В Москве состоялась конференция "Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели"

Новости Москвы  Общество 
0
132
Время на чтение 4 минуты
11-12 декабря в литовском культурном центре "Дом Юргиса Балтрушайтиса" (Поварская, 24) состоялась международная научная конференция "Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели", организованная Посольством Литовской Республики в России, "Домом Юргиса Балтрушайтиса", Институтом всеобщей истории РАН, Институтом славяноведения РАН и Институтом истории Литвы.
Конференция приурочена к юбилею коронации Миндаугаса (1253 г.), который отмечался в Литве в 2003 году. Аналогичные мероприятия прошли этом году также в Литве и в Белоруссии.
В форуме приняли участие посол Литвы в России Римантас Шидлаускас, директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян, директор Института истории Литвы Алвидас Никжентайтис, историки из Литвы, России, Белоруссии, Украины, Чехии, Австрии.
Ученые рассмотрели такие малоизученные вопросы, как конфессиональные и языковые связи Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Киевской Руси, особенности формирования северо-западной диалектной зоны белорусского языка, рецепция норм Русской Правды в памятниках права Великого княжества Литовского и другие.
В докладе Е.Л.Назаровой (Москва), посвященном крестовым походам на Балтике, в частности, были отмечены существенные различия между католическими и православными методами миссионерской деятельности, связанные с особенностями церковных структур и церковно-государственных взаимоотношений в Западной Европе и Древней Руси. Распространение Православия в Прибалтике в XII-XIII веках выявляется как по историческим источникам, так и археологическим находкам - прежде всего, православным нательным крестам, во множестве обнаруженным рижским археологом Эвальдом Мугуревичем при раскопках на территориях современных Латвии и Эстонии (см. Э.С.Мугуревич, Литва и Древнерусские земли, 1965). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что присутствие православных миссионеров в Прибалтике вызывало обеспокоенность Римской курии. Поскольку проповедь Православия обычно не сопровождалась принуждением, западные миссионеры обвиняли русских священнослужителей в недостаточной заботе о спасении душ язычников. Говоря о традиционной миссионерской практике католиков, Е.Л.Назарова отметила: "Завоевания языческих, а также православных земель войсками западных христиан ("латинян", как они называются в источниках) начинались с засылки вглубь миссионерской территории проповедников, которые угрозами и посулами принуждали принять католичество нескольких местных жителей, обычно единицы. За миссионерами следовали так называемые пилигримы, то есть войска крестоносцев, так как территории, где удавалось создать немногочисленные католические общины, объявлялись вошедшими в лоно Римской церкви и подлежали защите от язычников и православных, составлявших большинство населения. Именно по такому сценарию в 1240-1242 годах был организован крестовый поход в земли карелы, ижоры и води, входившие в состав Новгородской республики".
Объектом дискуссии стал доклад Е.А.Целуновой (Прага) "К вопросу о древнейших конфессиональных и языковых связях Великого княжества Литовского и Киевской Руси". Еще задолго до официального крещения Литвы по католическому обряду многие князья и их приближенные были православными. Православие в Литве укоренялось главным образом посредством женитьбы литовских князей на русских княжнах. Православными были также многие знатные литовские династии (Сапеги, Тышкевичи, Огинские), а также простые люди. О Православии как о первой христианской религии многих литовцев косвенным образом свидетельствуют и лингвистические данные, а именно - литовская христианская терминология, так как многие богослужебные термины являются заимствованиями из русского языка. По мнению литовского лингвиста К.Буги, исследовавшего литовскую христианскую терминологию, заметное влияние Православной Церкви в Литве началось не раньше конца XII века. Таким образом, уже со времен князя Миндаугаса этническая Литва была в конфессиональном и языковом отношении теснейшим образом связана с Русью.
В докладе М.Мозера (Вена) "Стереотипы литовцев в древнейших восточнославянских летописях" были представлены негативные стереотипы литовцев, - по мнению западного ученого, примеры нетерпимости православных по отношению к балтийским язычникам. Можно возразить, что, например, в летописных версиях "Повести о Довмонте" все отрицательные эпитеты (поганые, безбожные, зверообразные и т.п.), характеризующие язычников-литовцев, одинаково прилагаются и к тевтонским рыцарям-христианам. Указанные стереотипы свидетельствуют не о крайне враждебном отношении русских христиан к язычникам, а о литературном штампе, который использовался для создания образа противников, угрожавших Святой Руси. В поздней Распространенной редакции "Повести о Довмонте" (XVI-XVII в.) "поганые и безбожные" литовцы устремляются в бой "зверообразным рвением вооружахуся, аки дивии зверие рыкающе", но в то же время автор называет их "славными и храбрыми ратниками". Князь Гердень, услышав о пленении жены и детей, "зело скорбен бысть", в погоню за Довмонтом он отправляется "плач и смущение людцкое узрев", таким образом "лютая ярость" литовцев получает психологическое оправдание. Однако, неоднозначны только описания поведения литовцев, характеристики "поганых латинян" немцев однозначно отрицательные. Крестоносцы не только "поганые, безбожные и зверообразные", но и злодеи, убивавшие русских монахов, женщин и детей, а также лжецы и клятвопреступники: целовали крест, обещая не участвовать в битве под Раковором, но нарушили клятву, "окаяннии", "вселукавии змеи", "дивие зверие рыкающе", "гоними гневом Божиим". Боголюбивый князья Довмонт и Воишелк, виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий - идеальные литовцы, православные святые. Как указал М.В.Дмитриев (Москва) в докладе "Литва и литовские люди в представлениях русского общества в середине XVII века", очень часто под "литовскими людьми" московские источники понимают православное население Великого княжества Литовского. Но в древнерусской литературе и языческие верования литовцев - меньшее зло в сравнении с католической агрессией Тевтонского ордена.
Рассмотренные выше примеры показывают, что материалы конференции могут представлять интерес для православных читателей. Тезисы международной научной конференции "Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели" изданы "Домом Юргиса Балтрушайтиса", справки по телефонам (095) 785 86 24, 785 86 37.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Клиценко
Все статьи Юрий Клиценко
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05