«В светлом доме» поэта Анохина

Рецензия на книгу лауреата премии «Прохоровское поле» Сергея Анохина

Александр Сергеевич Пушкин 
0
884
Время на чтение 9 минут

С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.

Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.

Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».

Выйдем мы с тестем зарёю росистой

Острыми косами ладно звенеть;

Солнце раздюжится, с совестью чистой

Сядем отведать обычную снедь.

«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».

Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».

Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.

Всё, что любим – надолго ли с нами?

Провожу молчаливо зарю

И от боли пустыми глазами

На седеющий мир посмотрю.

Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.

Прохожих призраки мелькали,

Машин визжали тормоза,

И, словно молнии, сверкали

Вселенной грозные глаза!

До'ма, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:

И страшно было –

Папа умирает,

И горько было –

Снова не умрет!

Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.

Когда жива была старуха,

Он внуков пестовал, и вот

Сын бросил походя и сухо:

«Сестра просторнее живет…»

Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.

Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.

Людмила Семенова, член Союза писателей России

 

 

«В светлом доме» поэта Анохина

С 19 по 21 мая в Белгороде прошли 22-ые литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Одним из лауреатов стал белгородский поэт Сергей Анохин. Попечительский совет и жюри по достоинству оценили изданную в Курске в конце 2020 года книгу стихов Сергея Анохина «В светлом доме». Чем же интересен поэт Анохин и в чем гражданственность его лирики? Сразу оговорюсь, что тема данного исследования – внутренние мотивы лирики поэта, ставшего лауреатом патриотической премии, поскольку внешняя сторона стиха была решающим критерием для отбора еще на начальном этапе конкурса.

Поэт Сергей Анохин – продолжатель крепкой русской литературной традиции, идущей от Пушкина и Тютчева. Его творчество – фольклорно по сути, незримо связано внутренними мотивами с поэтами классиками. Он, вслед за Есениным, Рубцовым, Тряпкиным, – певец природы и деревни. Однако, как всякий талантливый поэт, пишущий в традиционной манере, Анохин самобытен, тем и интересен. Неповторимость созданного им поэтического пространства выражена личным восприятием мира героем в условиях современной реальности. Его лирический герой доверителен и искренен «Вот я, - будто говорит он читателю, - и вот мой мир, который я доверяю вам. Мир, всё живое – творение Создателя. И я, как дитя Божье, делюсь радостью существования здесь». Замечу, что радость восприятия жизни иногда окрашивается потаённой грустью думающего и анализирующего действительность человека.

Лирический герой Анохина живёт по русскому месяцеслову – годовому кругу русского крестьянина, сопрягая привычные крестьянские работы с молитвой и поэтическими зарисовками явлений природы. В этом смысле показательны названия некоторых стихотворений автора: «Апрель», «Июль», «Гроза», «Осень», «Зима». Рабочий день крестьянина начинается ранним утром «на сердцем согретой земле».

Выйдем мы с тестем зарёю росистой

Острыми косами ладно звенеть;

Солнце раздюжится, с совестью чистой

Сядем отведать обычную снедь.

«Попить тишины», отдыхая на луговом пригорке, «как попить молока».

Стихотворение «Зеленый дым» перекликается с некрасовским «Зеленым шумом». Но если у Некрасова стремительный, суматошный «весенний шум» идёт – гудит. То анохинский «зеленый шум весны прозрачен». Любование пробуждающейся природой помогает отрешиться от земного, человеческого естества и подняться духом в гармонии с Божьим миром. «Дух надежды и тревоги в груди усталой невесом». Не здесь ли способ уйти от тяжестей земного существования и в единении с природой почувствовать любовь Творца и к себе? Некрасов венчает стихотворение народной мудростью: «Люби, покуда любится. Терпи, покуда терпится. Прощай, пока прощается. И – Бог тебе судья!»Народной песней звучит в стихах поэта напутствие. Мотив песни часто вплетается и в поэзию Анохина: «Скоро ли – звонкую! – сердцу усталому песню споют соловьи?» и «Песне зреть во мне вольно в полночь при луне полной». И вот песня зазвучала в метафоре : «А ночью качают звезду колючей шелковицы руки».

Если весна в поэзии Анохина, опять же по русскому месяцеслову, связана с обновлением, рассветом, лето с буйной вакханалией зелени и чувств, то осень – это увядание природы и, как следствие, метафизические вопросы о смысле жизни.

Всё, что любим – надолго ли с нами?

Провожу молчаливо зарю

И от боли пустыми глазами

На седеющий мир посмотрю.

Поэт, как странник, перемещается из весны в лето, из осени в зиму. Как естественно для русского человека ходить по полям и весям с котомкой за плечами, пешим ходом добираться до святынь русской земли. Странничество имеет и духовную подоплёку. Мотив этот тоже традиционен для русской литературы: Лермонтов, Лесков, Некрасов, Есенин. Путник в «Черном поезде» Анохина разрывает пространство тишины надеждой на встречу с такой же одинокой душой. Из родного Берёзова, села в Белгородской области, где живет поэт Анохин, его лирический герой иногда странствует в город. Тютчевская весёлая, звонкая гроза застаёт путника в парке, когда ветер «сшибает с неба звонкой плетью раскаты грома». Но тютчевское торжество природы сменяется у Анохина современными реалиями.

Прохожих призраки мелькали,

Машин визжали тормоза,

И, словно молнии, сверкали

Вселенной грозные глаза!

Дома, в деревне, где «лучик солнца молодого могу почувствовать рукой», спокойней и уютней. Поэтому поэт Анохин и живет постоянно в сельской местности. И в этом его гражданская позиция. Пушкин лучшие строки о деревне написал в вынужденной ссылке, Есенин воспевал малую родину со столичных подмостков, Рубцов любил свою Николу, но окончил земной путь в Вологде, поэт Тряпкин – в Москве. По словам современного поэта Геннадия Иванова, из произнесённой им речи на вечере памяти другого поэта Вячеслава Богданова, деревню мы утеряли, и писать о ней, Геннадию Иванову теперь больно. Горько ходить мимо полуразрушенных изб, встречая почти потерявших человеческий облик, старых товарищей. Поэтому Геннадий Иванов и расстался со своим родовым домом. Сергей Анохин тоже переживает за погибающую деревню: « успела деревня согнуться, увяло деревни лицо» и «накренившийся забор скрипит, печалью занедужив». Но опять «божьи старушки на лавочки вышли вить разговоры из праздных минут». И в речушке, на окраине родового села «хлюпает мягко вода», как в босоногом детстве, когда они с ватагой ребят плескались в этой речке с утра до ночи. Да, есть в сегодняшней деревне и явление пьянства. Вот, горькая правда: пятилетний ребенок в стихотворении Анохина «Инвалид» стоит за дверью, опасаясь гнева пьяного отца. Сыну:

И страшно было –

Папа умирает,

И горько было –

Снова не умрет!

Толстовская мудрость из сказки-были «Старый дед и внучок» интерпретируется в стихах Анохина о судьбе выгнанного сыном старика.

Когда жива была старуха,

Он внуков пестовал, и вот

Сын бросил походя и сухо:

«Сестра просторнее живет…»

Мы все, в разной мере, носители духовного и материального капитала России. Здесь важно выставить приоритеты. Иначе нами, её детьми, будет сплетён «терновый венец Родине». Поэт Сергей Анохин жизненной и творческой биографией определил свою твёрдую позицию по отношению к родной стране.

Его книга «В светлом доме» прозвучала для меня длинной народной песней. В ней слышны напевы Ярославны, речитативом – сказовые интонации Арины Родионовны, няни Пушкина, в песню Анохина врывается вольный ветер поэзии Рубцова, летящего по деревенской просёлочной дороге на двухколёсном коне, в нее вкрапляются слёзные причитания матерей-солдаток. А еще анохинские строфы влились в песни друзей- писателей Марины Ганичевой, Сергея Котькало, Веры Кобзарь, Александра Осыкова, Станислава Минакова, песни, что пели они хором в автобусе по дороге на Прохоровское поле – третье ратное поле России.

Людмила Семенова, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Анатольевна Семенова
Вступая в Богдановское пространство
26, 27, 28 сентября 2024 года в Тамбовской области прошли традиционные «Богдановские дни»
02.10.2024
«Под чистым небом» города Белгорода
Состоялся уникальный Всероссийский фестиваль патриотического кино
31.08.2023
22 июня
Документальная повесть об одном дне на Донбассе
29.06.2023
«Донбасская дуга: спецоперация продолжается»
В Союзе писателей России состоялась презентация уникальной книги, в которой преломляются события от начала СВО до осени 2022 г.
13.05.2023
«Прямая связь меж прошлым и грядущим»
В Московском Доме национальностей прошла литературная встреча, посвящённая русскому поэту Вячеславу Богданову
08.04.2023
Все статьи Людмила Анатольевна Семенова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Человек чести
Слово в день памяти святителя Филарета Московского
02.12.2024
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
09.12.2024 10:11
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 10:06
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от учитель
09.12.2024 09:58
«Храмы – это видимое проявление веры»
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 09:03
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.12.2024 08:58
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Виктор Фролов
09.12.2024 08:49