itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Китайцы просчитывают свои действия на десять ходов вперед

Беседа Людмилы Ильюниной с архимандритом Августином (Никитиным)

0
170
Время на чтение 7 минут
Людмила Ильюнина: Среди ваших путешествий Китай занимает особое место, в последние годы вы постоянно возвращаетесь на земли нашего "большого восточного соседа". С чем это связано?

Архимандрит Августин: Существуют две причины - одна историческая, другая геополитическая. Во время последней поездки я старался проехать по местам "русского Китая", а так же понять через историческую перспективу то, что сейчас происходит в отношениях между Китаем и Россией.

Напомню историю "русского Китая". В конце XIX века, когда прокладывали Китайскую восточную железную дорогу - КВЖД, был построен русский Харбин, как станционный поселок. Сначала он назывался Сунгари Первый, потому что там протекает река Сунгари. В этом поселке жили русские путейцы, инженеры и рабочие. В поселке была одна китайская улица, где местные жители проживали на правах обслуги. Когда поселок превратился в город, в нем было 20 православных храмов и два монастыря.

Потому, когда после 1917 года многие русские люди превратились в беженцев, то с Дальнего Востока основная масса двинулась в Харбин, как в русский город. Тогда в Харбине наблюдался расцвет русской культуры - здесь существовали многочисленные издательства, журналы, газеты, обрела второе дыхание Пекинская миссия.

Людмила Ильюнина: Кроме того, в то время в Китай прибыла великая святыня - останки Алапаевских мучеников. Потом мощи прпмцц. Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были увезены в Иерусалим, а остальные тела были захоронены. Вы что-нибудь слышали о почитании в православном Китае Алапаевских мучеников, о возможности возвращения их останков на родину?

Архимандрит Августин: Увы, мне не удалось встретиться с кем-либо, кто мог бы разъяснить этот вопрос. Вообще у меня было впечатление, что "русское китайское прошлое" давно в прошлом, о нем особенно не вспоминают.

К тому же расцвет русской культуры и православия в Китае был очень недолгим.

В 1932 году Маньжурию заняли японцы, к нашим эмигрантам они относились довольно лояльно, потому что понимали, что они - враги советской власти. Но, тем не менее, у японцев всегда были имперские амбиции, поэтому русские с этой точки зрения им мешали. Многие русские это почувствовали и начали выезжать в Шанхай, который был тогда космополитическим центром Китая (типа Гонконга сейчас).

Русские достаточно спокойно жили в Китае до 1948 года. Когда стало ясно, что маодзедуновские войска приближаются к Шанхаю, началась массовая эмиграция русских из Китая в Австралию и в Америку. А еще пять-десять процентов из китайской русской эмиграции встали на патриотические позиции и вернулись в Советский Союз. Многие из этих людей попали в ГУЛАГ. Кстати в это время в СССР из Китая переехал джаз Олега Лундстрема, но, как ни парадоксально, их не арестовали, они стали "Казанским оркестром радио".

Но, надо сказать, что не все русские уехали из Китая, - последние русские старички и старушки нашли там вечное упокоение уже в наше время. Мне о них рассказывали, сам я их не видел.

Людмила Ильюнина: В каких русско-китайских городах вам удалось побывать? И в каком состоянии там находятся православные церкви?

Архимандрит Августин: Я побывал в Пекине, Харбине, Дальнем, Порт-Артуре.
Кроме того, я проехал всю Маньчжурию и так называемый Ханьский Китай, проплыл по Янцзы и по великому Китайскому Каналу (он идет от Пекина на юг на тысячу шестьсот километров).

В Харбине осталась одна действующая православная церковь в честь Покрова Божией Матери, ее прихожане - коренные китайцы, но священника у них нет. Последний настоятель-китаец скончался в 2000 году. Храм стоит на замке, но официально не закрыт, верующие собираются там по большим праздникам и молятся без священника.

Сейчас в наших семинариях и академиях в России учатся 16 китайцев. Есть надежда, что кто-то из них примет сан и поедет на родину, и в Харбинском храме наконец начнутся богослужения.

Дело в том, что по Китайским законам священника к ним нельзя послать из-за границы, и я, например, не мог там совершать богослужения, как делал это, например, недавно в Иране и в других странах.

Отец Дионисий (Поздняев), который служит в Гонконге, иногда приезжает в Пекин. Он может служить в здании посольства - потому что это территория России, но даже у кого-нибудь на квартире совершить требу по их законам он не имеет права. В стране действует запрет на любую иностранную миссию. Они живут по принципу "само": самообеспечение, самодостаточность. Потому там все церкви национальные. Там есть, например "национальная китайская католическая церковь", но при этом есть подпольная католическая церковь, откуда и происходят епископы этой национальной церкви.

Что касается православия, то по официальным данным всего в Китае проживает две тысячи православных (последователи всех остальных вероисповеданий исчисляются десятками тысяч, в том числе много последователей сект, есть и китайская еврейская община).

Православная церковь, как я уже говорил, есть в Харбине, в Пекине и в Уйгурском автономном округе на границе с Казахстаном.

В городе Даляне, бывшем Дальнем храмов нет, правда есть мини копия Красной площади с кирпичной стеной с зубцами, есть кафе "Арбат". В бывшем храме оборудован магазин, в котором продают русские матрешки китайского производства и висят портреты Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.

В Порт-Артуре, к сожалению православных храмов тоже нет. В этом городе находится военная база. Я там не смог даже попасть на наше кладбище, был арестован за то, что фотографировал памятники. Правда, ненадолго.

Людмила Ильюнина: Православная миссия в Китае не удалась? Почему?

Архимандрит Августин: Китайцы вообще народ нерелигиозный. В стране больше всего буддистов. Но это не похоже на религию, вероисповедание. Часть культуры - и только. Я побывал в буддистских монастырях, в том числе в знаменитом Шаолине. На меня это произвело впечатление коммерческой организации. Вход платный, и не только для туристов, но и для местных верующих. Цены (десять долларов) одинаковые и для иностранцев, и для китайцев.

Буддисты входят, покупают ароматные палочки, ставят пред статуей Будды, иногда немножко о чем-то поговорят с буддийским монахом, - и на этом все. Богослужения реального нет.

Людмила Ильюнина: Как вы относитесь к совету президента В.Путина, который он дал нашим архиереям в ответ на их сетование, что восток задавили китайцы: "А вы их в православие обращайте"?

Архимандрит Августин: Я тут согласен с комментарием "Радонежа" к этому ответу. Комментарий был такой: "Все это хорошо. Но если и дальше события будет развиваться по тому же плану, то через сорок лет у нас будет президент, которого будут звать Ву Пу".

Китайцы народ, который практически не поддается миссии. Об этом писал еще святитель Николай Японский.

Наоборот, Китаю присуща мощная идея национальной самодостаточности. Сейчас в их ФСБ есть отдел, который работает с китайцами зарубежом, через них они стараются всюду распространять свое влияние. Стратегия и тактика у них разработана до мелочей. Я выяснил, что только в Питере у нас уже живет 35 тысяч китайцев. Когда начнут строить "Чайна-Таун" китайцев станет еще больше.

Но это региональный уровень. А вот все, что касается Приморья - это уровень общегосударственный. Еще Мао говорил: "Приморье - наше".

А наши "сельские шахматисты" устраивают совместные военные учения. Крепят дружбу. Между тем, китайцы во время маневров присматриваются какой там рельеф в приграничных областях, какое у нас оружие, какие солдаты.

Это так напоминает недавнюю историю. В Брестской крепости в 1939 году был парад советских и немецких войск, кроме того, мы немцам перед самой войной передали лоцию всего северного морского пути, как ближайшим друзьям согласно пакту "Молотова-Риббентропа". Мы знаем, чем все это кончилось...

О русско-китайских отношениях сейчас можно сказать словами Шекспира: "Бернамский лес пошел..."

Китайцы не агрессивны, но они умеют выдавливать чужих и ассимилировать, но никогда не ассимилируются.

Людмила Ильюнина: Как практически это происходит?

Архимандрит Августин: Однажды во время путешествия выпал очень дождливый день, и я решил никуда не ездить и не ходить, и написал статью "Русский медведь и китайский дракон". Статья получилась большая. Сейчас я перескажу основные ее тезисы.

На нашем Дальнем Востоке уже проживает 100 тысяч китайцев, а в близлежащей от нашей границе Маньжурии 200 тысяч, а русских на приграничной территории только пять тысяч.

На наших глазах совершается то, о чем писал в начале XX века Владимир Соловьев: "Просыпаешься, а у тебя под кроватью китаец". А совсем недавние события в Косово, показывают, как практически это может происходить (только там албанцы, а у нас - китайцы).

На Дальнем Востоке китайцев становится все больше и больше в конце концов они проведут референдум и скажут: "Смотрите, нас больше - это наша территория. Надо официально присоединиться к Китаю".

В Кремле просчитывают на один, на два шага вперед, а они просчитывают уже давно на десять шагов вперед. История Китая дает удивительные примеры выживаемости, их трижды завоевывали иноземцы, и они всякий раз ассимилировали тех, кто был победителем. Все народы, которые их завоевывают, просто пропадают в перенаселенном Китае.

Кроме того, в Китае существует древняя традиция - не давать жизнь новорожденным девочкам. Раньше европейские путешественники видели на окраинах китайских деревень высохшие колодцы, наполненные трупами новорожденных девочек, теперь, конечно, такими изуверскими методами не пользуются, - есть медицинские новшества. И в результате мальчиков в Китае рождается намного больше, чем девочек. Невест в Китае не хватает, они перебираются к нам на Дальний Восток под видом туристов, женятся рожают детей и навсегда остаются. Так во Владивостоке уже есть целые китайские кварталы и можно увидеть надпись при входе в какой-нибудь дом (на русском языке): "Только для китайцев".

Еще один пример - напротив Благовещенска расположен китайский городок Хейхэ. Еще лет двадцать назад с нашего берега были видны только трубы от котельных, а сейчас там стоят небоскребы. Разбогатели они на торговле ширпотребом с нашими россиянами. Любой россиянин, имеющий заграничный паспорт, может в Благовещенске сесть на речной трамвайчик, переехать в Хейхэ, ему поставят штампик, что прибыл тогда-то, и он может без визы жить в этом городе целый месяц.

Город этот производит тяжелое впечатление - кругом надписи не только на китайском, но и на ломанном русском. Там есть институт русского языка "Маша", где китайцев учат русскому языку. Это настоящая языковая агрессия, которая к нам сюда войдет.

Людмила Ильюнина: Нас, питерских жителей особенно беспокоит начинающееся строительство "Чайна-тауна", что вы скажете по этому поводу. Есть опасения, что этот квартал станет еще одним криминогенным источником, в частности наркоторговли.

Архимандрит Августин: В Китае за наркоторговлю положен расстрел, но в других странах они могу "оттянуться".

Единственное, что можно сказать в утешение: если этот процесс необратим, то из двух зол нужно выбирать меньшее. Лучше пусть будут у нас китайские, а не чеченские кварталы. Китайцы не агрессивны, у них нет такого - взять под контроль силой, угрожать - "не будешь делать, как говорим, зарежем". Эти могут скупить все на подставные лица. Обвести вокруг пальца, улыбаясь. Могут посмотреть свысока - "у нас, мол, культура древнейшая в мире, что вы нам можете дать; что надо мы сами возьмем и используем по-своему", а так они достаточно веротерпимы и безразличны к чужой культуре.

Людмила Ильюнина: А как же "боксерское восстание" начала XX века, когда в Пекине были замучены сотни христиан?

Архимандрит Августин: Да, пожалуй, это говорит о "загадочной восточной душе", непредсказуемости их поведения.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09