей благодати, время духовного младенчества должно завершаться. Что характерно для настоящего периода, какие немощи наиболее часты у современных христиан?

- Ваш взгляд очень оптимистичен, у кого-то детство оказывается затяжным, и, к сожалению, неофитский период у некоторых людей длится долго-долго. Нужно всегда просить у Господа трезвости. С самого начала, даже в том детском неофитском состоянии, в котором пребывает человек после крещения и воцерковления. Думаю, что это самая главная практическая задача: просить у Господа трезвости и воспитывать ее в себе. Трезвение - это правильное видение себя, своего отношения к миру. Да, его очень сложно достичь, но именно это позволит нам правильно каяться в грехах, не делать каких-то ненужных вещей в этом мире, чутко относиться к людям, видеть, когда им нужна наша помощь, а когда нет, а если нужна, то обязательно ее осуществлять.

Хорошо бы, чтобы все, что человек в жизни делал, приносило свой плод. А если он нетрезв, много постороннего и ненужного делает и говорит, да еще людей обижает, все очень печально. Трезвость - это ключевое понятие для практического делания. А если говорить о стратегической, генеральной задаче, то критерий один: что спасительно, а что - нет. Что не спасительно, делать не надо, а спасительно - надо, вот и все.

- Какие формы принимает современная приходская жизнь? Как она протекает в общине Екатерининской церкви?

- Наша община более-менее постоянна по составу прихожан, поскольку церковь имеет статус домовой. (Это не везде так, на обычном приходе более подвижный состав прихожан). Существует какое-то ядро, и прихожане хорошо друг с другом знакомы, и батюшки их знают лучше.

Есть у нас на приходе иконописцы, архитекторы. Но это не главное. Человеку необязательно какие-то вещественные плоды принеси, главное - в конце концов воспитать в себе ту целостную личность, что сделает его уникальным и открытым Богу и другим людям. Именно к этому мы должны стремиться в нашей церковной жизни. Надо только стараться, чтобы приход в большей степени становился общиной. И это возможно в современных условиях, когда нет давления на Церковь, как это было некоторое время назад. Думаю, возможно, чтобы большая часть приходов развивалась в этом направлении, и тогда и Церковь в целом, и епархии, и приходы как отдельные единицы в этом организме, и каждый человек как личность будут раскрываться и совершенствоваться.

Именно в христианском мире мы наблюдаем, как какие-то общие закономерности имеют свои особенные частные проявления, которые, не противореча общему закону, очень глубоко и полно его раскрывают. Это относится к христианскому искусству, оно, развиваясь, имеет какие-то закономерности и, одновременно, ярко проявляется в региональных, национальных формах. И в жизни, допустим, Русской Православной Церкви, находятся индивидуальные мастера, которые в согласии с церковными канонами полноценно проявляют данный от Бога талант. Это антиномия, можно сказать парадокс. С одной стороны мы говорим о некой закономерности, а с другой стороны, имеет место полноценное творческое раскрытие.

- Какие мысли посещают вас в связи с десятилетием освящения Екатерининской церкви?

- Не помню, кто сказал: если дело просуществовало пять лет, то устоит и дальше. Время бежит все быстрее... Первые годы тянулись дольше. Это характерно и для человеческой жизни. В детстве лето - целый мир, а потом годы летят один за другим. Может, в наших условиях, когда не имеем возможности быстро восстановить все убранство храма, время являлось нашим подспорьем. За несколько лет можно было силами самого прихода осуществить восстановление церкви. Первое время я очень переживал и в проповедях говорил, что, наверное, состояние наших душ такое корявое и что оно спроецировано на стены храма. Но потом постепенно на наших глазах эти стены стали облагораживаться. Есть надежда, что и с нами что-то хорошее происходит.

- Церковный приход - это живой организм, который растет, развивается, может быть, болеет. Как изменялся ваш приход за эти годы?

- О многом можно говорить, разные вещи происходят. Многие люди, которые прошли через наш приход, уехали или ушли заниматься каким-то другим делом. Например, часть прихожан перешла в Братство св. вмч. Анастасии Узорешительницы, что было хорошо для отдела по благотворительности СПб епархии, но из прихода они ушли. (Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы, духовник Братства и Председатель отдела по благотворительности, до назначения настоятелем служил в Екатерининской церкви. М.М.) С другой стороны, это естественный процесс. Появляются новые прихожане: кто-то - с курсов катехизации, которые я веду в Духовной Академии; кто-то из студентов Академии художеств приходит; кто-то каким-то чудесным, необъяснимым образом появляется, как-то узнав о храме, самые разные случаи бывают. Из новых прихожан кто-то приживается, кто-то - нет. Как учебное заведение - место временного пребывания студентов, так и приход оказывается, к сожалению, своеобразным училищем, после которого люди уходят в другие места, хотя нам, конечно, хочется стабильности.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Александр (Федоров)
Памяти отца Василия Лесняка
К 25-летию кончины
05.05.2020
«Есть зомбирующая констатация того, что они якобы подлинные»
Настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров) о готовящемся захоронении новых «екатеринбургских останков»
18.09.2015
«Храм на Сенной может быть восстановлен даже по соседству с метро»
Глава архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии архимандрит Александр (Федоров) о необходимости восстановления храма Успения Пресвятой Богородицы, снесенного богоборцами
11.12.2012
Все статьи Архимандрит Александр (Федоров)
Марина Михайлова
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Родительский крест преподобного
Светлой памяти Лидии Соколовой (29.03.1948 - 16.06.2016)
05.04.2024
Обитель посреди болот
1/14 марта - память преподобного Мартирия Зеленецкого
14.03.2024
Горький урок
3 февраля - память прп.Максима Грека
04.02.2024
В блокаду духовную
80 лет назад, в день памяти равноап. Нины, просветительницы Грузии, была снята блокада Ленинграда
27.01.2024
Все статьи Марина Михайлова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40