"Поминайте наставников ваших..."

Преподобный Нестор Летописец (27 октября / 9 ноября)

Александр Каплин 
0
09.11.2005 105
Прп. Нестор родился ок. 1056 г. В 17 лет он пришёл в Киево-Печерский монастырь. Вот как об этом говорится в "Житии преподобного Нестора Летописца": "В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришёл к ним, желая принять святый иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения. Ещё не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, безпрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах...".

Прп. Феодосий считается создателем так называемой "печерской идеологии". С его именем связывается усиление византийского (особенно афонского) духовного влияния на древнерусскую жизнь. И хотя сам прп. Феодосий (в отличие от афонского постриженика прп. Антония) в Византии не бывал, но Киево-Печерский монастырь с византийской церковью был связан довольно тесно. Причём в игуменство прп. Феодосия по его инициативе из Константинополя был доставлен так называемый Студийский устав (игумен Студийского монастыря Феодор (кон.VIII - нач. IX вв.) - наиболее чтимый автор для прп. Феодосия), отличавшийся крайней строгостью. В Печерской обители его применяли ещё жестче, чем в самой Византии. Неудивительно поэтому, что прп. Феодосия, ученика, сподвижника и сотаинника прп. Антония, сами древние иноки стали называть "игумен или архимандрит всея Руси", "начальник иже в Руси мнишскому чину".

Образ мысли и жизни великих печерских старцев, как обязательный пример для усердного подражания, был воспринят и прп. Нестором. "После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия", прп. Нестор при игумене Стефане (1074 - 1078 гг.), принял постриг и возведен в сан диакона. Своей подвижнической жизнью прп. Нестор завоевал любовь и уважение среди братии. На его большой авторитет указывает рассказ Киево-Печерского патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь наряду с такими подвижниками веры и благочестия как игумен Никон, Пимен Постник и др. стоит и Нестор, "иже написа летописец", тогда ещё сравнительно юный инок.

Неудивительно, что при обретении мощей прп. Феодосия Печерского (1091 г.) прп. Нестор является главным действующим лицом.

Вот как об этом поведал он сам: "Расскажу вам истинно и достоверно, не от других слышал я это, но сам был в этом деле распорядителем. Пришёл я к игумену, и он мне сказал: "Идем, чадо, к преподобному Феодосию"; и мы тайно пришли в пещеру; осмотрев место, сделали знак, где копать и ушли. Тогда игумен сказал мне: "Возьми кого хочешь себе в помощь, только не рассказывай никому, чтобы братия не узнала, пока не вынесем из пещеры честные мощи". Был вторник. Поздним вечером я взял с собою двух братьев и, пришедши к пещере, помолившись, с пением псалмов мы приступили к работе. Проработав до полуночи, мы не могли найти св. мощей и начали сильно скорбеть и плакать. Мы думали, что святой не желает явить себя нам. И затем стали копать с другой стороны. Наступало утро, ударили в колокол к заутрени, а мы все, не переставая, копаем. Вдруг чувствую, что достиг гроба; великий страх напал на меня и я начал восклицать: "Господи, помилуй меня ради преп. Феодосия". Сейчас же послал к игумену сказать: "Прииди, отче, изнести честныя мощи преподобнаго". Когда пришел игумен, я еще прокопал землю и мы увидели св. мощи, нетленно почивающие. Все суставы были целы, лицо светло, очи закрыты, уста сомкнуты, головные волосы прилипли ко главе. Возложив мощи на одр, мы вынесли их из пещеры". Прп. Нестор "был очевидцем великих, совершавшихся при сем, чудес", о чём и засвидетельствовал. Через 18 лет прп. Феодосий был причислен к лику святых.

Прп. Нестор известен как агиограф и летописец. Главнейшим его трудом является "Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго", составленное предположительно между 1077 и 1088 гг. Это "Житие" обладает неоспоримыми достоинствами и издавна занимает почётное место в Киево-Печерском патерике (патерик, в переводе с греческого языка, "отечник", - это сборник повествований преимущественно о монахах какого-либо монастыря). В составе этого патерика "Житие" прп. Феодосия широко распространилось в древнерусской книжности, что свидетельствует и о несомненном таланте повествователя, описавшего монастырский быт и давшего яркие характеристики иноков и мирян. В русском переводе это "Житие" было опубликовано в 1856 г.

Ранее "Жития преп. Феодосия Печерского" прп. Нестором было составлено "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба", которое вошло в состав так называемого "борисо-глебского цикла" (летописная повесть и житийные (агиографические) памятники, посвящённые первым канонизованным русским святым - свв. страстотерпцам Борису и Глебу (в крещении Роману и Давиду), сыновьям св. равноапостольного князя Владимира, убиенным по приказанию их сводного брата (усыновленного племянника св. Владимира) Святополка). И это "Чтение...", основанное на добротном знании агиографических образцов, широко распространилось в древнерусской письменности.

Долгое время не подвергалось сомнению отношение прп. Нестора к написанию так называемой "Повести временных лет" ("Начальной летописи"). Хотя и считалось, что "Повесть..." дошла не в первоначальном виде. Основанием для такого вывода об авторстве являлось свидетельство Киево-Печерского патерика, в котором среди монахов, подвизавшихся в монастыре в ХI в., упоминается "Нестор, иже написа летописец", а также наличие имени Нестор в заглавии "Повести..." по Хлебниковскому списку (ХVI в.) Ипатьевской Летописи ("Повесть временных лет черноризца Нестера Феодосьева манастыря Печерьскаго, откуду есть пошла Русская земля...").

Однако с начала ХIХ в. в связи со скептическим взглядом на начало русского летописания в ХI в. частью учёных стала подвергаться сомнению принадлежность Нестора-агиографа к написанию "Повести...". Более того, некоторые учёные считали, что Нестор, автор "Жития преп. Феодосия Печерского" и "Чтения о свв. Борисе и Глебе", и Нестор Летописец - это разные люди.

Более убедительными представляются мнения тех специалистов (А.А.Шахматов, С.Ф.Платонов и др.), которые занимают дифференцированную позицию. Дело в том, что в Начальную Летопись, как свод самых разнообразных материалов (известный как "Повесть временных лет"), вошёл целый ряд фрагментов, касающихся специально истории Киево-Печерского монастыря, а именно: Печерская Летопись.

Именно в составлении этой летописи и принимал непосредственное участие прп. Нестор. Связываемый с его именем в "Киево-Печерском патерике" "летописец" есть не что иное как летопись Киево-Печерской обители за вторую половину ХI в. В "Повести временных лет" Сказание о начале Печерского монастыря читается под 1051 годом, Слово о первых черноризцах - под 1074 г., а о перенесении мощей преп. Феодосия - под 1091 г. Следовательно, даже при очень скептическом подходе отвергнуть принадлежность прп. Нестора к "Повести Временных лет" нет убедительных оснований.

Таким образом, прп. Нестор "по праву может считаться замечательным русским историком, написавшим такой труд, который является основным источником по истории Киевской Руси IX - начала XII вв." (М.Н.Тихомиров). Прп. Нестор отличался тщательной проверкой исторического материала. Свои задачи он точно сформулировал уже в названии "Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть...".

В "Повести..." "слышится сам русский народ, только что просветившийся крещением и воспринявший христианство всею душою, как необходимое условие своего быта, как определённое стремление всей жизни" (А.Н.Бахметева). Прп. Нестор связал русскую историю с мировой, придал ей центральное значение в истории европейских стран. Показать, что русский народ не без рода и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться - такова, по мнению Д.С. Лихачёва, замечательная... цель, которую поставил себе составитель "Повести...". Широта замысла сообщила спокойствие и неторопливость рассказу летописца, гармонию и твёрдость его суждениям, художественное единство и монументальность всему произведению в целом.

Прп. Нестор преставился ок. 1114 г., 27 октября. Его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В иконописном подлиннике (иконописный подлинник - собрание описаний или рисунков-прорисей (подлинник лицевой), соответствующих церковным канонам, отдельных святых и праздников) о прп. Несторе говорится: "подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой - книга и четки, ризы преподобническия".

О времени канонизации прп. Нестора говорить довольно затруднительно, так как его имя не встречается в древнейших месяцесловах, Прологах, Четьих-Минеях. Впервые житие Нестора опубликовано в славянском печатном издании Киево-Печерского патерика 1661 г. Именно оно вошло (не дословно) в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского.

Церковная служба прп. Нестору, как и другим "Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают", составлена ещё позже: первое печатное издание её относится к 1763 г. Церковь ублажает его как "богомудраго житий святых списателя первейшаго и ревнителя о нех добраго", "времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившаго".

"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13: 7).
Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук, профессор Харьковского Национального университета им. В.Н.Каразина
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Каплин
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Бабка Васюта
Из записок «По дороге домой»
11.10.2020
Все статьи Александр Каплин
Последние комментарии
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Константин В.
09.05.2021 20:56
Священная война
Новый комментарий от Андрей Козлов
09.05.2021 20:10
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Андрей Козлов
09.05.2021 20:05
Как назовут эпоху Путина?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
09.05.2021 18:24
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Наталия 2016
09.05.2021 17:26
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Алексей
09.05.2021 17:21