Это мнение особо льстит мужчинам, но Евангелие обличает всех мужчин, ведь возле распятого Христа остались женщины-мироносицы, - ведь это они, как это позволил иудейский закон, отправились к месту Его погребение, чтобы умастить Его тело благовониями. Они шли просто исполнить положенный при погребении обряд – они, не ожидали не застать Его в могиле – они не ожидали Его Воскресения, иначе - зачем же им надо было бы брать с собой благовония для умащения мертвого тела? Они были обеспокоены только одним – кто отвалит им камень, закрывающий вход в могилу. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28: 2). Женщины с удивлением увидели, что на месте, где они ожидали застать тело, лежали сброшенные пелены, которыми иудеи обвивали тело умершего. Явившийся им Ангел сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал…пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 5-7).
Женщины сразу же поверили Ангелу – у них не возникло и тени сомнения в том, что Иисус воскрес - они, как сказано в Евангелии, «выйдя поспешно из гроба, …со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28: 8). А вот про учеников сказано, что «иные усомнились» (Мф. 28: 17). Евангелист Лука рассказывает об этом более подробно и с обличающей апостолов откровенностью – «и показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24: 11). Из Евангелия мы узнаем, что первыми вестниками Воскресения стали женщины – они восприняли это право первенства – и фактически стали апостолами апостолов.
Некоторые толкователи Писания в число жен-мироносиц включают и Богородицу. Они считают, что Мария Иаковлева и есть Мария – мать Иисуса – так ее называли потому, что она, выйдя замуж за Иосифа, стала матерью и его сыну – Иакову. В Богородице же женское начало было возведено на такую высоту, что возвысило Ее даже над Херувимами. После этого поднимать вопрос о том, что женщина в Православии унижена, просто бессмысленно и кощунственно.
В языческом дохристианском мире женщина действительно занимала подчиненное мужчине место. Даже в демократической Греции, в древнем мире наиболее свободной от различных предрассудков, свойственных современному ей языческому окружению - женщина существенно была поражена в правах – она наравне с рабами не имела права избирать и быть избранной.
На Востоке отношение к женщине было еще более жестким. Женщине вообще было положено молчать – она не имела права обращаться к мужчине. Даже у правоверных иудеев, у которых много можно найти в Писании восторженных слов о женщине, существовал запрет на разговор с женщиной во время путешествия и пути. Благочестивый иудей обращался к Богу с такой молитвою: «Благодарю Тебя, Боже, что Ты не создал меня женщиной».
И вот те, кому было положено молчать, вдруг становятся проповедниками благой вести о Воскресении Христовом. Психологически даже становится понятным, почему апостолы не сразу поверили мироносицам – такова была традиция отношения к женщине на Востоке – «женщине верить нельзя» так внушали будущему мужчине с детства. Но то, что понятно психологически, не может быть оправдано духовно – это свидетельствует о их духовной незрелости. Женщина же, по своей природе, созданной Богом, обладают глубинной интуицией – сердце их более открыто к любви и состраданию – и, вследствие этого, они в данной ситуации оказались готовыми (а, значит, и более зрелыми) к восприятию духовного смысла происшедшего.
Однако, простая констатация того факта, что женщины оказались более зрелыми духовно и более готовыми к восприятию вести Воскресения Христова ничего не дает нам для понимания того – почему же мужчины оказались столь ненадежны для подобной роли? Ответ на этот вопрос многое прояснит нам и для понимания того, что вообще удерживает человека от восприятия вести о Воскресении.
Мужчины в отличие от женщин, которым более свойственно сердечная отзывчивость, склонны к умной деятельности. Однако ум, по слову Григория Богослова в первую очередь пострадал при грехопадении. «Ум в Адаме не только пал, но первый был поражен, - говорит святитель Григорий Богослов, - и что преступило, то наиболее имело нужду в спасении». Но это означает, что ум в первую очередь должен быть очищен и восстановлен. «В какой мере человек очистил свой ум, в такой мере он видит славу Бога», - говорит преп. Ефрем Сирин. Сердце, движимое любовью, пробуждает в себе видение более глубокое и более устойчивое, чем умное – и преданность Богу в сердечной любви дала возможность женам-мироносицам преодолеть сомнения ума.
Князь мира сего особо следит за тем, как развивается мышление человека, ведь восстановление ума даст человеку возможность открыть в себе и видение сердечное – тогда человек увидит славу Божию и в отраженном свете и свою славу. Человек войдет в духовную зрелость, но тогда он должен будет вступить и в сыновнее наследство – князь мира сего будет изгнан вон. Поэтому он всячески пытается сдержать восстановление человека в этом качестве соединения ума и сердца.
Так во времена Иисуса Христа в религиозном миросозерцании диавол, воздействуя на ум человека, довел до абсурда понимание Божественного закона. Масса мелких запретов и ограничений оттеснили главный смысл Закона – постепенно подменив Закон лицемерием. Христос принимает разбойников, блудниц, мытарей, не делая им упрека. Но законников, доведших закон до лицемерия – Он обвиняет: «Горе вам лицемеры» (Мф. 23: 13), «вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23: 28). Закон, который должен очищать ум, пройдя через мясорубку бесконечных человеческих табу и ограничений, становится поводом для лицемерия – и становится не законом, а беззаконием. Христос указывает и на источник этого беззакония: «Ваш отец диавол» (Ин. 8: 44).
В наше время князь мира сего скрупулезно контролирует всю систему образования - он охватывает весь процесс возрастания человека – и с помощью технологии введения в ум повреждающих его вирусов, удерживает человека от очищения ума – более того, повреждает его в фундаментальных основаниях.
Обратим внимание на то, с чего начинается наше образование – на таблицу умножения. Есть даже такое выражение в нашем языке – «ясно и просто как дважды два четыре». Но при внимательном всматривании в таблицу – становится понятным, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. В учебнике математики при определении действия умножения – дается формула а×в, где а – это множитель, который надо перемножить на самого себя в раз. А теперь сделаем это действие по означенной формуле – результат будет не такой, как в таблице умножения – он будет равен 8. И так по всей таблице. На самом деле – это не таблица умножения, а сложения. Это признал и один мой знакомый математик. Тогда возникает вопрос: «Почему суммирование разных цифр (например, 9, 7, 6) называется сложением, а суммирование одинаковых цифр, с которыми совершается то же самое действие, называется умножением. Говорят для удобства. Но какое же здесь удобство, ведь это окончательно запутывает ум человека. Ведь математика – это символизированная логика – любое математическое действие можно выразить логическим предложением. Стало быть, несоответствие математического действия логике – есть математический вирус, введенный в логическую систему нашего сознания. Можно рассмотреть, как это производится и в других, изучаемых в школе предметах. Но это тема другой, отдельной статьи. Здесь же мы только даем иллюстрацию того, как в системе образования наш ум подвергается специальной вирусной обработке. Женщины менее склонны к усвоению такой вирусной обработки, вследствие того, что они менее чувствительны к логике, поэтому их сердце более охранено от такой вирусной обработки. Недаром в годы атеистического лихолетья храмы были наполнены почти исключительно женщинами.
Так что, рассмотрев бытующее предубеждение о том, что женщина в Церкви унижена по сравнению с мужчиной, и с евангельской, и с современной точки зрения, - мы должны сделать вывод о том, что в Церкви роль женщины не только не принижена, а, наоборот, - возведена на такую предельную для человека высоту, о которой ни в древнем, ни в современном мире женщина не могла и мечтать.
И поведение современных феминисток с их эпатажным протестом и борьбой за равенство с мужчинами на фоне такого евангельского возвышения женщины кажутся смешной и даже жалкой пародией. Также как и женский праздник восьмого марта с целованием женских ручек и дарением букетов на фоне величия православного женского праздника жен-мироносиц кажется водевилем с пошлыми куплетами сыгранным плохими актерами.
Однако нам все время навязывается определенный образ женщины – и праздник формирует именно такой образ женщины феминистки. Недавно мне пришлось полистать популярный журнал «Огонек». Там я обнаружил портреты и список ста «самых популярных и обаятельных» женщин России. Но просмотрев этот список, я, к своему разочарованию, не обнаружил в нем ни одной, например, известной православной писательницы, ни одной монахини проповедницы или строительницы монастырей, ни одной известной исполнительницы духовных песнопений. Но зато в этом списке я нашел двух представительниц скандально известной группы «Pussy Riot» Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной. Это те, кто устроили кощунственную пляску на амвоне кафедрального собора Христа Спасителя. Это те женщины, которые в биологическом музее публично продемонстрировали половой акт среди экспонатов животных, как бы показывая всему миру, что человек тоже животное – и потому может это делать так же, как животные, не стесняясь окружения. Только в голову не пришло этим женщинам, что на фоне животных, которые куда более целомудренны в своем половом влечении, чем нравственно опустившийся человек – они выглядят хуже, чем животные, именно потому, что человек существо сознательное. Но внимание, которое им оказывается СМИ, в том числе и «Огоньком» - есть показатель того, кому же нам предлагают подражать – в данном случае, женщину хотят не возвысить, а опустить ниже уровня животного. Эти женщины тоже вестницы, но только другой вести – вести о том, что человек произошел от обезьяны, и что его ожидает не Воскресение, а Вечная Смерть. Но какой же безумец посчитает, что эта весть благая?
Однако такова, к сожалению, реальность сегодняшнего дня – и все мы к ней в той или иной мере, причастны. Церковь же приобщает нас к иной реальности – и мы становимся причастниками иного бытия – в этом смысле, мы все иноки – и женщины в Православии являются хранительницами этой реальности, этой инаковости. Сегодня Церковь вспоминает подвиги и труды тех, кто стал проповедниками того благовестия, которое вводит нас в эту новую реальность, в это инобытие.
Поэтому праздник в честь жен-мироносиц и есть тот самый подлинный женский праздник, которого жаждет душа и прославляет живущий в нас дух, ибо только духом открывается нам истина бытия и истинная роль женщины в бытии. И Церковь Духом свидетельствует о том, какова роль женщины – она должна быть проводником Божественной Любви, хранительницей жизни и причастницей инобытия.