«В светлом доме» поэта Анохина

Рецензия на книгу лауреата премии «Прохоровское поле» Сергея Анохина

Александр Сергеевич Пушкин 
0
875
Время на чтение 9 минут

С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.

Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.

Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».

Выйдем мы с тестем зарёю росистой

Острыми косами ладно звенеть;

Солнце раздюжится, с совестью чистой

Сядем отведать обычную снедь.

«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».

Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».

Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.

Всё, что любим – надолго ли с нами?

Провожу молчаливо зарю

И от боли пустыми глазами

На седеющий мир посмотрю.

Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.

Прохожих призраки мелькали,

Машин визжали тормоза,

И, словно молнии, сверкали

Вселенной грозные глаза!

До'ма, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:

И страшно было –

Папа умирает,

И горько было –

Снова не умрет!

Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.

Когда жива была старуха,

Он внуков пестовал, и вот

Сын бросил походя и сухо:

«Сестра просторнее живет…»

Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.

Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.

Людмила Семенова, член Союза писателей России

«В светлом доме» поэта Анохина

С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.

Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.

Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».

Выйдем мы с тестем зарёю росистой

Острыми косами ладно звенеть;

Солнце раздюжится, с совестью чистой

Сядем отведать обычную снедь.

«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».

Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».

Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.

Всё, что любим – надолго ли с нами?

Провожу молчаливо зарю

И от боли пустыми глазами

На седеющий мир посмотрю.

Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.

Прохожих призраки мелькали,

Машин визжали тормоза,

И, словно молнии, сверкали

Вселенной грозные глаза!

Дома, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:

И страшно было –

Папа умирает,

И горько было –

Снова не умрет!

Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.

Когда жива была старуха,

Он внуков пестовал, и вот

Сын бросил походя и сухо:

«Сестра просторнее живет…»

Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.

Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.

Людмила Семенова, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Семенова
«Под чистым небом» города Белгорода
Состоялся уникальный Всероссийский фестиваль патриотического кино
31.08.2023
22 июня
Документальная повесть об одном дне на Донбассе
29.06.2023
«Донбасская дуга: спецоперация продолжается»
В Союзе писателей России состоялась презентация уникальной книги, в которой преломляются события от начала СВО до осени 2022 г.
13.05.2023
«Прямая связь меж прошлым и грядущим»
В Московском Доме национальностей прошла литературная встреча, посвящённая русскому поэту Вячеславу Богданову
08.04.2023
Новый адрес Михаила Булгакова
Большой Афанасьевский переулок готовится к встречам почитателей и исследователей таланта автора «Дней Турбиных» и «Мастеры и Маргариты»
15.03.2023
Все статьи Людмила Семенова
Александр Сергеевич Пушкин
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31