Тезисы доклада на конференцию «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», Санкт-Петербург, 22 февраля 2014 года.
Студенчество традиционно и по праву рассматривается как наиболее передовая часть молодежи, интеллектуальное, культурное и нравственное развитие развития которой предопределяет перспективы развития общества на долгие годы вперед. Иначе говоря, по состоянию личности студенчества в значительно мере можно судить о состоянии человеческого потенциала будущей России. Между тем многоаспектный и многолетний процесс политической, социокультурной и экономической трансформации породил в России множество негативных явлений, и прежде всего в отношении состояния этого потенциала. По мнению виднейшего российского социолога, идеи которой в большой мере определяли замыслы перестройки, Т.Заславская, его нынешнее состояние в России безусловно заставляют говорить о деградации. Подобные оценки высказываются и другими видными психологами (В.И.Добреньков), и психологами (А.В.Юревич, Д.В.Ушаков), использующими в своем диагнозе термины «моральный коллапс», «моральная деградация».
Однако нам представляется, что, несмотря на кажущуюся неоспоримость высказанных оценок и диагнозов, необходима постоянная верификация, мониторинг состояния нравственности российской молодежи, прежде всего студенческой молодежи. С этой целью нами в течении последнего десятилетия создавалось методическое обеспечение эмпирического изучения характеристик совести как универсального механизма нравственного сознания, состояние которого наиболее адекватно отражает нравственное состояние ее обладателя. С помощью комплекса этих методик проводилось обследование состоянии совести российских студентов гуманитарного профиля [ ]. В 2012-2013 г.г. эти данные были дополнены результатами, полученным в процессе кандидатского кросскультурного исследования китайских и российских студентов, проведенного аспирантом Ван Хаоюй, использовавшим те же методики.
Как следует из результатов нашего исследования, студенты в течение указанных сроков сохраняют следующее представления о совести: они считают, что из глубины сердца звучит голос, удерживающий их от некоторых поступков; что у каждого человека есть какой-то внутренний стержень; они переживают, когда не могут помочь нуждающемуся в помощи человеку; их жизнь кажется им осмысленной; считают, что хуже всего причинять боль близким людям; их внутреннее Я кажется им достойным внимания; им знакомы укоры совести; они не согласны с тем, что нравственность и совесть - понятия, имеющие слабое отношение к реальной жизни; считают, что безнравственные поступки больше вредят совершающим их; они не согласны с утверждением о том, что они бы не хотели воспитывать своих детей как совестливых людей. Приведенный перечень утверждений, неизменно фиксируемый при повторных исследованиях течение нескольких последних лет, обладающий к тому же транскультурной инвариантностью (при сравнении российских и китайских студентов), позволяет утверждать наличие позитивного окрашенного общечеловеческого комплекса представлений о совести, восходящего к образу позитивной, принимаемой совести, выполняющей функции различения добра и зла и направляющей ее обладателя к добру. Однако этот результат требует осмысления в контексте господствующих представлений о моральной деградации российского общества и, возможно, уточнения этих представлений. Так, на наш взгляд, следует рассматривать проблему морального упадка с учетом таких факторов, как принадлежность к тем или иным социальным стратам, а также с учетом пола, возраста, уровней образования, культуры, благосостояния и т.д. Исходя из этого следует ожидать именно в условиях российской действительности значительную дифференциацию нравственных устоев и, соответственно, состояний совести в различных слоях ее социума. Этот факт порождает, в частности, множество проблем в области духовно-нравственного воспитания населения.
Валерий Хайдарович Манёров, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой методов психологического познания психологического факультета РПГУ им. Герцена (Санкт-Петербург)