Русские люди сегодня не понимают, что родной язык - их духовная естественная среда обитания и уже едва ли не главная защита от недругов. Принимают навязанный волапюк от тех, кто сознательно разрушает русскую речь. Один пример: человека стали приравнивать к вещи - и совершенно спокойно. Разговор в троллейбусе:
- А он не бу?
- Кто?
- Ну, жених - он еще не был женат?
СИЛА ВЕРЫ И СУД БОЖИЙ
В прежние времена, еще при царе Иоанне Грозном, судились между собою так, как современные люди вряд ли бы смогли. Например, между русским и иноземцем назначался жребий. Чей жребий судья вытаскивал, того и правота. Таков был официальный порядок, записанный в законах. Сегодняшний человек в такой суд не пойдет и назовет его случайным. Но ведь атеист все объясняет случайностью, а такой суд - Божий. Какая же сила веры была у наших предков на Святой Руси! Могла ли быть ошибка? Формально - может быть, а по существу - никогда! Если человек знал, что он прав, а "случайно" был вынут чужой жребий, он, конечно, понимал, что Бог наказывает его за какую-нибудь несправедливость, проявленную в другой раз. И не роптал, но принимал от Бога все.
ЧТО ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ?
Уходят старые товарищи и други. Умер Юрий Владимирович Стенник, прекрасный, глубокий ученый, знаток русской литературы ХVIII века. Пушкинский Дом свел нас в далекие 70-е годы. Умер человек - и что же прежде всего вспоминается? В советское время, когда и храмы-то были закрыты, вдруг Юрий Владимирович пригласил меня, юного аспиранта, заглянуть в Александро-Невскую Лавру. Я никак не ожидал этого: Юрий Владимирович никогда не намекал о своей вере. Вошли в храм, шла Божественная Литургия, наверное, первая в моей жизни. Душа трепетала. Юрий Владимирович стоял молча, серьезный, даже несколько насупленный, не крестился. Я потом его спросил: "А почему мы не крестились?" - "Агентов в храме много". Вырос он сиротой, профессионально играл на музыкальных инструментах, сам пробил себе дорогу в жизни, стал одним из ведущих ученых России в своей области. А судьба его не оставляла ни на миг. Сын попал в Афганистан. Вернулся - и неожиданно для всех, даже для отца, стал священником. Сейчас служит под Петербургом. Как крупного ученого я Юрия Владимировича очень уважал и сейчас уважаю. Но спроси - что осталось после человека? - и почему-то вспоминаются не тома солидных академических книг, а та Божественная Литургия и храм под Петербургом, где служит его сын, поминает отца перед алтарем. Царство ему Небесное!
САМ ВЫПЕЙ!
Однажды царю Алексею Михайловичу (Тишайшему) доложили, что квасы, которые варились в кормовом дворце, не удались. А один сорт вышел так плох, что разве только стрельцам споить. Царь за своих стрельцов обиделся и с раздражением докладчику бросил: "Сам выпей!" Значит, по евангельской заповеди жил: не хотел другим того, чего себе не желал. А придворного "Смердякова" обличил. Вот и нам бы так говорить тем, кто спаивает наших детей.
НАРОД - ИНОК
Святитель Игнатий Брянчанинов напомнил, что "раздаянием имения предваряется взятие креста". Вступающий в иночество должен раздать свое имение. В противном случае "крест будет постоянно сниматься с рамен и заменяться средствами, доставляемыми имением" ("О милостыни"). Россия ныне явно "раздает свое имение": природные богатства отдала олигархам, Крым - Украине, дальневосточные острова того и гляди перейдут к Японии. Отдали образование, отдали медицину, отдали науку и многое-многое другое.
Не только по безволию и глупости все это делается, но, очевидно, и по Божиему промышлению. Ибо сказано Господом: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод" (Ин. 15. 16).
БОЖИЯ ТАЙНА
Сегодня на остановке трамвая кормил голубей. Один высокий, статный и очень бодрый старик наблюдал за мной. А в трамвае подсел ко мне и заговорил: "Я работал в охране Кремля при Сталине. Когда повар Ворошилова появлялся в белом халате на крылечке здания, - его сразу окружала туча голубей. Его за ними было не видно". Разговорились. "Да, где я только не был: разве что на Новой Земле да на Камчатке. И усвоил: скажи в какой-нибудь республике тогдашней "Добрый день" на их языке - и они уж тебе как родные. А теперь крови льется больше, чем при Ежове, Ягоде, больше, чем в войну".
Но дело не в том, что именно он мне говорил. Я не мог поверить, глядя на этого удивительно моложавого, бодрого старика, что это "из тех", из охраны сталинского Кремля: настолько он не соответствовал моим представлениям. Все бы могло обмануть, но не глаза. Глаза у него были, когда он улыбался, просто - синие брызги: добрые, светлые, как у святого. Как на иконе у Николая Угодника. Это опять вернуло меня к мысли о том, что мы судим часто опрометчиво, с чужих слов, - целые народы, эпохи. А ведь есть же еще и отдельные человеческие души. А в них все равно, надо всеми обстояниями жизни, - Божия Тайна.