Кое-что о спорах вокруг царя и покаяния

    

Состоялся очередной виток скандала вокруг фигуры последнего русского царя. Депутат Наталья Поклонская опубликовала у себя на странице некий ролик, посвященный Николаю II, с песней Стаса Михайлова. На это отреагировала депутат Ирина Роднина, и завертелось.

Очередной виток скандала вокруг фигуры последнего русского царя состоялся не далее как вчера. Если коротко, то депутат Наталья Поклонская опубликовала у себя на странице некий ролик, посвященный Николаю II, с песней Стаса Михайлова и написала: «Пора покаяться, понять, мы предавать уже не можем».

На это отреагировала другой депутат Госдумы, Ирина Роднина, которая, в свою очередь, также в социальной сети заявила, что «вообще-то, это он предал Российскую империю и народ», имея в виду, понятно, царя-страстотерпца. Ну а дальше все в очередной раз заверте...

Поклонская заметила, что «уважаемая коллега по Думе выражает мнение тех, кто сто лет назад зверски убил Главу Российского государства со всей Святой Семьей в месте, где 14 лет назад сама ставила свечку в Храме на Крови в г. Екатеринбурге».

Роднина, соответственно, тоже сделала заявление, в котором написала следующее: «Хотелось бы посоветовать новому гражданину РФ не путать уважение к традициям и истории нашей Родины с иступленным фанатизмом к личности, признанной самой церковью мучеником, а не святым».

Глядя на весь этот спор, со Стасом Михайловым, «пора покаяться», «мучеником, а не святым», конечно, понимаешь, что «народные избранники» - это действительно не какие-то небожители, а плоть от плоти нашего народа. С таким же, по большому счету, менталитетом, теми же культурными предпочтениями и уровнем знаний в сфере истории и канонического права.

Николай II в последнее время действительно стал весьма резонансной фигурой.

А потому стоит все же пройтись по этим и многим другим тезисам и попытаться в очередной раз расставить точки над ё.

Начать тут, пожалуй, стоит даже не с Поклонской и не с Родниной, а с нашего массового перфекционизма. Когда или что-то беспросветно плохо, или незамутненно хорошо. Полутонов, сложных конструкций в этом мировоззрении нет.

Применительно к святому царю Николаю, думается, проблема в том, что одни пытаются его святость «натянуть» и прикрыть ей его слабую и бездарную политику, а другие, напротив, пытаются этой самой бездарной политикой «стереть» его святость.

Отсюда все эти бесчисленные вариации на тему «кто кого предавал», а еще он «кошек убивал массово», «а вот же Распутин», и тут же дичь вроде «а Распутин-то святой старец», или «мы все предали праведника и теперь должны каяться».

Крайности, которые и Русская церковь не сказать чтобы одобряет. В церковной традиции такие горячие страсти называются «ревностью не по уму». Факт в том, что святость - отдельно, а политика - отдельно.

Ушакова, Александра Невского, Дмитрия Донского канонизировали не за их политический талант и военные победы.

И в то же время и Бориса и Глеба канонизировали, хотя с точки зрения политики и борьбы за власть там все было очень печально. Так же, в общем-то, и с Николаем II. Только еще сложнее. Потому что путь его святости начался с момента его отречения от престола.

Комиссия по канонизации Царской Семьи в 1996 году представила в Синод доклад, в котором в том числе говорилось: «Комиссия отмечает, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода - время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нем».

И да, в жизни человека с православной точки зрения хватает одного-единственного момента святости, чтобы быть канонизированным. Вспомните благочестивого разбойника на кресте рядом с Христом, или того же святого Вонифатия, принявшего мученическую смерть, но до этого ведшего такой образ жизни, что отношения цесаревича Николая с Матильдой Кшесинской вообще покажутся эталоном воздержания.

Что же касается «не святой, а мученик», то Роднина в данном случае цитирует еще один «тренд» нескольких месяцев, когда ряд пользователей начали мерить «ранги святости». Если коротко, речь идет о том, что «страстотерпец - это несколько менее значимо, чем мученик».

Так вот, нечто весьма отдаленно похожее на такие ранги святости есть у католиков. Это у них все по полочкам разложено, и там блаженный - это «ниже», чем святой. У них и процедур на такие случаи несколько: беатификация как причисление к блаженным - и канонизация, уже причисление к лику святых.

У нас не так. У нас нет рангов.

Все эти наименования - святой, мученик, исповедник, страстотерпец и иные - это разновидности святости, равной по достоинству. Ровно потому, что с точки зрения православной церкви святость не измерить, у нас не придумано «харизмометра» вроде учения католической церкви «об избыточной святости» и продаже (выдаче) индульгенций в связи с этим.  

Ну и что касается «предательства». В общем-то, ни царь народ, ни народ царя особо не предавал. Потому что предавала его великокняжеская фронда, например его родственники, Романовы. Предавали его офицеры царской армии, как в деле Мясоедова, где свою роль инициатора и «фабрикатора» сыграл генерал-майор Михаил Бонч-Бруевич, брат того самого советского Бонч-Бруевича (оба, что логично, из дворян).

И уж если мы говорим о коллективном покаянии и ответственности последующих за 1917 годом поколений (что с канонической точки зрения опять же ересь), то тут логично предложить покаяться «за грехи отцов» как раз нынешним активным представителям «Дома Романовых», княгине Марии Владимировне и ее сыну Георгию Михайловичу Багратион-Мухранским (Романовым).

Это их предки состояли в великокняжеской фронде, это именно их предки предавали царя, если до конца следовать исторической логике. Но от этого честного семейства ни слова о покаянии не слышно, да и не требует никто, потому что, как и говорилось выше - ересь.

Впрочем, если абстрагироваться от конкретных персоналий и посмотреть на картину в целом, то весь этот спор не так уж и плох сам по себе. И даже то, что он не оставляет равнодушным такое огромное количество людей.

Это значит, что и тема истории, и тема церкви, и, что самое главное, тема святости жива и волнует даже тех людей, которые называют себя убежденными атеистами.

Ну а то, что в качестве «аргументации» используется Стас Михайлов, а знаний о некоторых особенностях и отечественной истории, и истории церкви пока явно не хватает - так это, в общем, не проблема отдельно взятых Поклонской или Родниной. Это, к сожалению, проблема огромной части нашего общества.

Но хочется надеяться, что каждый такой громкий, пусть даже не всегда корректный спор будет вызывать интерес к изучению этих вопросов у все большего количества людей. Ну а что до грязи, которая тоннами летит из рядов оппонентов друг в друга, да и святому Николаю достается, чего уж там, так «Бог поругаем не бывает».

Думается, что и Святые Его тоже.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Чаусов
Все статьи Александр Чаусов
Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя
«Приговор Платонову — приговор русскому народу»
Сам факт суда над Олегом Платоновым и вынесение позорного приговора – это поругание чести и достоинства русского народа…
24.12.2020
Роль целеполагания в киноискусстве
Или как создавать шедевры кино
30.11.2020
Учитель, Серебренников, Добрынин и Виктор Цой
О подоплёке скандала вокруг фильма о знаменитом рок-музыканте
05.09.2020
Где режиссёр Учитель - там скандал
Если власть не отреагирует на беспокойство родных Виктора Цоя, может появиться очаг социальной нестабильности
01.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Координатор
18.01.2021 10:54
Карнавал, трагедия, фарс, бунт, попытка захвата власти?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:50
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:02
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 09:13
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Наблюдатель
18.01.2021 09:07