Православные каноны против крестовых походов

0
644
Время на чтение 4 минуты
В фундаментальном научном исследовании "Мордва и вера" (Саранск, Мордовское книжное издательство, 2005) соавторы Н.Ф.Мокшин и Е.Н.Мокшина подвергли обоснованной критике ряд опубликованных в Мордовии материалов, в которых говорится о "крестовых походах" Русской Православной Церкви против язычников.

Например, писательница Маризь Кемаль (Раиса Кемайкина) называет возрождение церковной жизни в Мордовии "вторым крестовым походом". "Первый крестовый поход" по ее мнению "был остановлен 1917 годом". Кампания против "крестовых походов Русской Православной Церкви" развернута газетой Фонда спасения эрзянского языка "Эрзянь мастор". Так, в редакционной статье "Республика разрушается с помощью православия" говорится: "Мордовские власти строят церкви, не задумываясь над целями, преследуемыми очередным крестовым походом" (Эрзянь мастор, 29 мая 2003). При этом образцом для исправления Русской Православной Церкви "Эрзянь мастор" считает Римско-католическую церковь.

Нелепое заблуждение (или сознательная провокация?) неоязычников состоит в некорректном отождествлении политики насильственного крещения язычников в России XVIII века с "крестовыми походами", которые являются феноменом истории западного христианства. Знаменательно, что жесткая программа обращения язычников осуществлялась Петром I и его преемниками, находившимися под влиянием западной цивилизации.

Русская Православная Церковь никогда не проповедовала крестовые походы, аналогичные западным. Учение святого Бернарда Клервосского и Римско-католической церкви об особой святости воинов, побеждающих язычников, противоречит канонам Православной Церкви.

Бернард Клервосский в своем трактате "Новое воинство Христово" писал: "Нет для избравших воинскую жизнь задачи благороднее, чем рассекать язычников. Славно претерпеть смерть за Христа и не преступно убивать других за Него. Христов рыцарь убивает безгрешно и умирает со спокойной совестию. Умирая, он трудится для себя, убивая - для Христа. Убивающий язычника, он - не человекоубийца, а "злоубийца". Слава христианина в смерти язычника".

В Православной Церкви аналогичного учения никогда не было. 13-е правило святого Василия Великого предлагает на три года отлучать от причастия воинов, участвовавших в справедливой войне, а 55-е его правило отлучает от причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам. В XII веке при Патриархе Константинопольском Константине Хлиарине собор постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы по призыву других, должны подвергаться такой же епитимье, какой подлежат совершающие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной возможности избежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимье (см. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000, с. 325).

Святой Феодор Студит упоминает конкретного воина, которому была назначена епитимья - следовательно, 13-е правило св. Василия применялось в Византии на практике:

"Что касается покаявшегося и просившего для себя епитимьи, то она назначена ему правильно. Я согласен с твоим ответом ему: если он не хочет подвергнуться епитимьи за умерщвление врагов, то пусть продолжает воевать, и мы до окончания войны не будем судить. Если же он желает подчиниться правилам Церкви, то ему надо избрать одно из двух: или, воюя, пользоваться земными почестями, или получить и исполнить епитимью. Впрочем, ради последнего не стоит отвергать первого, ибо сражающиеся с врагами достойны похвал, как говорит божественный отец. Но им надо и нести епитимью. Так было и в древности. Руководствуясь этим, или скорее, по вдохновению Божию, Василий Великий назначает таким епитимью на три года и учит, как может назначающий сократить ее. Ибо назначение епитимьи таким людям, конечно, касается убийства случайного, а не злонамеренного" (Преподобный Феодор Студит, Послание 51).

Восточное Христианство никогда не одобряло учений, подобных джихаду и крестовым походам. Византийский император Никифор Фока (963-969) "задумал издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал Патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия" (Лев Диакон, История. Недостатки правления Никифора, М., 1988). Позже никейский император Иоанн Дука Ватац и византийские летописцы резко обличали католический клир за ношение оружия и пролитие крови.

В 1272 году русский епископ столицы Золотой Орды Сарая направил Константинопольскому Патриарху письмо, в котором, в частности, спрашивал: "Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?". Византийский Синод ответил: "Се удержано святыми канонами". Следовательно, священник, совершивший убийство во время боевых действий, даже, возможно, защищая себя и своих прихожан, однозначно запрещался в священнослужении. Несмотря на вполне ясный ответ, в большинстве древнерусских списков вплоть до XVI века это правило читается следующим парадоксальным образом: "Не удержано есть святыми канонами". Только в двух сборниках дано правильное чтение, соответствовавшее общеправославной практике. По сути, древнерусское сознание, исказив канонический текст, наделило духовенство "правом на убийство". Правда, наиболее совестливые книжники придумали своеобразную модификацию вопроса: "Аще пономарь человека убиет, лзе ли ему с попом служити?" В этом случае положительный ответ был канонически оправдан, поскольку пономарь не являлся носителем священного сана.

В 1343 году при нападении рыцарей Тевтонского ордена на Изборск священник Руда, клирик храма святых Бориса и Глеба, бросил доспехи и оружие и бежал во Псков, посеяв тем самым панику среди русских. Правда, орденских братьев все-таки удалось прогнать. Испугался батюшка немецких крестоносцев? или принадлежал к числу ревнителей православных канонов? (А.Е.Мусин, Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета, СПб, 2005).

Возможно, в XIII-XIV веках епископат Русской Церкви, оказавшейся под игом Золотой Орды с одной стороны и под влиянием идей орденских государств Прибалтики с другой стороны, придерживался позиции, более близкой к западным толкованиям канонического права.

Позже, в московский период истории, Русская Православная Церковь утвердила абсолютный запрет на использование священниками оружия.

Некоторые войны, например, Куликовская битва и Казанские походы Ивана Грозного имели особое церковное благословение и рассматривались в качестве священных. Однако, в отличие от участия в крестовых походах или службы в духовно-рыцарских орденах Римско-католической церкви, воинский подвиг на Руси не заменял покаяния, а, наоборот, подразумевал покаяние. Например, после участия Казанских походах военачальник Василий Есипович Кравков строил храмы и вносил вклады в монастыри, а к концу жизни принял иночество в Спасском монастыре Мурома (М.В.Кочкина, Ктиторы Муромского Спасского монастыря Кравковы, Муромский сборник, Муром, 1993).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Клиценко
Все статьи Юрий Клиценко
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02