Книга отца Александра Круглова не является историческим или политологическим исследованием, ее жанр можно определить, как "слово пастыря", - это тематически организованные проповеди, которые объединены в главы, само называние которых говорит о традиционности жанра. "Иерихон", "Самсон и Вартимей", "Крестный ход из Иерихона в Иерусалим", "Горящие снопы", Таинственный "Удерживающий" и пр. - история России рассматривается сквозь призму Библейской истории, все, что происходит в наши дни, раскрывается в свете Апокалипсиса и древних пророков. И в этом свете "все тайное становится явным" - все, что мы переживаем в наши дни, получает четкое определение - "тайна беззакония в действии".
Низкий поклон батюшке за то, что он все называет своими именами, прослеживает тончайшие связи между событиями и делает самоочевидный вывод: "мирное время" после Второй мировой войны, время "локальных конфликтов" - это просто-напросто "вялотекущая" Третья Мировая Война... Вряд ли можно считать ненамеренной тихую оккупацию всего Христианского мира... Америка стоит перед теми же проблемами. Ее белое население уже подходит к той черте, за которой может стать угнетаемым своим чернокожими и латиноамериканскими представителями, как недавно случилось с белым населением в Южной Африке. Трагедия Америки может быть еще более ужасной, такие же события происходят в Европе..."
Это высказывание демонстрирует то, что нам кажется в книге самым важным - ломаются стереотипы мышления. Один из них - "все зло от Америки", второй (и это еще более важно и злободневно): "Россию спасут православные патриоты". Я не знаю биографии отца Александра Круглова, но он явно хорошо осведомлен о реалиях нашего патриотического движения. Из всей его истории последних пятнадцати-двадцати лет автор "Последней войны" делает, казалось бы, парадоксальный вывод: именно патриоты и могут подготовить приход "человека беззакония". Почему? В ответе на этот вопрос батюшка ставит глубокий пастырский диагноз того духовного состояния, в котором пребывают многие патриоты в последние годы. "В патриотизме они получали такой наркотический восторг от единения с "мистическими сферами", о котором раньше не могли помышлять..., хитроумное зло с самого зарождения патриотического движения лукаво скрывало себя в самой патриотической среде. Оно же стало главной разрушающей силой. И сами разрушители чаще всего этого не сознавали... Жажда остроты ощущений избранности и опасности притягивает к запретным тайнознаниям, электризующим истощенную душу..., происходит раздвоение личности. В кругу своих - это патриот из патриотов..., но в нужный момент в голове срабатывает некий "переключатель", и искренний минуту назад собрат мгновенного становится так же искренне заклятым врагом".
Отец Александр объясняет причину того, от чего происходят такие подмены: "Брань с людьми-демонами - средоточием "тайны беззакония" - удел немногих избранников Божиих, гигантов духа, усмиривших многими трудами и великими скорбями немощь своей плоти. Их суровое воительство - не для всякого, только и научившегося, что читать запрещенные книжки... Нередко у патриотов, легкомысленно вкусивших мистического плода тайнознаний, от постоянных страхований, нервных и психических перегрузок... начинаются невыносимо томительные мучения - "круги ада"!".
То, что происходило и происходит с нашим патриотическим движением, по мысли отца Александра особенно наглядно подтверждает, - спастись в наше время можно, только ограждая себя постоянной молитвой, и не теряя настоящей церковной жизни. Стоит только заменить исповедь и причастие, ежедневное совершение молитвенного правила и неукоснительное соблюдение воскресных и праздничных дней борьбой с силами зла, как эта борьба оборачивается против самих же борцов. В этом одна из главных особенностей Последней войны - суметь обмануть человека, ввергнуть его в самообман, чтобы через это он мог обманывать других.
Из всей почти восьмисотстраничной книги особенно удачной с точки зрения подачи материала (формы обращения к читателю) представляется глава двадцать вторая, которая называется "Кощей бессмертный". Через сюжет и образы известной русской сказки проясняется наше прошлое, настоящее и будущее. Процитируем главные положения из этой главы: "Иван-Царевич - собирательный образ русского народа, который нередко сам себя истреблял во мраке духовного ослепления. Только слепотой можно объяснить, например, ожесточение кровавых княжьих и народных междоусобиц, революций и перестроек" - это о прошлом.
О настоящем: "Причина постоянных поражений Ивана-царевича состояла в его духовном неведении. Каждый раз, вступая в бой с неприятелем, он сражался не с реальным Кощеем, а с его мечтательным образом. Так у России всегда было много врагов, но многие из них лишь отвлекали от главного. Главный тот, кто убивает насмерть!"
О будущем: "С незапамятных времен на Руси ходили сказания о войне между коварным чудовищем - Кощеем Бессмертным и простодушным Иваном-Царевичем... наконец, царевич был убит. Для пущей верности Кощей разрубил его тело на мелкие кусочки и разбросал их во все стороны, Видно чувствовал, что добром это для него все равно не кончится. И не ошибся.
В сказаниях Иван-царевич был воскрешен... Точно так же происходит каждый раз возрождение поверженной врагом Руси. Сперва невидимо собираются на первый взгляд давно умершие части царства. Это - первое чудо. Невидимое и почти невероятное воскрешение погибшего народа. Святость веры помалу оживляет мертвые от греха души людей... Точно так же может произойти и внезапное возрождение разрушенного Русского царства".
Книга Последняя война, несмотря на то, что в ней немало страниц, леденящих ужасом душу - от описания тех изуверств и жестокости, которые сейчас происходят, и от предположений о еще большем ожесточении людей, которое грядет, - все-таки в целом можно назвать оптимистической. В том смысле, в котором оптимистичен Апокалипсис.
Через всю книгу проходит убеждение, высказанное уже на первых ее страницах: "Надо выделить для себя два одновременно происходящих процесса - духовную деградацию большинства представителей правящего класса и достаточно значительной части народа и возмужание пусть немногих, но сохранивших верность Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Исход катастрофических событий зависит от тех немногих, которые своей верностью, жертвенностью и бесстрашием преображают все остальное падшее общество". В книге постоянно присутствует пусть так и неназываемый, образ Китеж-града: "Видимая, живущая в пространстве и времени плоть русского царства трагически погибла, но его душа, духовно единая с Вечным Царством, сохранилась в незыблемости. Невидимый и могучий царский дух народа России и сейчас все еще сохраняет хрупкое государственное равновесие в современном мире".
Оптимизм выводов, которые звучат в конце книги Последняя война, для человека неверующего может показаться парадоксальным, - ведь перед этим описываются адские тонкости, ведущейся с нами, идеологической, психологической, мистической войны, - все они могут ввергнуть в уныние, сковать душу страхом.
Но, как известно, источник самого большого страха и уныния - это когда враг не видим, не узнан, не назван. А, когда "тайное стало явным", когда "враг не приходит как тать в нощи", когда к встрече с ним готовятся, то остается, вспомнить слова Господа: "Не бойся, малое стадо!" и, главное, не замкнуться в своем одиночестве, а искать единения с Христовым воинством.
"Одновременно с вражьим вторжением идет иной процесс, который хоть и не стал еще переломным в судьбе России, но многое видимо склоняется к тому... На языке военной науки, на Русской земле происходит постепенное формирование двух непримиримых армий. С одной стороны становятся все заклятые враги Христа и России. Их щедро подкармливает мировое зло, они динамичны, развязны, сыты. С другой стороны идет построение светлого Христова воинства. Его выстраивает и оберегает до времени неизбежной решительной битвы Сам Господь наш Иисус Христос. Его воинство обычно неброско, более скромно и по виду, и физически. Вся наша сила состоит в великом сокровище - Вере Православной. И наша сила в немощи совершается!"
От редакции: Книгу о. Александра Круглова можно приобрести в Москве в магазине издательства "Ковчег" (Никольская лавка, СавЈловский пер. 8 (М "СавЈловская", тел. (095) 689-11-00), в Санкт-Петербурге по тел. (812) 336-21-98, 938-23-35, а также на открывающейся на будущей неделе православной книжной выставке "Вербная неделя" (Москва, ВВЦ, павильон 69, фиолетовая линия, стенд N8 издательства "Ковчег").