- Мой первый вопрос, Владыка, касается процесса переговоров между согласительными комиссиями РПЦЗ и РПЦ МП. По окончании последней встречи было объявлено, что все идет относительно благополучно, - а следующее заседание состоится лишь весной 2005 года. Одновременно заговорили и о том, что, - как выразился Высокопреосвященный Марк, - не следует пытаться заключать процесс сближения в жесткие временные рамки. По Вашему мнению, почему возник этот перерыв в работе комиссий? ВсЈ решили и обсуждать больше им нечего? Или напротив, возникли какие-то сложности в переговорах? Или они решили сделать такой перерыв, чтобы избежать излишней спешки и тем самым не навредить делу?
- Трудно сказать, почему следующую встречу решили отложить, по крайней мере, до марта. Многие считают, что всЈ идет слишком быстрым темпом, не совпадающим с нелегким процессом осознания того, что по неисповедимой воле Господней - наступают иные времена. Застывшие в своей несовместимости (еще недавно казавшейся единственно мыслимой) составляющие некогда единой Православной Российской Церкви - сдвинулись со своих мест. Как и куда пойдет это движение - сегодня ведает один Бог. С другой стороны, мне думается, могут быть и другие соображения, технического, условно выражаясь, характера: созданы подкомиссии, которые будут заниматься уже в отдельности подготовкой материалов для обсуждения тех или иных вопросов, готовить их для следующего заседания, следующей сессии. Так что сейчас будут работать как бы подкомиссии.
Что же касается хода общей работы комиссий, то я пока не могу сообщить никаких конкретных подробностей. Как вы знаете, все это сопровождается некоторого рода "секретностью", так как принято было решение, что материалы работы комиссий будут предоставлены для обсуждения, утверждения и всеобщего обозрения только после того, как эти документы будут комиссиями окончательно согласованы. Я, впрочем, думаю: пора бы уже эту завесу секретности приподнять. Именно такая засекреченность работы, в принципе традиционная для любых деликатных переговоров, административно оправданная, в нашем случае вызывает множество подозрений со стороны многих, дает простор всяким зловещим слухам. С другой стороны, возникает общее, я бы сказал, впечатление, что каждая из сторон продолжает настаивать на своем, переговоры топчутся на месте.
Можно думать, все еще ведется работа по выработке общего мнения относительно Декларации 1927 года митр. Сергия. Разумеется, обсуждается не личность митрополита, а именно его деяние - "декларация" 1927 года. В открытой печати, в частности в высказываниях митр. Кирилла Смоленского, говорится обтекаемо - про обсуждение принципов взаимоотношений Церкви и государства, но речь идЈт именно о "декларации". Предполагается, что совместное заявление будет опубликовано после принятия его обеими сторонами.
- Комиссии в настоящее время занимаются и обсуждением судьбы приходов РПЦЗ на территории нынешнего СНГ, то есть, в общих чертах, на территории исторической России. Могли бы Вы приоткрыть немного тайну, как продвигаются переговоры по этому вопросу? Он очень волнует тех членов РПЦЗ, которые находятся в Отечестве.
- Московская сторона будет настаивать на том, что если в будущем возникнет какой-то род и вид единства, в этом случае те приходы РПЦЗ, которые возникли на территории России за последние полтора десятилетия, т.е. все наши приходы - автоматически перейдут в подчинение священноначалия РПЦ МП.
- Дело еще и в том, что клирики, которые в свое время переходили из Московского Патриархата в РПЦЗ, все попадали под прещения. Как теперь с этим быть?
- И это один из тех вопросов, которые сейчас будут разбирать назначенные подкомиссии. Вопрос довольно сложный - о принятии клириков друг от друга без отпускных грамот, о наложенных прещениях и так далее. В большинстве случаев переходили к нам, и каждый раз их в Московском Патриархате за это запрещали, лишали сана... Это, я повторяю, очень сложный вопрос, и он будет обсуждаться комиссиями, и если будет решен, то лишь когда-то в будущем. Но пока что наши клирики в России пребывают в полной уверенности что, если объединение некогда произойдет, их приходы перейдут в подчинение Московского Патриархата. И такова, как я уж сказал, сегодняшняя позиция "москвичей". Между тем, ведь существуют же Патриаршие приходы на территории США. Почему же наши приходы не могут существовать на территории исторической России? Но это - моЈ личное мнение.
- Сегодня уже очевидно, что вопрос о дальнейших взаимоотношениях с Русской Православной Церковью в Отечестве будет для Русского Зарубежья решен на Всезарубежном Соборе. В открытых публикациях уже называются и приблизительные сроки его созыва. По Вашему мнению, когда можно будет созвать этот Собор, и как он будет выглядеть?
- На последнем заседании нашего Синода речь шла как раз об этом Соборе. Тут я могу сослаться на слова нашего Первоиерарха - Митрополита Лавра, что Собор предположительно будет созван весной 2006 года, после Пасхи. Я думаю, что раньше просто невозможно будет организовать Собор такого масштаба, с участием мiрян. Естественно, вопрос о наших взаимоотношениях с РПЦ МП будет стоять в повестке заседаний Собора на первом месте. А к тому времени совместные комиссии уже надеются прийти к взаимному согласию по всем спорным вопросам, чтобы представить результаты своих трудов на усмотрение Собора. А Собор примет решение. В России, как известно, уже состоялся Архиерейский Собор, но, по-видимому, будет созван еще один, на котором-то и произойдет подведение итогов.
У нас, как Вы знаете, последний раз подобный Собор состоялся в 1974 году в Джорданвилле. Так что я даже не вполне еще представляю, как всЈ это будет происходить, я-то сам никогда не участвовал в таком Соборе, по возрасту своему. Не могу сейчас гадать. Могу только сказать, что продолжаться он будет около недели. Не забудем: несмотря на то, что сейчас действительно происходит сближение РПЦЗ и РПЦ МП, по поводу него у нас в РПЦЗ существует - не то, чтобы разделение, но большая разноголосица во мнениях. О каком-то единомыслии, единодушии по этому вопросу я бы не стал говорить. Рано. Я даже допускаю, что если согласие в оценке "декларации" 1927 года будет достигнуто, и Московской Патриархией будет принято решение о выходе из Всемирного Совета Церквей, все равно - и я сейчас не от себя говорю, а прямо, как оно есть, выражаю мнение многих - все равно у людей остается большое недоверие. Опасаются, что мы будем просто поглощены... Боятся потерять свою независимость... Причем могут быть даны и утверждены обещания самого благонамеренного свойства, полной автономии и т.д. Но людям попросту не верится. И это обстоятельство должно быть непременно учтено при принятии каких угодно решений.
- Понимаю. В связи с этим, может быть, вернемся несколько назад... Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение прекратить все судебные тяжбы относительно церковного имущества, имущественные споры с РПЦЗ. Хотелось бы спросить, как это решение осуществляется на практике?
- Да, действительно, такое решение было принято еще летом. В связи с этим решением я, как управляющий Восточно-Канадской епархией, даже обратился с письмом к прошедшему совместному заседанию комиссий по поводу нашего храма в столице Канады Оттаве, на который все еще претендует Московская Патриархия. У нас там есть Храм-Памятник 1000-летия Крещения Руси, и бывший его настоятель, о. Д.Север, который еще года четыре назад как перешел в РПЦ МП, до сих пор донимает нас судебными исками, апелляциями, хотя суд решил дело в нашу пользу. Поэтому я написал письмо о том, чтобы "москвичи", основываясь на этом своем решении, указали бы о. Д.Северу прекратить эти тяжбы. Не знаю, подействует ли, но, во всяком случае, мы получили письмо от епископа РПЦ МП в Канаде, - впервые по этому вопросу! - которое показывает, что соборное решение, видимо, как-то начинает оказывать свое воздействие, что в руководстве РПЦ МП сейчас, возможно, потребуют от своих клириков уважить свое же собственное постановление. Это, разумеется, отрадно. Но поглядим. Увидим также, как это решение повлияет на положение вокруг прочего нашего имущества, например, во Святой Земле, в Германии, в Берлине, в частности...
Если уж у нас улучшаются отношения, положение такое, что лед тронулся, идут разговоры, встречи, взаимопонимание каким-то образом налаживается, то было бы неплохо проявить некое благородство - и возвратить нам то, из-за чего и "вспыхнуло" сильнейшее обострение отношений. Это было бы разумно, и во многом способствовало бы процессу сближения.
- Владыка, Вы не могли бы охарактеризовать положение с расколом, который произошел в РПЦЗ? Известно, что группа, объявившая своим возглавителем ушедшего на покой митрополита Виталия, сейчас провела так называемый "собор" в Мансонвилле. И сейчас они по сути собираются оспорить саму легитимность РПЦЗ. Они даже приняли новое название - РПЦЗ, отбросив приставку "(В)". А в Интернете даже можно было прочитать о вынашивавшихся ими планах "мирного захвата" здания Архиерейского Синода в Нью-Йорке... Вам известно что-нибудь об этом?
- Что, будут захватывать Синод?!
- Да... Ходят настойчивые слухи.
- Ну, знаете, это уже несерьезно как-то. Это просто невозможно. Какой уж там Нью-Йорк, даже захваченное этой группой церковное имущество в Канаде, тот же Мансонвилль, где пребывает сейчас митрополит Виталий, им рано или поздно придется возвратить. Он принадлежит юридически нашему Синоду, как имущество Братства Преподобного Иова Почаевского Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Недаром эти "лжевитальевцы" затеяли против нас административно-судебный процесс, утверждая, будто они и есть "настоящее Братство преподобного Иова". Скажу Вам больше. Если бы мы захотели, мы могли бы давно и совершенно спокойно туда приехать и потребовать, чтобы все, покинувшие нашу Церковь, оттуда съехали, покинули, так сказать, помещения. Но само собой разумеется, что мы этого делать ни в коем случае не станем. Немало в свое время потрудившийся на благо Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий будет оставаться там, вместе с теми, кто сейчас оказался в его окружении, до конца его дней. Нам приписывают разного рода "злодейские планы", намерение "изгнать престарелого Владыку", но это ложь, которую даже нет необходимости оспаривать, так как распространители ее прекрасно знают правду. Все попытки насилия над волей престарелого митрополита были признаны нашим Синодом совершенно недопустимыми. Сказанное относится и к нашему зданию Архиерейского подворья в Канаде, где засел так называемый "епископ Сергий" - покинувший РПЦЗ архимандрит Сергий Киндяков. Ему также не грозит с нашей стороны никакое "насильственное изгнание", которым его постоянно запугивают недобросовестные люди, хотя и этот дом - есть имущество нашей Церкви, от которого мы ни при каких условиях отказываться не намерены. Мы постоянно предлагаем лицам из теперешнего окружения митрополита Виталия различные варианты мирного решения, но в ответ слышатся только брань и угрозы.
- Деятели "витальевской группы" постоянно утверждают, что Синод не делает никаких попыток договориться с митрополитом Виталием (Устиновым), и даже не пытается навестить старца. А он, между тем, всех принимает с любовью. Последний раз подобное обвинение прозвучало в очередном памфлете П.Н.Будзиловича (сайт "Мысли о России"). Он жестко критикует слово митрополита Лавра на праздновании 75-летия Свято-Николаевского прихода кафедрального собора РПЦЗ в Монреале (Канада), в котором говорилось о скорби в связи с тем, что на таком празднике не присутствует многолетний настоятель собора - пребывающий на покое Владыка Виталий. По этому поводу г. Будзилович пишет: "если вождь РПЦЗ(Л) так скорбит, то мог бы легко развеять скорбь-тоску, заехав к Митрополиту Виталию - ведь тот находится, примерно, в часе езды от Монреаля?"
- Петр Николаевич как в воду глядел. Я прибыл на праздник в Монреаль днем раньше нашего Первоиерарха и по его благословению отправился в Мансонвилль, в Свято-Преображенский скит, чтобы поздравить престарелого митрополита с 75-летним юбилеем прихода, которому он отдал столько лет. Владыка Митрополит Лавр просил меня тотчас же после этого посещения сообщить ему, как было дело. В субботу 18 декабря в 10 часов утра мы с отцом Михаилом, священником Свято-Николаевского собора, отправились в Мансонвилль. Я предполагал, что мы прибудем на место около половины двенадцатого. Мне хорошо известен обыкновенный распорядок дня Владыки Виталия, так что это время должно было быть самым подходящим для встречи. Свято-Преображенский скит был весь в снегу. Двери нам открыла хорошо известная всем г-жа Людмила Дмитриевна Роснянская (секретарша-келейница митр. Виталия - А.Р.). Безо всяких церемоний она спросила: "А вы зачем приехали?! Вы ведь знаете, что вы нежеланные гости?". Мы ответили, что хотели бы только поздравить Владыку с наступающими праздниками - днем Святителя Николая Чудотворца и юбилеем его давнего прихода. - "Владыка спит, - было нам сказано, и будить я его не буду". - Мы попросили позволения подождать в доме. - "Нет, - категорически заявила г-жа Роснянская, - хотите, возвращайтесь часа через полтора". Делать нечего. Мы вышли, и, чтобы не замерзнуть, стали прогуливаться возле церкви. Вскоре к нам вышел некий о. Виктор, "витальевский" священник из России. Как я после догадался, его задачей было не дать нам сразу уехать, но тогда нам это и в голову не пришло. Мы проговорили с ним какое-то время. Внезапно раздался звук подъезжающего автомобиля. Священник сразу же прервал разговор и удалился. Мы увидели полицейскую машину. Из нее вышел молодой офицер, он потребовал у нас документы, а затем спросил: "Почему вы приехали вновь пытаться увезти Виталия Устинова с собой в США?" - В первое мгновение мы не могли произнести ни слова от удивления. - Да что вы! - первым отозвался отец Михаил. - Мы просто приехали навестить Владыку по случаю юбилея монреальского прихода... Думали благословиться у него, может, чаю попить - и все... - "Тогда зачем же она меня вызвала?", - как бы сам у себя спросил полицейский. Поговорив с нами еще минуту, он попросил нас не уезжать, а сам прошел в дом. Вскоре он вернулся, сообщив нам со слов г-жи Роснянской, что мы здесь "нежеланные гости и не должны сюда больше приезжать".
Через несколько дней я получил письмо от адвоката, представляющего интересы сегодняшнего окружения Владыки Виталия. В нем содержится требование, чтобы я не смел приближаться к Свято-Преображенскому скиту ближе чем на 500 метров... Смех и грех. Смех - с точки зрения юридической: подобное решение может принять только суд. А грех в том, что Владыке Виталию не позволили самому решить, с кем и когда видеться. Печально. Если бы Владыка знал, что мы приехали его поздравить, он бы никогда не отказал нам в этом.
Так и не состоялась наша встреча с Владыкой Виталием, которую мы ждали, и на которую надеялись. Ждал ее и Владыка Митрополит Лавр, прибывший в Монреаль в тот же день к вечеру.
- Недавно "Русская линия" проводила опрос среди своих читателей по вопросу, как надо бы поступить с так называемыми "екатеринбургскими останками", торжественно захороненными в 1998 году в Петропавловском соборе в усыпальнице Императорской фамилии, как останки Царственных Мучеников. Похороны были очень торжественно и официально обставлены, с орудийным салютом, с присутствием Ельцина, тогдашнего президента, - но ни один из епископов РПЦ МП в них не участвовал, потому что было высказано (в том числе и после консультаций с представителями РПЦЗ) обоснованное сомнение в подлинности этих останков. Каково Ваше отношение к этому вопросу?
- РПЦЗ, как вы знаете, в то время сознательно держалась в стороне от этих событий, хотя у нас и была создана специальная комиссия по исследованию вопроса подлинности "екатеринбургских останков". Комиссия эта действует самостоятельно, и состоит из членов нашей Церкви. Возглавляет ее Петр Николаевич Колтыпин-Валловской. Комиссия строго придерживается убеждения, что захороненные в Петербурге останки не являются подлинными, это не Св. Мощи Царственных Мучеников, которые должны почитаться православными. Сейчас это убеждение было, насколько я видел в печати, подтверждено работами независимых ученых. Знаете, хорошо в свое время сказал об этом наш тогдашний митрополит Виталий: "Почти всегда в прошлом бывало, что когда обретали Св. Мощи, это сопровождалось Божиими чудесами или знамениями. И всегда ощущали люди особую благодать, от Мощей исходящую. А в данном случае ничего этого нет". Действительно, чудеса случаются не всегда, но мысль Владыка Виталий высказал правильную. Тем больше оснований относиться к этим "останкам" с сомнением. Что касается нашей позиции в этом вопросе, то официально мы ее не высказывали, но наше общее церковное мнение - это не Мощи, которые следует почитать. Наша Церковь благоговейно хранит подлинные частицы Мощей Царственных мучеников, которых мы прославили 24 года назад.
В заключение, пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех боголюбивых читателей "Русской Линии" с Праздниками Рождества Христова и Крещением Господним, а также с Русским Новым Годом и пожелать им, чтобы праздники эти были им на пользу духовную.