«В светлом доме» поэта Анохина

Рецензия на книгу лауреата премии «Прохоровское поле» Сергея Анохина

Людмила Семенова 
0
11.06.2021 544

С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.

Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.

Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».

Выйдем мы с тестем зарёю росистой

Острыми косами ладно звенеть;

Солнце раздюжится, с совестью чистой

Сядем отведать обычную снедь.

«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».

Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».

Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.

Всё, что любим – надолго ли с нами?

Провожу молчаливо зарю

И от боли пустыми глазами

На седеющий мир посмотрю.

Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.

Прохожих призраки мелькали,

Машин визжали тормоза,

И, словно молнии, сверкали

Вселенной грозные глаза!

До'ма, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:

И страшно было –

Папа умирает,

И горько было –

Снова не умрет!

Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.

Когда жива была старуха,

Он внуков пестовал, и вот

Сын бросил походя и сухо:

«Сестра просторнее живет…»

Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.

Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.

Людмила Семенова, член Союза писателей России

«В светлом доме» поэта Анохина

С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.

Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.

Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».

Выйдем мы с тестем зарёю росистой

Острыми косами ладно звенеть;

Солнце раздюжится, с совестью чистой

Сядем отведать обычную снедь.

«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».

Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».

Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.

Всё, что любим – надолго ли с нами?

Провожу молчаливо зарю

И от боли пустыми глазами

На седеющий мир посмотрю.

Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.

Прохожих призраки мелькали,

Машин визжали тормоза,

И, словно молнии, сверкали

Вселенной грозные глаза!

Дома, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:

И страшно было –

Папа умирает,

И горько было –

Снова не умрет!

Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.

Когда жива была старуха,

Он внуков пестовал, и вот

Сын бросил походя и сухо:

«Сестра просторнее живет…»

Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.

Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.

Людмила Семенова, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Людмила Семенова
«В светлом доме» поэта Анохина
Рецензия на книгу лауреата премии «Прохоровское поле» Сергея Анохина
11.06.2021
Рассвет прозаика
К 65-летнему юбилею председателя Союза писателей России, писателя Николая Фёдоровича Иванова
08.06.2021
«Право быть русским писателем»
Обзор 4 номера белгородского альманаха «Пересвет»
13.05.2021
Духовный мост во времени
О творческом вечере поэта Константина Скворцова в Московском доме национальностей
22.04.2021
«Мне позволит ещё лететь»
О вечере памяти историка, поэта Анатолия Парпары в Союзе писателей России
17.04.2021
Все статьи Людмила Семенова
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от prot
20.09.2021 23:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
20.09.2021 21:35
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Silvio63
20.09.2021 18:48
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Олег В.
20.09.2021 18:02
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Олег В.
20.09.2021 14:19