С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.
Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.
Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».
Выйдем мы с тестем зарёю росистой
Острыми косами ладно звенеть;
Солнце раздюжится, с совестью чистой
Сядем отведать обычную снедь.
«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».
Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».
Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.
Всё, что любим – надолго ли с нами?
Провожу молчаливо зарю
И от боли пустыми глазами
На седеющий мир посмотрю.
Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.
Прохожих призраки мелькали,
Машин визжали тормоза,
И, словно молнии, сверкали
Вселенной грозные глаза!
До'ма, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:
И страшно было –
Папа умирает,
И горько было –
Снова не умрет!
Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.
Когда жива была старуха,
Он внуков пестовал, и вот
Сын бросил походя и сухо:
«Сестра просторнее живет…»
Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.
Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.
Людмила Семенова, член Союза писателей России
«В светлом доме» поэта Анохина
С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.
Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.
Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».
Выйдем мы с тестем зарёю росистой
Острыми косами ладно звенеть;
Солнце раздюжится, с совестью чистой
Сядем отведать обычную снедь.
«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».
Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».
Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.
Всё, что любим – надолго ли с нами?
Провожу молчаливо зарю
И от боли пустыми глазами
На седеющий мир посмотрю.
Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.
Прохожих призраки мелькали,
Машин визжали тормоза,
И, словно молнии, сверкали
Вселенной грозные глаза!
Дома, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:
И страшно было –
Папа умирает,
И горько было –
Снова не умрет!
Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.
Когда жива была старуха,
Он внуков пестовал, и вот
Сын бросил походя и сухо:
«Сестра просторнее живет…»
Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.
Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.
Людмила Семенова, член Союза писателей России