itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Двухгодичная зона

0
210
Время на чтение 5 минут
Есть у меня один знакомый, редкостной души раздолбай. Учился он в университете, только учился так, что в итоге загремел в армию. Но загремел не просто так, а по "епархиальной линии". Хоть и не получалось у него с университетом ничего хорошего, для епархии он много чего хорошего сделал. Потому и направили его в часть, где с солдатами работает священник.

Вообще говоря, когда я собирался писать на тему "Церковь и армия", то думал, что из статьи получится стандартный панегирик на тему, "не было в части священника - была дедовщина, приехал батюшка - дедовщины не стало". Однако все оказалось не так просто.

Вроде бы споры по духовному окормлению солдат уже утихли. Отгремели дебаты о том, что армия у нас тоже многоконфессиональная и все пришли к выводу, что РПЦ не армию окормляет, а солдат. То есть не государственную структуру, а людей. Потому и солдат-иудей и мусульманин имеют право на "своего" священнослужителя. Однако поскольку православных в нашей армии больше, со стороны РПЦ идут основные усилия, что, кстати, заметно. Появились у нас уже и армейские храмы, и православные части. На первый взгляд никаких проблем. Однако вернемся к моему другу раздолбаю и его воинской службе.

Получил я недавно от него письмо, про то, что в часть действительно приезжает священник, раз в неделю по вторникам. Про братство во Христе рассказывает, про любовь к ближнему и прочие христианские добродетели. Только от этого дедовщина в части не прекращается. И кстати, очень странная там дедовщина. "Дедушки" "духов" бьют редко, в основном забирают у них все деньги, а потом "духи" еще у "дедушек" занимают свои же деньги, чтобы что-нибудь купить. Только не себе, а "дедам".

Дедовщина, вообще, как показывает практика, бывает качественно разная. В некоторых частях неуставные отношения не переходят норм человеческой морали и это, как правило, лучшие части. Есть подразделения, где дедовщины де-юре нет вообще, зато там процветает "уставщина", то же самое по сути своей явление, но названное по-другому. В этой статье я хочу поднять вопрос о той дедовщине, которая является во всех отношениях преступной. И такой дедовщины в нашей армии полно. Но вернемся к моему знакомому.

До христианских идеалов в его части, как говориться, далеко. А от побоев, "дедов" сдерживает не столько проповедь батюшки, сколько офицерский состав, который за "неуставные отношения" очень строго карает. В части, между тем, скоро обещали начать строительство церкви.

Ну а теперь, я думаю, следует ответить на пару любимых вопросов русской интеллигенции - "кто виноват?" и "что делать?".

Армия у нас структура государственная. Та структура, которая это самое государство защищает. По логике вещей на армию должно идти много денег. На обустройство этой самой армии, на техническое её обеспечение и на привлечение кадров. Как-то беседовал я с одним американцем, который когда узнал, что от возможной службы я особой радости не испытываю, очень удивился. На ломаном русском он стал горячо доказывать мне, что армия - это карьера, это престиж, это деньги, в конце концов! В ответ я грустно улыбался. В нашей стране армии боятся, от неё "косят", и дело здесь не в том, что подавляющее большинство наших граждан - ярые антипатриоты. Просто табуреткой по башке получать не хочется. Родину защищать наши люди по большей части готовы, только "два года обязательной зоны" никому не улыбаются.

Отсюда вывод - армия сейчас находится в катастрофическом положении. И уже довольно давно. Дедовщина сейчас процветает именно из-за того, что рядовых, сержантов и прапорщиков наших вооруженных сил условно можно разделить на две категории: люди, которые, в общем-то, умные, но из-за своего раздолбайства, загремевшие в армию, и сельские "гарны парубки" у которых класса четыре образования, зато каждый кулак, как кувалда. И "умных" эти парубки не любят. В общем-то, это было бы не так страшно, если бы дело касалось только рядовых. "Хребтом" армии, её фундаментом являются не рядовые, а сержанты и прапорщики. А вот они и есть в нашей армии самые страшные "деды".

Офицерский состав так же не особо стремится решать проблему дедовщины. У офицеров своих проблем хватает. Например, как накормить семью, когда старший лейтенант в нашей армии со всеми надбавками получает 2100 рублей. А у нас еще и монетизация льгот прошла. По этому поводу младший офицерский состав начинает массово "делать ручкой" нашей армии и искать нормальную работу.

Что касается сержантов и прапорщиков, то суммы их окладов я приводить не берусь. Настолько все грустно. Все это положение изрядно сдобрено "никакой" технической базой. Вообще говоря, наша армия в состоянии защитить нас сегодня, пожалуй, только от нападения вооруженных сил племени Мумба, обитающего в лесах Амазонки. Да, здесь со мной могут не согласиться, и сказать о наших масштабных воинских учениях, но не напоминает ли это очередные потемкинские деревни?

Так вот, при таком кадровом составе и материальном обеспечении армия и превращается в "двухгодичную зону".

Теперь перейдем ко второму вопросу - а что с этим делать? Как привлечь нормальных людей к воинской службе? Есть, конечно, радикальный, и, на мой взгляд, не такой уж плохой в сложившейся ситуации метод. Перевести армию на контрактную основу. Хотя, скорее всего, при нынешнем экономическом состоянии России это не удастся. Не хватит денег. Значит нужно работать с тем, что есть. Чтобы люди шли в армию, нужно, чтобы они перестали бояться этой самой армии.

А престиж армии можно поднять только при условии искоренения дедовщины. В этом в первую очередь должны быть заинтересованы сержанты, прапорщики и младшие офицеры. Когда "неуставные отношения" прекратятся, армия, будет восприниматься, как минимум, как хоть и неприятное, но нужное дело.

Что делается сейчас для устранения дедовщины? Слава Богу, в армию пустили священников. Это хоть немного, но снизило общий уровень агрессии. Возвращаясь к той самой, злополучной части, где служит мой знакомый. Когда я узнал, что там твориться возмущению моему не было предела. Как это так? Священник есть и тут же дедовщина! Вот они наивные православные стереотипы. Один умный человек очень емко ответил мне на все мои вопросы, он ухмыльнулся и сказал "ты еще не знаешь, какой там зоопарк творился до того, как туда батюшка приехал". Остается надеяться, что когда в части появится церковь, и будут проходить регулярные службы, дедовщины станет еще меньше. Однако в этой ситуации у меня, например, создается странное ощущение, что наше государство старается за счет Церкви "выйти из своих проблем в чистом фраке на белом коне". Зачем улучшать материальную базу армии? Не хлебом единым жив человек, мы солдатам проповедников подгоним! Это притом, что Церковь отделена от государства. Оцените, как говориться, всю пикантность ситуации.

Вообще, как верно отметил в одной из своих статей о. Андрей (Кураев) "Церковь сейчас маргинализируется", в дополнение могу сказать, что во многом это происходит из-за того, что государство словно бы пытается заткнуть Церковью свои проблемные, "маргинальные дыры". Логика, кстати очень простая. В вузах у нас все нормально, студенты поножовщины не устраивают, по почкам друг друга не лупят. И вообще там люди умные. К ним священников пускать не надо, а вот в армии или в зоне, а может в интернате для детей олигофренов проблем много. Насилие там всякое, дедовщина, денег на это все тратить не хочется, вот туда мы попов и запустим!

Не поймите меня неправильно, я ни в коей мере не против окормления зон и воинских частей, это дело нужное, а прибегая к христианской терминологии, благочестивое. Но, во-первых, чтобы в армию приходили нормальные люди с нормальной системой мотивации, а для нашей страны самой нормальной является православная, нужно пустить Церковь и в вузы и в школы, и в другие государственные структуры. Не для того, чтобы Церковь стала политической машиной, нет. Для того только, чтобы священники могли работать с людьми. В том числе, воспитывая в мужском населении России идеал православного воина и православного воинства, в котором дедовщины не может быть по определению.

А во-вторых, само государство должно приложить ряд усилий по обеспечению условий к достойной службе в армии. Все те же качественные реформы по повышению зарплат солдатам и офицерам, по улучшению технической базы, по поднятию престижа воинской службы. Только при таких совместных усилиях возможна сильная армия в России. А иначе мы так и останемся при "двухгодичной зоне", все отличие от настоящей тюрьмы, в которой будет только в том, что паханы в называются "дедами".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чаусов
Все статьи Александр Чаусов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09