Как узнать мнение прихожан?

Сергей Григорьев 
0
11.04.2005 97

Жизнь православного прихода в любом его проявлении в значительной степени зависит от взаимоотношений, от взаимного доверия, любви священника и мирян. О том, что такому взаимному согласию святые отцы придавали огромное значение, говорит то, что в самом чине хиротонии, поставления священника до сегодняшнего дня сохраняется один из определяющих элементов - согласие мира, лика на рукоположение священника. Это выражено в троекратном вопрошании архиерея, достоин ли поставляемый кандидат и троекратного ответа: Достоин! - Аксиос! Ныне это участие прихожан в поставлении священника отсутствует совершенно или принимает утрированные формы, как это было несколько лет назад в Санкт-Петербургских духовных школах .

Тем не менее, вопрос согласия, доверия, в конце концов, общения пастыря и паствы остается актуальным. Ныне такие контакты, помимо общей молитвы во время богослужения, предусмотрены Уставом РПЦ в виде приходского собрания, которое должно время от времени собираться и решать текущие проблемы жизни прихода. Председателем собрания согласно уставу должен быть настоятель, с этим всЈ ясно, но кто должен входить в это приходское собрание, кроме работников (бухгалтерш, поварих, уборщиц, кастелянш и пр.) храма, совсем не ясно. Вот и получается, что или собрание вовсе никогда не собирается, потому что зачем особенно собираться тем, кто каждый день и без того общается, или становится формальным.

И оказывается приходская жизнь отданной на откуп или настоятелю, или корпорации приходских кумушек. В первом случае слишком много падает на одного человека, и он зачастую невольно становится всЈ себе прощающим деспотом, во втором - нет конца бабским интригам и сплетням. И это никак не красит Церковь в глазах окружающих. А собственно прихожане как бы становятся приходящими на богослужение едва ли не случайными людьми. А именно они под руководством настоятеля должны отвечать за то, что происходит в Церкви.

Что сделать, чтобы и прихожане полноценно участвовали в жизни Церкви согласно духу и букве православных канонов, и, в тоже время, избежать совершенно лишнего в Церкви демократизма?

Чтобы подтверждение достоинства не превратило богослужение в демократические выборы и совершенно необходимое общение на собраниях не принимало склочный характер, чего вполне справедливо можно опасаться при очень низком духовном уровне, как прихожан, так и пастырей, необходимо, созывая собрания для обсуждения основных проблем жизни прихода, приглашать сюда не всех .

Сегодня Устав трактует, что участниками приходского собрания являются все постоянные прихожане. Но такой орган может и должен быть ограничен как количественно, так и качественно. Совсем не обязательно на приходе, в котором регулярно посещают богослужение 100-200 человек, собирать всех. Для этого вполне достаточно 10 - 20 человек, из числа тех, которые являются основными вкладчиками для содержания прихода, то есть тех людей, которые не только своей молитвою, но и своими средствами поддерживают клир и приход. Короче говоря надо, чтобы членами такого собрания были не нанятые приходом служащие, пусть и верующие, а те кто содержит приход. Было бы вполне разумно, чтобы членов такого собрания назначал настоятель, но с тем, чтобы список этих лиц был известен прихожанам. Таким образом, эти люди смогут доносить до прихожан, что происходит на собраниях, какие вопросы обсуждались, какие решения были приняты. Помимо формальных отчетов о результатах собрания, которые обычно не дают полного представления о происходившем, на собраниях будет живое участие вот этих 10 - 20 человек, которые таким образом смогут противостать различным слухам, зачастую ходящим вокруг результатов приходских собраний в наших храмах.

Наверное, из числа этих верующих должна избираться ревизионная комиссия и иные общественные органы, наблюдающие за деятельностью прихода, потому что нынешняя практика не выдерживает никакой критики. В значительной части приходов формальную власть захватили служащие люди, это может быть казначей, бухгалтер, уборщица, так называемые смотрители и т.д., то есть люди, фактически нанятые для работы на приходе за заработную плату, которые часто бывает, подчиняют себе и духовенство. Такая ситуация будет совершенно немыслима, если нанимать на работу этих уважаемых людей будет не только настоятель, но и приходское собрание, то есть настоятель при участии тех лиц, из средств которых выделяются деньги на содержание прихода. Представляется, что таким образом улучшится положение и самих служащих в церковной ограде, во всяком случае, это будет способствовать их смирению. Известны приходы, где особенно энергичные женщины фактически подчинили себе весь приход. Как часто в браке у нас сейчас женщины являются главой семьи, так и в некоторых храмах происходит нечто подобное. Такое положение ненормально само по себе, к тому же раздражает и многих прихожан, готовых участвовать в жизни прихода, но видящих, что все управление приходом настоятель передал нескольким сомнительного благочестия женщинам. Это рудименты советского времени, когда приход фактически мог возглавлять сомнительный в вере староста, назначенный уполномоченным. Во всяком случае, если прихожане, на средства которых существует приход, будут участвовать в найме работников, то вряд ли создастся положение, которое сложилось в одном известном мне приходе, когда большинство духовенства - разведенные, а бестолковые руководители-тЈтки наняли полдюжины молодых девчонок в качестве уборщиц, поварих и прочих "дьяконис".

Безукоризненная нравственная чистота духовенства согласно духу и букве канонов должна поддерживаться неустанным наблюдением епископа, но в наших условиях, в России, где традиционно сложилось, что епископ в значительной степени удален от жизни приходов и мирян, так как один архиерей подчас окормляет несколько сотен приходов, естественно не может быть и речи о сколько-нибудь внимательном непосредственном наблюдении за жизнью клира. Безусловно, в этих условиях важным становится то, что и было всегда в России, то есть особенное попечительство. В царское время в значительной степени помогал в этом смысле архиерею государственный аппарат, в котором священники формально были служащими. Сейчас, когда церковь отделена от государства, единственным надзирающим органом в помощь архиерею может быть только сам приход, тем более, что православные каноны это всячески поощряют.

Очевидно, что такой реально действующий орган, в который входят наиболее уважаемые в церкви прихожане, конечно, с согласия архиерея, может вернуться к практике, когда возглас "аксиос" является не формальным, а будет отражать реальное согласие мирян с рукоположением. Этот орган по благословению архиерея может высказать от имени прихода желание или нежелание мирян окормляться тем или иным священником. Сейчас же к архиерею на прием о смене священника, возвращении и т.п. приходят люди, о которых архиерей не может с уверенностью сказать, что именно они являются ядром или наиболее авторитетной частью прихода.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?
К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Все статьи Сергей Григорьев
Последние комментарии
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от В.Р.
27.09.2021 14:25
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Геннадий С.
27.09.2021 13:59
Верность монарху и верность Президенту
Новый комментарий от Координатор
27.09.2021 11:34
Идёт мощнейшее лоббирование гомосексуализма
Новый комментарий от E.O.
27.09.2021 07:49