Любопытные новости поступают из серого, но нескучного здания в Охотном ряду, где проводят время жизни избранники нашего народа: там, в цитадели отечественной демократии, в первом чтении принят законопроект «О государственном стратегическом планировании».
Чувствуете, какая символика: в здании бывшего Госплана, в этом храме социалистической экономики, где по ночам наверняка бродят тени великих титанов -Вознесенского, Косыгина, Байбакова, - именно здесь депутаты либеральной закваски проголосовали практически за возвращение самого понятия «Госплан». При этом земля под ними не разверзлась, небо со страшным шумом не рухнуло, хотя не исключено, что где-нибудь в недрах ВШЭ потрескались зеркала, а кто-то из тамошних потянулся за валидолом. Одним словом, проголосовав за упомянутый закон, депутаты совершили акт антилиберального святотатства со взломом.
Представляю, какая скорбь и уныние творится нынче в молельных домах секты Свидетелей Невидимой Руки Рынка... Верующих из этой секты по-человечески жалко, но родную страну все-таки жальче - ведь не от хорошей жизни возникла идея этого закона, проект которого, между прочим, разрабатывали вполне себе либеральные эксперты из Министерства экономического развития РФ. Просто всякому индивидууму, ни лишенному мозгов и чувства самосохранения, давно стало понятно, что без стратегического планирования не может жить даже обычная ячейка общества, а уж тем более - огромное государство с великой исторической судьбой, отягощенной сложным климатом, нехилыми просторами и многоукладной экономикой.
Но вернемся к новому закону. Согласно его тексту, государственное стратегическое планирование будет происходить в рамках госпрогнозирования, программно-целевого и территориального планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Предполагается, что стратегический прогноз будет разрабатываться на период до 30 лет с учетом данных, которые будут предоставлять органы исполнительной власти, Российская академия наук и органы власти субъектов РФ.
При этом прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период предлагается разрабатывать каждые 6 лет на 12-летний период. Прогноз на среднесрочный период будет разрабатываться ежегодно на период от 3 до 6 лет.Тут у авторов, видимо, все-таки сработал некий защитный рефлекс: что угодно, только не пятилетки, это же будет позор джунглям и возвращение к «унылому совку»! Впрочем, простим им это лёгкое идеологическое замешательство.
Закон определяет, что является документом государственного стратегического планирования. К ним относятся: стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечения её национальной безопасности, прогноз научно-технологического развития на долгосрочный период, долгосрочная бюджетная стратегия, генеральная схема расселения на территории РФ, отраслевые документы государственного стратегического планирования, госпрограмма РФ по вооружению и тому подобные важные документы. То есть общий тренд понятен% развитие, вооружение, расселение.
Определены законом и участники стратегического планирования: Президент, Администрация Президента, Совет Безопасности, Федеральное Собрание, Счетная палата, Правительство, федеральные органы исполнительной власти, общественные и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием.
Президент определяет (или уточняет) стратегические приоритеты, основные цели, направления их реализации и важнейшие задачи, подлежащие решению. Он же определяет цели и задачи функционирования системы государственного стратегического планирования. Он же утверждает все документы госпланирования.
Правительство Российской Федерации занимается разработкой документов, работает с субъектами федерации и утверждает задачи федеральных органов исполнительной власти.
За тем, как исполняются заданные главой государства и утверждённые правительством действия, будет следить Счётная палата (кстати, её функции депутаты сегодня расширили).
Одним словом, документ получился вполне серьёзный и толсто намекающий на полную самостоятельность государства и суверенитет.
Конечно, будущий закон находится пока ещё в очень «сыром» виде, и у него уже появились первые критики. К примеру, депутат-«эсер» Михаил Емельянов (который, кстати, является первым замом председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству) сказал, что возвращение в наш юридический язык термина «государственное планирование» - это хорошо, но почему в законе не дано определения термину «план»?
Также депутат не увидел в тексте Проекта ответов и на такие вопросы: какую юридическую силу будут иметь принятые акты? кто будет нести ответственность за их исполнение и за их неисполнение? Как заявил Емельянов, сейчас у нас различные органы занимаются прогнозированием, при этом эти прогнозы напоминают благие пожелания. А надо, не без оснований считает депутат, чтобы план утверждался законом. То есть речь идёт не о том, что Москва опять будет диктовать, кому выращивать брюкву, а кому сколько пошить валенок. Необходимо вырабатывать глобальные направления для каждой отрасли, утверждать их законом, и уже под них выделять финансирование. Одним словом, «дырок» у нового закона ещё очень много, но то, что он нужен, в этом сомнений нет.
После затянувшегося периода детской болезни либерализма Россия наконец начала подавать признаки выздоравливания. Даже до самых упёртых рыночников начинает доходить, что государство, тем более, такое специфическое, как наше - это не бизнес-проект. Тупое выжимание прибыли из наших неласковых территорий имеет свой предел, и по всему видать, что он уже совсем близок.
PS: Если закон примут, он может вступить в силу 1 января 2014г. И в этом случае, все достижения после возвращения Госплана нам придётся опять сравнивать «с 13-м годом»! Согласитесь, симоволичненько...